Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ




Еще одной характерной для подросткового и юношеского возраста формой активности является та деятельность, которой заполняется время, свободное от основной, ведущей в данном возрасте учебной деятельности. Увлечения, или хобби, в этом возрасте настолько распространены, что они выделяются в особый тип подростковых реакций — реакцию увлечения, или хобби-реакцию.«Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр» (Личко А. Е., 1983).

Типы увлечений

Увлечения подростков разнообразны, но в то же время достаточно типичны и поддаются классификации. Помимо распространенных увлечений футболом, хоккеем, мотоспортом, автомашинами, компьютерами, поп- и рок-музыкой, А. Е. Личко и Ю. А. Строцкий в своей рабочей классификации, основанной «на стремлении разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение», приводят следующие типы увлечений подростков:

интеллектуально-эстетические,основной характеристикой которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке, рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же относится изобретательство и конструирование;

телесно-мануальные— связаны с намерением молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную искусность в различных сферах;


380 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет)

лидерскиеувлечения — поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать, направлять других;

накопительские увлеченияпредставляют собой коллекционирование во всех видах;

эгоцентрические— любые занятия, внешняя сторона которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например, художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные занятия;

азартные увлечения— картежные игры, ставки и пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;

информативно-коммуникативныеувлечения связаны с повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не требующую критической переработки.

Тип увлечения напрямую связан с типом личности подростка и является одним из его диагностических признаков.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Индивидуальные особенности человека, обусловливающие вариативность его поведения, обнаруживаются очень рано. Из-за ограничений, связанных с объемом текста данного издания и большей важности общих закономерностей поведения детей, мы не касались проблемы их индивидуальной специфичности в младших возрастах.

Между тем уже на первом году жизни у ребенка отмечаются выраженные индивидуальные различия. Например, в реакциях «устремления» к игрушке, предмету или другому человеку, в стремлении ребенка либо к «самостоятельности» в овладении и манипулировании предметами, либо к обращению за помощью взрослого (Овчинникова Т. Н., 1987).

Различия в поведении детей стимулируют и различные реакции окружающих, что в итоге приводит к формированию предпочитаемых форм и сфер активности ребенка. «Сочетание генетических, "опытно-практических" и социально-оценочных (социально-стимулирующих, социально-организационных) факторов приводит к тому, что в результате обобщения индивидуального опыта адаптации у ребенка возникает избирательное отношение к определенным видам деятельности и социальных взаимодействий, т. е. они приобретают особую индивидуальную значимость» (Щербаков Н. Ю., 1998, с. 28).

Однако наиболее важным результатом процесса индивидуализации является то, что на основе этой индивидуальной значимости различных видов деятельности и социальных взаимодействий у ребенка «начинает форми-

Генетический фактор— влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.

«Опытно-практический» фактор — влияние на психическое развитие ребенка опыта, приобретаемого им в процессе различных видов практической деятельности.

Социально-оценочный фактор — влияние на психическое развитие ребенка тех оценок, которые дают ему окружающие люди как человеку, личности и субъекту деятельности.

______


ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 381

роваться "чувство особости социального Я" — представление о "Я" как субъекте индивидуально и вместе с тем социально значимой активности, которое в дальнейшем становится своеобразным организующим центром индивидуальности» (там же, с. 28).

Важным здесь является то, что развивающийся субъект как источник активности сам оказывает влияние на формирование этого чувства «особого Я».

Наблюдения

Поданным Н. И. Непомнящей, большей сформированное™ «особого Я» способствуют: «высокая общая активность ребенка, избирательность его побуждений, стремление к успеху в определенных видах деятельности и отношений, стремление к самостоятельности в овладении доступными на данном этапе развития умениями.

Меньшей сформированности, диффузности и неустойчивости «особого Я» соответствуют: пассивность (реактивность) поведения ребенка, «потребительский» характер его интересов (насыщение, комфорт, развлечения и т. п.), отсутствие избирательности побуждений, ожидание инициативы и помощи со стороны других» (цит. по: Щербаков Н. Ю., 1998, с. 29).

Характер взаимодействий ребенка с социальной средой в процессе его взросления все больше индивидуализируется, определяясь субъектным опытом, который представляет собой условие реализации субъектной активности.

Помимо прочего субъектный опыт состоит из следующих компонентов:

опыт привычной активизации, который ориентирует субъекта в собственных возможностях;

операциональный опыт, объединяющий конкретные средства взаимодействия с миром;

опыт сотрудничества, который способствует объединению усилий в достижении результата деятельности (Осницкий А. К., 1996).

В подростковом возрасте увеличивающаяся потребность в автономии приводит «к резкому повышению вариативности социального поведения», что проявляется в самом образе жизни подростка (Щербаков Н. Ю., 1998).

РЕЗЮМЕ

Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.

Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для под
росткового и юношеского возраста, что получило название подростковой
реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением
наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских

групп.

Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней,


 

382 ■ Часть V. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) щдддддддд^

они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.

В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному.

Стремление молодых людей к познанию мира, своих возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.


ГЛАВА 6

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ

^3 соответствии с когнитивно-бихевио-ральной концепцией социального научения(Бандура А., 1959, 1973) процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет.

Научение определенным навыкам в системе «сигналответ»требует, во-первых,вознаграждения или подкрепления, а во-вторых,наличия некоторого мотивационного процесса или драйва. При этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию.

В рамках когнитивно-бихевиоральной концепции подростковую агрессию рассматривают как результат специфичного социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)