Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


КРИЗИС 2. ОСВОЕНИЕ СУПРУГАМИ РОДИТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ И ПРИНЯТИЕ ФАКТА ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ




Семья начинается с детей. А. И. Герцен

Феноменология кризиса

Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переход­ный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребен­ка. При этом психологи, анализируя особенности протекания данного кризи­са, часто игнорируют период зачатия ребенка и беременности матери. Тем не менее многие проблемы, по поводу которых обращается молодая семья, зача­стую связаны с особенностями развития супружеских отношений во время ожи­дания рождения ребенка. По этой причине мы сочли необходимым проанали­зировать кризисные аспекты, связанные с беременностью и отношениями между супругами в этот период, а также после рождения ребенка.

Успешное прохождение данного кризиса предполагает, что супруги справи­лись с задачами предыдущей, диадической стадии. Здесь наиболее актуальным становится план ролевых отношений в семье. Пары, которым удалось достичь близости без существенного ущерба для автономии и успешно разрешить кон­фликты предыдущего этапа, с большей вероятностью безболезненно примут роли отца и матери.

Факторами, позволяющими быстрее и легче освоить родительские роли, являются:

□ продолжительность периода ухаживания — не менее года и не более трех лет;

□ наличие диадического периода в развитии супружеских отношений, в течение которого партнеры могут подготовиться к рождению ребенка и принятию новых социальных ролей. Рождение ребенка сразу после свадь­бы либо в первый год супружества затрудняет процесс принятия факта материнства и отцовства.

Если первый ребенок, вопреки семейным сценариям супругов, не рождает­ся в первые 3-5 лет семейной жизни, это может указывать на наличие проблем в супружеской паре.

Переход к родительской роли обычно начинается с желания иметь детей. Как правило, решение зачать ребенка определяется совокупностью мотивов, часть из которых может не осознаваться супружеской парой. Эти мотивы взаимодо­полняют друг друга на фоне доминирования одного из них. Часто мотивы жен-

щины и мужчины оказываются различными, и нередко супруги об этом узнают лишь на приеме у психолога. При этом необходимо различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благо­получному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к об­ратным результатам (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).

Пример________________________________^

За консультацией обратилась женщина 34 лет в связи с переживаниями по поводу потери третьего ребенка, который родился мертвым на сроке 8 ме­сяцев. Из беседы выяснилось, что она решила сохранить беременность, несмотря на противопоказания врачей и плохое общее самочувствие (у нее была удалена щитовидная железа). Изучая семейную историю с помощью методики «Генограмма» было выявлено, что мать клиентки тоже потеряла

Табл и ца 3 Мотивация беременности

Конструктивные мотивы беременности Деструктивные мотивы беременности
Стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью Стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери. Стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»). Способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить»)
Беременность как способ принад­лежать семейной системе («в нашей семье все женщины рожали первого ребенка в 22 года»)' Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел ребенка» и др.)
Беременность как выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка («мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка») Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке («привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить его уход из семьи» и др.)
Стремление быть матерью как ре­зультат психофизиологической го­товности женщины к материнству («хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства» и др.) Беременность как способ достижения псевдодифферен­циации от родительской семьи («показать родителям, что стал(а) взрослым человеком», «родила всем назло»). Беременность как способ легализации брака («вынудить родителей смириться с браком»)
  Материальные мотивы («улучшить жилплощадь», «приоб­рести статус многодетной семьи и получить льготы» и др.)
  Беременность ради сохранения собственного здоровья («аборт вреден для здоровья», «боюсь, что после аборта не смогу иметь детей», «беременность омолаживает организм»)
  Беременность как отказ от прошлого, как символ нового этапа в жизни женщины или как способ перечеркнуть «бурное» прошлое.

1 Данный мотив является конструктивным при его рассмотрении на макросистемном уровне психологического функционирования семьи. Он обеспечивает чувство принадлежности к своему роду и чаще всего является неосознаваемым. В случае его несовпадения с индивидуальными потребно­стями женщины этот мотив можно считать деструктивным.

третьего ребенка. Таким образом, можно предположить, что на фоне пло­хих отношений с матерью, продолжавшихся многие годы, потеря ребенка была для клиентки бессознательным способом «доказать» свою принад­лежность к семье и приблизиться к матери (иметь похожий опыт).

Некоторые мотивы, описываемые рядом авторов как конструктивные, на наш взгляд, представляют собой примеры мотивов нарциссического характе­ра, где ребенок рассматривается в качестве нарциссического расширения: «стремление к бессмертию в виде повторения себя в ребенке», «рождение и воспитание такого человека, которого еще не было» и др.

Семья, ожидающая ребенка, стоит на пороге серьезных изменений и, по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильно функцио­нирующей. Изменения, происходящие с женщиной в связи с фактом беремен­ности, влияют на психологическую обстановку и характер взаимоотношений в супружеской паре. В свою очередь, семейная ситуация обусловливает психо­эмоциональное состояние будущей матери и, соответственно, оказывает вли­яние на развитие плода.

С целью прогнозирования отклонения от адекватного материнского пове­дения и планирования психологической помощи семье, ожидающей ребенка, разрабатываются типологии и способы выявления отношения женщины к бе­ременности. Разные авторы предлагают схожие классификации типов (стилей) переживания беременности: оптимальный, гипогестогнозический, эйфориче-ский, тревожный, депрессивный (Добряков И. В., 2003, в кн.: Эйдемиллер, Доб­ряков, Никольская); адекватный, тревожный, эйфорический, игнорирующий, амбивалентный, отвергающий (Филиппова Г. Г., 2002). В данном учебном по­собии более подробно представлена типология переживания беременности и методика для ее диагностики, разработанные И. В. Добряковым. Все типы от­ношений к беременности, кроме оптимального (адекватного), нуждаются в психологической коррекции.

Ожидание ребенка переживается многими женщинами как эмоциональный кризис, стресс, поворотный пункт или болезнь. Беременность, особенно пер­вая, — это кризисный момент, связанный с формированием женской идентич­ности и подтверждением половой принадлежности будущей матери.

Биологические и нейроэндокринные изменения, происходящие в организ­ме беременной женщины, приводят к особому типу психологического стрес­са, характеризующегося рядом переживаний, сопровождающих беременность. Решение о необходимости оказания будущей матери психологической помо­щи принимается в зависимости от их характера и степени выраженности. Нор­мативные переживания, сопровождающие беременность, могут изменяться под воздействием факторов, оказывающих негативное влияние на ее протекание и состояние будущей матери и ребенка. Их можно объединить в три группы:

/. Отношение женщины к себе беременной и эмоциональные переживания, со­провождающие период беременности.

Эта группа переживаний связана с естественным изменением восприятия себя как на телесном, физиологическом, так и на психологическом уровне.

В период беременности происходят переоценка ценностей и смысложизнен-ных приоритетов, переориентация в плане выполняемых социальных ролей и взаимоотношений с другими людьми. Осознание и принятие факта беремен­ности является отправной точкой для развития творческой адаптации к новой жизненной ситуации. Если женщина не принимает свое новое состояние, это может вызвать у нее ряд болезненных переживаний (появление страхов, тре­вог и опасений). Для коррекции этого состояния часто необходима специаль­ная психологическая поддержка.

Наиболее оптимальным вариантом является принятие факта беременности на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Понимание факта своей беременности не всегда сопровождается эмоциональным приня­тием данного события и изменениями в поведении. Это может выражаться в негативном отношении к беременности (эмоциональный уровень), сокрытии данного факта, а также поддержании прежнего образа жизни (поведенческий уровень). Беременная женщина может игнорировать происходящие с ней из­менения и продолжать взаимодействовать с окружающей действительностью так же, как до беременности (носить узкую стесняющую одежду, не изменять режим работы, отдыха, питания, не отказываться от вредных привычек и т. д.). В этом случае она не успевает подготовиться к изменениям и принять факт своей беременности.

Восприятие себя в новом образе, статусе и роли опосредуется для будущей матери постоянно существующим в этот период знанием о своей беременнос­ти и ощущением ребенка внутри себя. С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины обнаруживается в различной степени выраженное амбивалентное отношение к беременности. Оно прояв­ляется в наличии противоречивых аффектов, опасений и страхов, связанных с предстоящими родами, иногда доходящих до паники. Может возникать неуве­ренность в своих способностях родить и стать полноценной матерью. Возмож­ны страхи за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возмож­ным ухудшением материального положения своей семьи, ущемлением личной свободы. Беременность также связана с изменением образа телесного «Я» и ощущением собственной сексуальной непривлекательности.

К данной группе переживаний можно также отнести симптом эмоциональной лабильности (Овчарова Р. В., 2003), который в той или иной мере присущ всему периоду беременности. Он характеризуется эмоциональной дезадаптивностью, проявляющейся в колебаниях фона настроения — от ощущения скуки, медли­тельности, заторможенности до угнетенности и возрастающего недовольства собой. У одних женщин может возникать ощущение высшей удовлетвореннос­ти, у других, наоборот, возрастает пассивность, отмечается легкая депрессия.

В случае чрезмерной выраженности данных переживаний и усиления нега­тивной симптоматики беременной женщине требуется оказание психологи­ческой помощи.

2. Отношение к ребенку внутри себя.

Ощущения внутренних движений ребенка позволяют беременной женщи­не окончательно принять факт ее материнства. В этот период у нее формиру-

ется отношение к ребенку как к отдельному существу, возникает внутренний диалог с ним, начинает складываться его образ. В норме этот период окрашен в теплые эмоциональные тона.

Непринятие новой жизни в себе сопровождается негативным отношением к движениям ребенка, раздражением, желанием, чтобы «все это поскорее за­кончилось», отсутствием внутреннего диалога с ребенком либо его наполнен­ностью агрессивными посланиями. Могут возникнуть фантазии, что внутри собственного тела «поселилось некое опасное существо», «паразит, который сосет из женщины соки, делает ее некрасивой, разрушает, обессиливает» (в практике авторов встречались клиентки, у которых возникали образы «чужо­го», «монстра», сопровождающиеся страхами собственной смерти при рожде­нии ребенка). Нередки случаи, когда появляются агрессивные чувства по от­ношению к мужу как к «виновнику» произошедшего.

Фантазии и ожидания матери во время беременности влияют на ее перво­начальные реакции по отношению к родившемуся ребенку. Ощущения и на­строения, сопровождающие телесные изменения при беременности, способ­ствуют регрессии и дают беременной женщине шанс разрешить прежние и текущие конфликты между ней и ее матерью, а также интегрировать свои фан­тазии в оформленное представление о ребенке. Беременность представляет собой кульминацию желаний, зародившихся еще в раннем детстве, а также подтверждает идентификацию с матерью. Возрождаются амбивалентность и конфликты ранних этапов собственного развития будущей матери. То, в какой степени женщина способна разрешить конфликты периода детства и интегри­ровать ранние желания и фантазии, оказывает большое влияние на ее перво­начальные реакции по отношению к ребенку и ее обращение с ним (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998).

3. Отношение к окружающему миру.

В период беременности женщины отличаются повышенным вниманием к своему внутреннему миру, переживаниям и ощущениям (так называемая «эго­центрическая ориентация беременных»). Параллельно с этим снижается зна­чимость событий внешнего мира, изменяется восприятие действительности, привычного окружения. В некоторых случаях возникает ощущение покинуто­сти, одиночества, недоверие к окружающим людям.

Связь беременной женщины с ребенком часто обусловливает ее регрессию. Будущая мама может стать капризной, требовательной, чрезмерно сентимен­тальной, ранимой в отношениях с мужем и другими членами семьи. В связи с этим возникает необходимость особого внимания и заботы со стороны супру­га и родственников.

Рождение нового члена семьи является кризисным событием, которое де­стабилизирует семейную систему и может привести к ряду трудностей. С по­явлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (актуализируются проблемы иерархии, близости и т. д.), которые стабилизировались на предыдущей стадии. Изменяется состав семей­ных подсистем, возникают новые аспекты отношений с родственниками. Все это для некоторых членов семьи выступает источником болезненных пережи-

ваний. По словам С. Минухина, рождение ребенка знаменует появление в се­мье новой диссипативной (упорядочивающей) структуры. Это неизменно при­водит к переструктурированию супружеского холона (супружеской подсисте­мы) и нередко ставит под угрозу существование всей семьи (Минухин С, фишманЧ., 1998).

Факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в се­мье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. По сути, триангуляция имеет место уже в период беремен­ности, так как еще не рожденный ребенок имплицитно присутствует в семье.

Понятие «треугольник» было впервые введено М. Боуэном и в настоящее время широко используется в психологии и психотерапии семьи. Треугольни­ки — это любые взаимоотношения с тремя каналами связи. Основной семей­ный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Существует предположе­ние о том, что взаимоотношения любых двух участников треугольника зависят от его третьей стороны. Чем ближе друг другу двое людей, входящих в тре­угольник, тем больше дистанция между ними и третьим участником данной структуры. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоот­ношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диа­де. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как прави­ло, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В то же время роль отца очень важна для существования диады «мать—ребенок». Она заключается в том, что он может периодически брать на себя функции ухаживающего объекта, позволяя матери на время дистанциро­ваться от ребенка и отдохнуть от интенсивных отношений с ним. Таким обра­зом, он на время становится «символической матерью жены» (Витакер К., Бам-берри В., 1997).

В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, пере­живать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чув­ство «эмоционального голода» (Витакер К., Бамберри В., 1997) и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, еще больше таким образом отдаляясь от се­мьи. Жена, ожидающая от мужа эмоциональной поддержки и помощи по ухо­ду за ребенком и ведению домашнего хозяйства, не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Результатом, как правило, становится усиление концентрации супруги на ребенке, что прово­цирует новую волну дистанцирования мужа. Тем самым ребенок уже с первых дней жизни выступает регулятором психологической дистанции между роди­телями. Однако подобные циркулярные процессы могут привести к эмоцио­нальному разрыву как дисфункции супружеской пары.

В это время вновь становятся актуальными проблемы внешних границ семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли — бабушки и дедушки; меняется интенсивность кон­тактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не при­знавался либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто ле­гализуется.

Одним из обстоятельств, которое осложняет протекание данного норматив­ного кризиса, является послеродовая депрессия у матери. Причинами ее воз­никновения могут служить:

□ особенности протекания беременности и родов;

□ наличие эндокринных нарушений; П токсикоз беременности;

□ физическая незрелость и неготовность к беременности и родам, в том числе и психологическая неготовность к материнству;

□ нежелательная беременность;

□ нарушение полоролевой идентичности женщины;

□ недифференцированность от матери;

□ нарушение взаимоотношений с мужем;

□ профессиональные и материальные проблемы, связанные с рождением ребенка.

А. Кемпински (2002) выделяет следующие формы послеродовой депрессии: О неврастеническая, проявляющаяся в замученности, раздражительности, ухудшении умственных и физических способностей, потере либо увели­чении веса женщины;

□ форма безразличия и апатии, где на первый план выступают ощущение потери энергии, неспособность матери принять решение, трудности в выполнении привычных домашних обязанностей, ощущение пустоты жизни, равнодушие в отношениях с мужем и ребенком, жалобы ипохон­дрического характера;

□ форма тревоги и страха, связанная со страхом женщины не справиться с функциями матери, с навязчивыми мыслями, что с ребенком может что-то случиться или она может причинить ему зло.

Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореали­зации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чув­ства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной социальной жизни супруга. Иногда возникает сверхвовлеченность матери в уход за ребен­ком как способ компенсации недостаточно насыщенной жизни. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семейную систему в этот период.

Диагностика

Обращение в психологическую консультацию супружеской пары, ожидающей появления ребенка, чаще всего связано с переживаниями и проблемами, возни­кающими у женщины в период беременности. Подтверждением того, что жен­щине необходима психологическая поддержка, может служить ряд факторов:

П непринятие или игнорирование факта беременности;

О негативное отношение к беременности и будущему ребенку;

G ярко выраженные страхи и опасения за протекание беременности и здо­ровье будущего ребенка;

О преобладающее депрессивное состояние или хронически сниженный эмоциональный фон настроения будущей матери;

□ «аутичное» состояние беременной, чрезмерная концентрация на пере­живаниях, связанных с ожиданием ребенка и, как следствие, дистанци­рование от членов семьи и своего супруга;

□ послеродовая депрессия женщины.

Для диагностики данных параметров могут быть использованы следующие

методики:

П определение типа переживания беременности — «Тест отношений бере­менной» (ТОБ (б)) (И. В. Добряков);

□ выявление представлений о будущем ребенке — проективные рисуноч­ные методики;

П определение валентности отношения к беременности, будущему ребенку, себе — методика «Цветовой тест отношений» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эт-кинд);

□ анализ общего психоэмоционального состояния беременной женщи­ны — методика САН (самочувствие, активность, настроение) (В. А. Дос-кин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников);

О диагностика депрессивных состояний — шкала определения уровня де­прессии (В. Зунг, в адаптации Т. Н. Балашовой), методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров).

При обращении за психологической помощью молодых родителей особое вни­мание нужно обратить на следующие параметры семейной системы: сплочен­ность, внутренние и внешние границы семьи, ролевое взаимодействие. Дан­ные аспекты второго нормативного кризиса семьи можно диагностировать на основании анализа беседы с супружеской парой и проведения диагностичес­ких процедур. Их маркерами выступают:

□ непринятие новых ролей (отца и матери) и связанных с ними обяза­тельств;

□ снижение уровня сплоченности за счет дистанцирования супругов, обу­словленного беременностью и концентрацией матери на ребенке;

□ рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периоди­ческом росте конфликтов, взаимных обидах и претензиях, в пережива­ниях собственного одиночества, ревности у одного из партнеров (чаще всего отца);

О практически полное отсутствие контактов с членами родительских се­мей в этот период либо чрезмерное количество контактов с ними, что, в свою очередь, может грозить ситуацией «украденного материнства»;

□ дисфункция сексуальных отношений в супружеской паре.

Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью сле­дующих методик:

□ анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн);

О выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистан­ции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эй-демиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Ла-ви, в адаптации М. Перре);

О анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и при­тязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модифика­ции А. В. Черникова);

□ выявление уровня удовлетворенности браком — методика «Удовлетво­ренность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко).




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)