Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. «Россия и мир в конце XX – начале XXI веке»



2015-12-13 1318 Обсуждений (0)
Тема 3. «Россия и мир в конце XX – начале XXI веке» 0.00 из 5.00 0 оценок




Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор. Военные действия НАТО в Югославии и Афганистане. Вторжение США и их союзников в Ирак.

Российская федерация в 90-ые годы XX века и в начале XXI века. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2012 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции:

- лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения)

Содержание семинарских занятий и контрольных мероприятий

№ п/п № раздела и темы дисциплины № и название практических занятий с указанием контрольных мероприятий Вид контрольного мероприятия
Раздел 1. «История как объект изучения».
Тема 1. «История в системе социально-гуманитарных наук». Тема 2.«Исторические источники, методология и историография исторической науки». Семинар № 1. «Предмет истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и источники исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.   Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. Опрос реферат
Раздел 2. «Особенности становления государственности в России и мире»
Тема 1. «Цивилизации Древнего Востока и античности. Варварские королевства в Западной Европе. Древнерусское государство Киевская Русь в IX – X вв.».     Семинар № 2. «Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Падение Римской империи. Варварские королевства. Древнейшие культуры Северной Евразии. Великое Переселение народов в III – VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. Раннефеодальное государство Киевская Русь: характерные особенности политического и социально-экономического строя. Этнокультурные и социально-политические процессы развития русской государственности». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.   Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос реферат
5. Тема 2. «Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия и Западная Европа». Семинар № 3.«Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Образование новых государственных центров на территории Древней Руси: Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли: важнейшие факты их истории. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства. Культурное влияние Византии и Западной Европы на эволюцию русской государственности». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. Опрос реферат  
Раздел 3. «Русские земли в XIII – XV веках и европейское средневековье»
Тема1. «Русь в XIII – XIV вв.: между Орденом, Ордой и Литвой. Западная Европа в эпоху Высокого Средневековья. Особенности феодализма на Востоке». Тема 2. «Складывание централизованных государств в Западной Европе и в России в XV в.: сходство и особенности». Семинар № 4 «Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской и значение Куликовской битвы. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы и идеология в средневековых обществах Запада и Востока. Особенности «азиатского» способа производства. Складывание в Западной Европе XV в. централизованных государств на примере Английского, Испанского и Французского королевств. Правление Ивана III и образование Русского централизованного государства». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. Опрос реферат
Раздел 4. «Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации»
Тема 1. «Новое время в Европе как особая форма развития постсредневекового общества. Сословно-представительная монархия в России и Речи Посполитой в XVI – нач. XVII вв.». Семинар № 5.«Эпоха Возрождения в Европе. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. Религиозные войны во Франции и Германии. Контрреформация в Европе». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос, тестирование
  Семинар № 6.Василий III и завершение процесса объединения русских земель. Реформы Ивана IV. Опричнина. Смутное время. Взаимовлияние политической культуры Польши и России: роль сеймов и земских соборов. Феномен выборной монархии. Борис Годунов. Внешняя политика России в XVI – начале XVII вв.». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.   Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. Опрос реферат
Тема 2. «Абсолютизм в Европе в XVII в. Восточная деспотия в Турции и Персии в XVI – XVII в. Русское самодержавие при первых царях из династии Романовых». Семинар № 7. «Абсолютизм в Европе в XVII в. на примере Английской, Испанской и Французской монархий. Английская буржуазная революция. О. Кромвель. «Золотой век» французского абсолютизма: правление Людовика XIV. Начало колониальной экспансии Запада. Расцвет мануфактурного капитализма». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. Опрос реферат  
  Семинар № 8. «Османская империя в XVI в. Расцвет при Сулеймане Великолепном. Значение битвы при Лепанто. Турция в XVII в.: пределы могущества. Поражение под Веной. Персидского государство в XVI – XVII вв. Войны с Турцией. Завоевание Закавказья и части Среднего Востока. Первые цари из дома Романовых. Земские цари при Михаиле Федоровиче и прекращение их деятельности во второй половине XVII в. Соборное уложение XVII в. «Бунташный век». Реформы патриарха Никона и раскол церкви. Присоединение Левобережной Украины. «Вечный мир» с Речью Посполитой.». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. тестирование  
Раздел 5. «Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот»
Тема 1. «XVIII в. и эпоха Просвещения в истории Западной Европы России. Реформы Петра I. «Просвещенный абсолютизм» и внешняя политика Екатерины II». Семинар № 9. «Эпоха Просвещения в Европе: истоки, основные этапы развития, главные представители. Особенности эпохи Просвещения в Испании, Германии и странах Центральной Европы. Связь идеологии Просвещения и буржуазных европейских революций в конце XVIII – первой половине XIX веков. Война за независимость североамериканских колоний. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Великая французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос, тестирование
  Семинар № 10. «Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Предпосылки петровских преобразований. Основные направления «европеизации» страны. Реформа центрального и местного управления. Российский абсолютизм и его особенности. Экономическая политика правительства. Создание регулярной армии и строительство флота. Церковная реформа. Преобразования в области культуры и быта. Негативные аспекты культурной реформы Петра. Дворцовый переворот 1762 г. и приход к власти Екатерины II. Внутренняя политика Екатерины II. Секуляризация церковных и монастырских земель. "Просвещенный абсолютизм". Уложенная комиссия. Губернская реформа. Жалованная грамота дворянству – новый юридический статус дворянства. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. реферат
Тема 2. «Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Промышленный переворот в Европе и России. Российская империя в XIX в. Войны и реформы». Семинар №11. «Промышленный переворот: утверждение индустриального общества и капиталистического способа производства. Европейский абсолютизм в XVIII в. Наполеоновские войны. Внутренняя политика Александра I. М. Сперанский и А. Аракчеев. Движение декабристов. Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. Внешняя политика Николая I. «Восточный вопрос». Александр II и реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Особенности развития капитализма в России». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. Опрос реферат
Раздел. 6. «Россия и мир в ХХ веке»
Тема 1. «Завершение раздела мира и борьба за колонии. Мировые войны и их последствия. Революции и реформы в России в начале XX в. СССР в 1922 – 1953 гг.». Семинар № 12. «Завершение раздела мира и борьба за колонии. Первая мировая война (1914-1918): предпосылки, ход, итоги. Вторая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Потсдамская конференция. Влияние Второй первой мировой войны на глобальное развитие. Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. «Манифест 17 октября»: переход от самодержавия к конституционной монархии. Россия в период Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. Февральская революция. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Гражданская война: причины, основные события, итоги. НЭП политика: успехи и трудности. Индустриализация. Коллективизация. Пакт Молотова-Риббентропа. Великая Отечественная война: причины, основные события, итоги. СССР – участник антигитлеровской коалиции. Тегеранская и Ялтинская конференции. Изменения на международной арене после окончания Великой Отечественной войны». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. Опрос реферат
Тема 2.«Мир во второй половине XX в.: противостояние двух социально-политических систем. Крах мировой колониальной системы. Распад СССР и образование СНГ». Семинар № 13 «Превращение США в сверхдержаву. Начало холодной войны. Создание НАТО. Создание социалистического лагеря и ОВД. Восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Хрущевская «оттепель» (1954 – 1964 гг.) Космическая программа в СССР. Освоение целины. Реформы Косыгина. «Оттепель» в духовной сфере. Эпоха застоя (1964 – 1985 гг.). Перестройка (1985 – 1991 гг.): причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы. Распад СССР и образование СНГ». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос, устный доклад
Тема 3.«Россия и мир в конце XX – начале XXI веке». Семинар №14. «Российская федерация в 90-ые годы XX века и в начале XXI века. Изменения экономического и политического строя в России. Конституция РФ 1993 г. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Конец однополярного мира. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2012 гг. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия».. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. тестирование

Семинарские занятия

(очно-заочная форма обучения)

Содержание семинарских занятий и контрольных мероприятий

№ п/п № раздела и темы дисциплины № и название практических занятий с указанием контрольных мероприятий Вид контрольного мероприятия
Раздел 1. «История как объект изучения».
Тема 1. «История в системе социально-гуманитарных наук». Тема 2.«Исторические источники, методология и историография исторической науки». Семинар № 1. «Предмет истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Методология и источники исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос
Раздел 2. «Особенности становления государственности в России и мире»
Тема 1. «Цивилизации Древнего Востока и античности. Варварские королевства в Западной Европе. Древнерусское государство Киевская Русь в IX – X вв.». Тема 2. «Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия и Западная Европа» Семинар № 2. «Падение Римской империи. Варварские королевства. Раннефеодальное государство Киевская Русь: характерные особенности политического и социально-экономического строя. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Образование новых государственных центров на территории Древней Руси: Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли: важнейшие факты их истории». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос  

 

Раздел 3. «Русские земли в XIII – XV веках и европейское средневековье»
Тема1. «Русь в XIII – XIV вв.: между Орденом, Ордой и Литвой. Западная Европа в эпоху Высокого Средневековья. Особенности феодализма на Востоке». Тема 2. «Складывание централизованных государств в Западной Европе и в России в XV в.: сходство и особенности» Семинар № 3 «Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской и значение Куликовской битвы. Складывание в Западной Европе XV в. централизованных государств на примере Английского, Испанского и Французского королевств. Правление Ивана III и образование Русского централизованного государства». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос  
Раздел 4. «Россия в XVI – XVII веках в контексте развития европейской цивилизации»
Тема 1. «Новое время в Европе как особая форма развития постсредневекового общества. Сословно-представительная монархия в России и Речи Посполитой в XVI – нач. XVII вв.». Тема 2. «Абсолютизм в Европе в XVII в. Восточная деспотия в Турции и Персии в XVI – XVII в. Русское самодержавие при первых царях из династии Романовых». Семинар № 4.«Эпоха Возрождения в Европе. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. Реформы Ивана IV. Опричнина. Смутное время. Борис Годунов. Внешняя политика России в XVI – начале XVII вв. Абсолютизм в Европе в XVII в. на примере Английской, Испанской и Французской монархий. Английская буржуазная революция. Начало колониальной экспансии Запада. Расцвет мануфактурного капитализма. Османская империя в XVI в. Первые цари из дома Романовых. Соборное уложение XVII в. «Бунташный век». Реформы патриарха Никона и раскол церкви. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос, тестирование
Раздел 5. «Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот»
Тема 1. «XVIII в. и эпоха Просвещения в истории Западной Европы России. Реформы Петра I. «Просвещенный абсолютизм» и внешняя политика Екатерины II». Тема 2. «Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Промышленный переворот в Европе и России. Российская империя в XIX в. Войны и реформы». Семинар № 5. «Эпоха Просвещения в Европе: истоки, основные этапы развития, главные представители. Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина. Великая французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Создание регулярной армии и строительство флота. Внутренняя политика Екатерины II. "Просвещенный абсолютизм. Жалованная грамота дворянству – новый юридический статус дворянства. Промышленный переворот: утверждение индустриального общества и капиталистического способа производства. Европейский абсолютизм в XVIII в. Наполеоновские войны. Внутренняя политика Александра I. Движение декабристов. Внешняя политика Александра I. Отечественная война 1812 г. Внешняя политика Николая I. «Восточный вопрос». Александр II и реформы 60-х – 70-х гг. XIX в. Особенности развития капитализма в России». *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме. Это предполагает парную и групповую работу; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. опрос, тестирование
Раздел. 6. «Россия и мир в ХХ и начале XXI века»
  Тема 1. «Завершение раздела мира и борьба за колонии. Мировые войны и их последствия. Революции и реформы в России в начале XX в. СССР в 1922 – 1953 гг.». Тема 2.«Мир во второй половине XX в.: противостояние двух социально-политических систем. Крах мировой колониальной системы. Распад СССР и образование СНГ». Семинар № 6. «Завершение раздела мира и борьба за колонии. Первая мировая война (1914-1918): предпосылки, ход, итоги. Вторая мировая война: предпосылки, ход, итоги. Потсдамская конференция. Реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина. «Манифест 17 октября»: переход от самодержавия к конституционной монархии. Россия в период Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. Февральская революция. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Гражданская война: причины, основные события, итоги. НЭП политика: успехи и трудности. Индустриализация. Коллективизация. Великая Отечественная война: причины, основные события, итоги. СССР – участник антигитлеровской коалиции. Тегеранская и Ялтинская конференции. Превращение США в сверхдержаву. Начало холодной войны. Создание НАТО. Создание социалистического лагеря и ОВД. Хрущевская «оттепель» (1954 – 1964 гг.) Эпоха застоя (1964 – 1985 гг.). Перестройка (1985 – 1991 гг.): причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы. Распад СССР и образование СНГ. Российская федерация в 90-ые годы XX века и в начале XXI века. *Примечание: Семинарское занятие проводится в интерактивной форме – дискуссии- форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4. реферат



2015-12-13 1318 Обсуждений (0)
Тема 3. «Россия и мир в конце XX – начале XXI веке» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. «Россия и мир в конце XX – начале XXI веке»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)