Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Психология человека от рождения до смерти




МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич

Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.

ПЕТАНОВА Елена Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии.

ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации.

РЕАН Артур Александрович

Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии.

РОЗУМ Сергей Иванович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности.

СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна

Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития.

ВИЛЕНСКАЯ Галина Альаюедовна

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития.

ФЕЛЬДШТЕИН Давид Иосифович

Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира.


1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ....................................................................... 20

БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ............................................................................. 21

СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ ............................................................................................................. 22

2. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ .................................................................. 24

3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ....................................................................................................................... 27

СИНЕРГЕТИКА.............................................................................................................................. 28

ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ............................................... 29

4. ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ .............................................................. 31

5. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................ 34

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.............................................................................................................. 34

СРЕДА............................................................................................................................................... 34

АКТИВНОСТЬ................................................................................................................................ 36

6. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .................................................................. 37

7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ................................................ 42

8. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.............................................................................. 45

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ............................................................................................ 47

ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ .................................................................................................. 47

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА............................................. 48

СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ...................................................................................... 50

КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА...................................................................................................... 50

КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ....................................................................................................... 53

КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ ................................................................................................ 53

ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ................................................................................ 58

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ............................................................................ 59

9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА............................................. 61

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ....................................................... 61

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ................................................................................................ 62

КРИЗИС РАЗВИТИЯ .................................................................................................................. 63

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ .................................................................. 64

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА ... 66

10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ................................................................ 69

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА................................................ 70

11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА......................... 72



РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ


6 ■ СОДЕРЖАНИЕ

13. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ...................................................... 81

14. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ............................................................................................... 90

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ .... 91

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................................. 93

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА................................................................................................ 96

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ......................................................................................................................... 96

ВТОРОЙ МЕСЯЦ............................................................................................................................. 96

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ.............................................................................................................................. 97

ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ .................................................................................................................. 97

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ ............................................................................................................................ 97

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ........................................................................................................................ 98

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ.......................................................................................................................... 98

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ......................................................................................................................... 99

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ ............................................................................ 99

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 100

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ ....................................................................................................... 100

РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ .................................................................... 101

РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ................................................................. 101

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.......................................................... 101

РАЗВИТИЕ СЛУХА ............................................................................................................... 101

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ .............................................................................................................. 102

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ......................................................................................................... 102

ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................. 103

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 105

ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ ............................................................... 105

ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ...................................................... 107

СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» ...................................................................................... 107

СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................... 108

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 109

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ...................................................................................... 110

Обобщение.......................................................................................................................... 110

Овладение речью ............................................................................................................ 110

Сравнение............................................................................................................................ 110

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 111

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 111

РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ................................................................. 112

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ...................................................................... 112

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ .............................................................................. 112

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 113

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 114

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ .... 114

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ....................................................................................................... 115

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 118

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ................................................................................................... 118


СОДЕРЖАНИЕ Ш 7

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ............................................................................................................. 119

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ......................................................................................................... 120

ЭМОЦИИ СТРАХА ................................................................................................................ 121

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ........................................................................................... 121

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ

РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ............................................................................................................ 122

РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 123

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 124

ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

РЕБЕНКА.......................................................................................................................................... 124

АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ............................................................................................. 127

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ ............................................................. 128

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ......................................................................................... 129

ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ............................................................................ 130

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ............................. 130

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ.................................................................................................................. 132

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 133

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 135

РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА ....................................................................................... 136

РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ........................................ 137

РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА......................................................... 138

ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ ........................................................................................................ 138

Я И НЕЗНАКОМЦЫ.................................................................................................................. 140

ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ..................................................................................... 140

ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ ........................................................................................... 141

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.................................................................. 142

РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 143

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ............................................................................................ 143

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................... 144

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145

РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА .................................................................................................... 145

Новорожденный ребенок.................................................................................................... 145

Младенчество...................................................................................................................... 146

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ ............................................ 147

Манипуляторный характер действий .............................................................................. 147

Функциональный характер действий .............................................................................. 147

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ............................................................................... 148

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ................... 150

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ ......................................................................... 151

Предметное общение........................................................................................................... 151

Речевое общение................................................................................................................. 152

ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ....................................................... 152

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ......................................................................................................... 153

СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА»............................................................................................... 154

РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 155


8 ■ СОДЕРЖАНИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)