Схемы психологического анализа урока, примерная схема самоанализа урока
Схема психологического анализа урока
Класс, урок (по счёту), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата. 2. Готовность к занятию: а) подготовленность учителя к уроку; б) подготовленность классного помещения и учащихся. Внимание учащихся на уроке. 3.1.Приёмы организации внимания: · непосредственное внимание; · подчёркивание значимости информации и т.д. 3.2.Организация внимания по этапам урока: · вхождение учителя в класс, приветствие; · начало занятия и т.д. 3.3.Поддержание активного внимания: · во время опроса; · во время подачи нового материала; · при повторении, закреплении и т.д. 3.4.Сосредоточенность внимания. 3.5.Случаи рассеянности, отвлечений. 3.6.Виды проявляющегося внимания: · непроизвольного; · произвольного; · послепроизвольного, их смена. 3.8.Переключение внимания: · от опроса к объяснению нового материала; · от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.; · как переключались «быстрые» и медлительные ученики; · приемы переключения внимания; · название новой темы – запись ее на доске; · подчеркивание значимости материала; · пауза, разрядка и т.д. Восприятие учебного материала. 4.1.Подготовка учащихся к восприятию материала урока: · мотивация; · постановка цели; · установка; · интерес, любопытство, удивление и т.д. 4.2.Особенности наглядных иллюстраций, их применение: · схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия; · моделирование содержания материала и способов действий учащихся; · иллюстрации того, что описывает учитель словами; · функции наглядности. 4.3.Осмысленность восприятия: · по возникновению у учащихся вопросов; · по высказываниям и дополнениям учащихся; · пояснение учителем словом наглядного материала 4.4.Формирование наблюдательности учащихся · фиксирование общего, существенного; · постановка цели наблюдения; · выделение этапов наблюдения; · подведение итогов. 4.5. Избирательность восприятия: · отсутствие лишней детализации; · структура объекта (расчленение на части и др.); · выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др. Мышление учащихся на уроке. 5.1. Применяемые методы на уроке: · рассказ, беседа, лекция; · программированное, проблемное изложение; · учебные ситуации. 5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся. 5.3. Формирование понятий. 5.4. Общение в процессе обучения: · позиция учителя и учащегося в группах. 5.5. Использование приёмов активизации мышления учащихся. · проблемные учебные ситуации; · обсуждения, дискуссии; · «мозговой штурм» и др. 5.6. Характер вопросов, формулируемых учителем: · требующих простого воспроизведения знаний; · направляющих процесс анализа и др.; · побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и т.д. · вскрывающих причинно-следственные связи 5.7. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач: · умение рассуждать (суждения и умозаключения); · умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; · выделять существенные признаки понятий; · связывать понятия с практикой. 5.8. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала: · анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация. 5.9. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся. Память в познавательной деятельности учащихся. 6.1. Приёмы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала: · цель и план урока, запись их на доске; · установка и запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др. · запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д. 6.2. Виды памяти, используемые на уроке: · наглядно-образная; · словесно-логическая; · эмоциональная; · двигательная. 6.3. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: · смысловая группировка материала; · установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.; · составление плана, тезисов, конспекта; · свертывание материала в логические модели содержания и способов действия 6.4. Актуализация памяти учащихся. Поведение учителя. 7.1. Встреча учителя с классом. 7.2. Внешний вид. Одежда. Причёска. 7.3. Психическое состояние учителя · положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др. · отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др. 7.4. Манера обращения к учащимся: · доброжелательное, уважительное; · требовательное, строгое; · оскорбительное (насмешки, прозвища и др.); · способность проникнуть во внутренний мир ученика; · «эмоциональный климат» в классе. 7.5. Речь учителя: · громкость, темп, дикция, паузы; · выразительность, эмоциональность; · мимика и пантомимика. 7.6. Организация учебной работы: · руководство самостоятельной работой учащихся; · взаимный контроль, соревнование; · комментирование выполняемой работы и т.д. 7.7. Замечания учителя: · по культуре речи, логике изложения; · по дисциплине, манере поведения; · по отношению к товарищам. Результаты урока. 8.1. Достигнута ли цель урока: · по организации учебной деятельности учащихся; · по наличию интереса; · по организации внимания; · по развитию психических процессов; · по уровню усвоения учебного материала; · по воспитанию учащихся и др. 8.2. Значение материала урока для учащихся: · познавательное, научное; · эстетическое (нравственное); · эстетическое (художественное); · практическое (деловое); · социальное (общественное); · воспитательное (педагогическое); · личностно-значимое 8.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.
Схемы психологического анализа урока, примерная схема самоанализа урока
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |