Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Самореализация личности




Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие фак­торы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессио­нальные и жизненные планы, способности и их прояв­ление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможно­сти обучения и трудоустройства по избираемой профес­сии, ее материальную и социальную значимость.

Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта (выбирающего) со­ответствуют одному из пяти типов профессий: человек — человек, человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек - знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо про­фессии данного типа, нужны особые способности мыс­ленно погружаться в мир условных обозначений, отвле­каться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Существуют и другие теории профессионального само­определения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформиро­ван к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или кон­венциональный тип. Для наглядности более подробно рас­смотрим два последних типа личности:

• Предпринимательский тип — рискованный, энергич­ный, властный, амбициозный, общительный, импульсив­ный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным тру­дом. В профессиональном выборе — все виды предприни­мательства.

• Конвенциональный тип — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе — банков­ская служба, статистика, программирование, экономика.

После выбора профессии человек определяется со спо­собом получения соответствующей специальности, мес­та работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становле­нием и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности — это стабиль­ность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных услови­ях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образовани­ем, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятель­ной, независимой, компетентной и конкурентоспособ­ной личностью. Профессиональное самообразование как са­мостоятельно осуществляемая деятельность, направлен­ная на повышение профессионализма, включает:

^ овладение новыми ценностными установками, под­ходами в профессиональной деятельности;

^ профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.

^ осмысление (рефлексия) собственного опыта и про­гнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периоди­заций профессиональный самореализации личности. Напри­мер, весь профессиональный путь человека психолог Сью-пер (США) разделяет на пять этапов:

• Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробу­ют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

• Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девуш­ки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты про­фессиональной карьеры, подбирают подходящую про­фессию и начинает ее осваивать.

• Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной дея­тельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вер­шины профессионализма.

• Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на про­изводстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не от­стать от времени.

• Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям лич­ности.

Приемами самопобужде-ния являются самокритика, самоприказ, самообязательст­во, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включения их в практику самосовершенствования предпо­лагает также упражнения, то есть многократное повторе­ние тех состояний, действий и ситуаций, которые закреп­ляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говори­лось ранее (Тема 5).

Для составления программы самовоспитания желае­мых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно исполь­зовать те, которые выделили М. ВудкЪкк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:

• способность управлять собой, поддерживать свое фи­зическое и психическое здоровье, эффективно исполь­зовать время работы и отдыха;

• наличие четких личных целей и разумных представ­лений о том, что является важным и ценным в жизни;

• умение находить выход и принимать решения в са­мых сложных, критических ситуациях;

• способность к инновациям, конструктивному мыш­лению, созданию оригинальных проектов;

• знание современных управленческих подходов;

• стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;

• умение обучать подчиненных, формировать эффек­тивные рабочие команды;

• умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.

Имидж делового, конкурентоспособного человека — это специально создаваемый образ человека привлекатель­ного, где основными факторами являются одежда и внеш­ность, манеры поведения, умение вести разговор и слу­шать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:

• внешняя — манеры, походка, голос, речь, жесты, ми­мика, одежды, прическа;

• внутренняя — интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;

• процессуальная — формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, пластичность, вырази­тельность.

Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, - это также процесс и результат самовоспитания.

 

 




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)