В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работы (ОПК-7);
- готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося (ПКСП-1).
В результате прохождения данной производственной практики студенты будут
уметь:
- организовывать различные виды деятельности субъектов образовательного процесса, выбирать и применять адекватные им психологические технологии;
- организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- организовать работу психологической службы в образовательном учреждении с учетом знания организационно-правовых норм и этических принципов психологической деятельности;
- разрабатывать мероприятия и рекомендации по развитию и социальной защите учащегося.
владеть:
- методами позитивного профессионального воздействия, направленными на развитие межличностных взаимоотношений;
- навыками работы по организации деятельности обучающихся;
- методами и методиками работы индивидуально и с группой в контексте решения конкретных практических задач.
способны:
- профессионально осуществлять индивидуальную и групповую работу по организации деятельности всех участников образовательного процесса;
- работать в условиях необходимости создания новых методов оценки, диагностики, тренинговых технологий, на основе инновационных разработок;
- проявлять личностные качества профессионала в соответствии с нормативными документами и знаниями предметной области в культурно-просветительской работе;
- организовывать мероприятия по развитию и социальной защите учащегося.
6. Структура и содержание производственной практики
Общая трудоемкость практики составляет 8 зачетных единиц, 270 часов.
№
| Разделы (этапы) практики
| Виды работы
| Трудоемкость (час.)
| Форма текущего контроля и формы отчетности
| |
| Подготовительный этап
| Установочная конференция (ознакомление с программой практики).
|
|
| |
| Ознакомительная лекция руководителя практики (по разработке структуры работы на месте, этическим и правовым вопросам психологической деятельности).
|
|
| |
| Инструктаж по ТБ и ДИ.
|
|
| |
| В случае наличия в учреждении ставки(вок) психолога – знакомство со структурой организации, с должностными обязанностями и правами психолога, правилами внутреннего распорядка предприятия, документами, регламентирующими деятельность психологической службы. Изучение целей, задач, направлений деятельности психолога или службы; ознакомление с методами работы.
|
|
| |
| Подготовительный этап
| В случае отсутствия в учреждении ставки психолога знакомство с руководством, со структурой организации, правилами внутреннего распорядка предприятия. Изучение целей, задач, направлений деятельности организации. Изучение запроса организации на вид и характер психологической работы. Проведение процедур мониторинга, анкетирования, беседы для того, чтобы выяснить потребности участников трудового и учебного процесса.
|
|
|
| Составление индивидуального плана практики, решение с руководителем практики организационных вопросов по его реализации.
|
| Утверждение индивидуального плана практики руководителем (форма отчетности (ФО) – индивидуальный план производственной практики).
|
| Практический этап
| Разработка системы практической работы психолога в организации, включающей диагностические процедуры, индивидуальные консультации и групповую работу. Система разрабатывается в соответствии с запросами организации.
|
| Согласование системы работы с руководителем практики в ВУЗе и с руководителем на месте.
|
| Изучение научной, учебной и методической и практико- ориентированной литературы, работа с диагностическими методиками и видеоматериалами с целью наполнения системы работы конкретным содержанием
|
| Проверка текущих материалов практики преподавателем (ФО – список изученной литературы).
|
| Самостоятельное составление диагностических батарей в соответствии с целями и направлениями психологической работы.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог).
|
| Проведение диагностических исследований, определение индивидуальных особенностей, психологической совместимости в группах и пр. в зависимости от задач и направлений психологической работы.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Диагностические методики, раздаточный материал: бланки, брошюры.
|
| Обработка полученных результатов, обобщение и наглядное представление данных, интерпретация, отвечающая целям и задачам психологической деятельности. Определение целей и задач дальнейшей практической работы.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Презентация, диаграммы, таблицы, психологические заключения.
|
| Разработка планов и конспектов групповых занятий, тренингов.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Планы, конспекты групповых занятий, тренингов.
|
| Подготовка методических материалов к предстоящим занятиям (презентации, видеоматериалы, раздаточный материал).
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Методические материалы к предстоящим занятиям.
|
| Практический этап
| Консультирование по результатам диагностики и содержанию планируемой практической деятельности с руководителем в ВУЗе и согласование с руководителем на месте.
|
|
|
| Разработка системы самоподдержки, саморегуляции, ресурсирования, профилактики нежелательных аффективных и психофизиологических реакций.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Планы, конспекты групповых занятий, тренингов. Система самоподдержки и психопрофилактики.
|
| Проведение групповых практических занятий, тренингов, групповых консультаций соответственно составленному плану и рефлексивно-оценочный анализ проведенных занятий.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Планы, конспекты групповых занятий, тренингов.
|
| Проведение индивидуальных консультаций по запросу и соответственно составленному плану и их рефлексивно-оценочный анализ.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Планы, конспекты групповых занятий, тренингов.
|
| Посещение практических занятий, проводимых одногруппниками и их рефлексивно-оценочный анализ. Установление необходимых контактов с психологами и психологическими службами других организаций.
|
| Форма отчетности – анализ посещаемых занятий в дневнике и в отчете.
|
| Повторная диагностика, позволяющая оценить изменения, произошедшие в отдельных людях и в коллективе, в результате проведенной работы.
|
|
|
| Обработка полученных данных. Сопоставление результатов диагностики до и после практической работы по каждому отдельному направлению психологической деятельности. Обобщение и графическое представление данных, презентация.
|
| Проверка текущих материалов практики руководителями в ВУЗе и на месте (если в организации есть психолог). Презентация, психологические заклчения.
|
| Этап подготовки отчета по практике
| Анализ и обсуждение результатов психологической деятельности по разработанной системе с руководителем на месте.
|
| Проверка материалов практики руководителем.
|
| Самоанализ результатов практической психологической деятельности.
|
| Проверка текущих материалов практики преподавателем (ФО – самоанализ результатов педагогической деятельности).
|
| Оформление отчетной документации по итогам практики.
|
| Проверка отчета и дневника руководителем практики (дневник практики, отчет с приложениями).
|
| Итоговая конференция.
|
| Конференция по результатам практики.
|
| Итого:
|
|