Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психометрические основы психодиагностики




Общая характеристика эффективных психологических тестов.

Понятие психометрии. Проблема измерения в психодиагностике. Типы измерительных шкал: номинативная, порядковая, интервальная шкалы, шкала равных отношений Валидность и ее виды. Надежность теста. Дискриминативность. Достоверность.

Валидность психологической методики.

Область применения теста. Измерение валидности теста. Виды валидности. Очевидная валидность. Конструктная и содержательная валидность. Пункты-задания теста из области заданий. Факторная валидность. Критериальная валидность. Диагностическая валидность (конкурентная, текущая). Прогностическая валидность и ее компоненты. Истинный показатель и генеральная совокупность заданий теста. Выборочная совокупность. Процедуры определения содержательной, конструктной и других видов валидности.

Надежность теста.

Надежность теста как точность психодиагностических измерений и их устойчивость. Критерии надежности. Источники неудовлетворительной надежности. Разнообразие посторонних случайных факторов. Стандартная ошибка измерения. Способы проверки теста на надежность. Надежность по внутренней согласованности. Надежность параллельных форм. Надежность частей теста. Конструирование шкалы как эталона измерения. Аспекты надежности шкалы: обоснованность, устойчивость, правильность.

Характеристика дискриминативности теста.

Способность теста дифференцировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата. Применение шкал в психодиагностике. Признаки и переменные. Шкалирование как метод моделирования явлений с помощью числовых систем. Классификация измерительных шкал.Дробность шкалы теста. Выбор числа градаций шкалы.

Характеристика достоверности теста.

Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого. Феномен социальной желательности. Сознательные и бессознательные искажения, которые вносит в тестовые результаты испытуемый. Функции шкалы лжи. Вопросы – ловушки. Достоверность теста в зависимости от типа диагностической ситуации: консультативная (ситуация клиента) и аттестационная (ситуация экспертизы).

Стандартизация методик.

Понятие нормы в психодиагностике. Частотное распределение и его параметры. Основные меры центральной тенденции и разброса. Понятие нормального распределения. Виды психодиагностических норм. Тестовые нормы. Профессиональные, школьные, локальные и национальные тестовые нормы. Репрезентативность норм и типы выборок. Статистическая норма и социокультурный норматив. Выборка стандартизации и ее репрезентативность. Репрезентативность тестовых норм.

Формы стандартизации. Регламентация процедуры обследования. Определение норм выполнения теста. Правила формирования выборки стандартизации. Первичные и профильные оценки. Центрирование и нормирование как способы преобразования первичных оценок в шкальные.

Общие принципы и этапы проектирования психодиагностической методики.

Таксономия объективных тестов. Этапы проектирования теста. Определение цели применения теста. Определение сферы использования методики и ее конкретной сложности. Определение особенностей диагностируемых популяций. Определение предметной направленности теста. Выбор и определение стимульного материала. Отбор и оценивание заданий. Определение формы ответов на задания. Поиск, выделение и обоснование критериев валидизации методики. Многообразие видов критериев валидизации. Требования к критерию валидизации. Расчет временных параметров теста. Определение условий применения теста. Формирование исследовательской выборки. Компоновка и оформление бланков, буклетов со стимульным материалом. Разработка ключей, инструкций и интерпретационных схем.Адаптация теста.

Проблемы конструирования тестов достижений.

Операциональные знания испытемого. Психологика испытуемого. Типичные мнимо разумные стратегии поиска испытуемым правильного ответа. Правила отбора, формулировки и анализа заданий тестов достижений. Логико-семантическая классификация заданий. Тематическая репрезентативность. Трудность заданий.

Пути повышения надежности анкет.

Объекты информации, определяющие содержание вопросов в анкетировании. Этапы построения вопросника для интервью или анкеты. Лексика опроса. Структурные параметры вопросов. Уровень ясности смысла вопроса. Оценка трудности формирования ответа. Категории для ответов. Закрытые и открытые вопросы. Способы повышения надежности опросных данных о фактических событиях. Отделение событийной информации от оценок и интерпретации. Постадийное развертывание вопроса. Избегание наводящих и лобовых вопросов. Применение проективных вопросов. Дробность пунктов информации. Асимметрия позитивного и негативного полюсов оценок.

Особенности наблюдения как метода психодиагностики.

Виды наблюдения: включенное, систематическое, скрытое и др. Объект и предмет наблюдения. Наблюдаемые ситуации и единицы наблюдения. Требования к наблюдению. Документы наблюдения (программа, дневник). Ошибки (эффекты) личностного и психологического происхождения, возникающие в ходе наблюдения. Возможность формализации результатов, полученных с помощью наблюдения. Квалификация наблюдателя.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)