Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Риторический канон. Эффективность общения




А. Теоретическая часть

1. Риторика как лингвистическая дисциплина. Общая и частные риторики.

2. Образ ритора (этос, пафос, логос).

3. Подготовка речи и публичное выступление. Риторический канон:

а) мотивы отбора «фрагментов действительности», топика (инвенция);

б) изложение и аргументация (диспозиция);

в) тропы и фигуры речи (элокуция);

г) оратор и аудитория (акция).

4. Невербальные средства общения.

5. Эффективность общения. Факторы эффективности вербального и невербального общения. Коммуникативные барьеры.

6. Коммуникативные тактики ведения диалога.

7. Культура дискутивно-полемической речи.

 

Б. Практическая часть

Задание 1.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

«Кто чист душою, тому хорошо здесь молиться... — думал Кунин. — Как в Риме у св. Петра поражает величие, так здесь трогают эти смирение и простота».

Но молитвенное настроение его рассеялось в дым, когда отец Яков вошел в алтарь и начал обедню. По молодости лет, попав в священники прямо с семинарской скамьи, отец Яков не успел еще усвоить себе определенную манеру служить. Читая, он как будто выбирал, на каком голосе ему остановиться, на высоком теноре или жидком баске; кланялся он неумело, ходил быстро, царские врата открывал и закрывал порывисто... Старый дьячок, очевидно больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений».

(А.П. Чехов. «Кошмар».)

– Чем был разочарован Кунин во время богослужения?

– Почему быстрота и резкость движений неуместны для священника?
В каких еще случаях от них следует отказаться?

– Какие невербальные средства обнаруживают неопытность священника?

Задание 2.Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней...

Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который, последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.

– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

– Ах, да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» – сказал ее взгляд.

(Л.Н. Толстой. «Война и мир».)

Найдите места в отрывке, где описывается информация, которая передается невербально. Как именно она передается?

Есть ли в отрывке несоответствия между словами и невербальными средствами (неконгруэнтность)? Подтвердите текстом. Чем обусловлено это несоответствие?

В. Литература

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 23 - 30.

2. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 149 – 168.

3. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 21 - 73.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 72 – 81.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 17 – 21; 110 – 123.22 - 39.

6. Сиротинина О.Б., Гольдин В.Е., Куликова Г.С., Ягубова М.А. Русский язык и культура общения для нефилологов. – Саратов, 1998. – С. 12 – 23.

7. Стернин И.А. Риторика. – Воронеж, 2002. – С. 33 – 72.

8. Волков А.А. Основы риторики. – М., 2004.

9. Грановская Л.М. Риторика. – М., 2004.

10. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М., 2001.

11. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2001.

12. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). – М., 2001.

13. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

14. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 2001.

15. Стернин И.А. Риторика. – Воронеж, 2002.

16. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 1999.

Г. Справочники и словари

1. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Караулов Ю.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1997.

2. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н. – М., 1998.

 


 

Практическое занятие № 11

Критерии хорошей речи

А. Теоретическая часть

1. Правильность речи.

2. Точность речи.

3. Логичность речи.

4. Чистота речи.

5. Уместность речи.

6. Выразительность речи.

7. Богатство речи.

8. Типы речевой культуры.

Б. Практическая часть

Задание 1. Какие особенности речи российских соотечественников за рубежом отражает следующая пародия? О каком уровне речевой культуры она говорит?

 

Тихо падает бакс, мерзко тикают клокс...

Настроение сакс, словно нюхаю сокс,

Залетел свежий эйр сквозь балконную доор.

Мне постричь бы свой хэйр, да побриться уанс мор...

 

Настроение файн, хоть за окнами колд.

Хоть успехов э литтл, а уж 30 еарз олд.

Скоро вновь будет спринг, будет солнце нам шайн,

Будут птицы нам свинг, в целом — трули дивайн!

 

Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом романа А. Марининой «Пружина для мышеловки». Дайте характеристику речи следователя Вилкова. Каким образом коллеги-милиционеры все же понимали, о чем он говорит?

– Они позвонили ему, говорят – Мосгаз ходит с проверкой, нужен доступ туда, ну, он приехал, хату открыл, а он там лежит уже трехдневный...

«Они» после уточнения оказались соседями, первый «он» – хозяином квартиры, под «там» подразумевалась сама квартира, в которой был убит и обнаружен второй «он» – Юрий Петрович Забелин.

– А чего ж трехдневный-то? – удивился Семенов. – Его что, не искал никто?..

– Так она уехала из Москвы, а эти решили, что по делам, он что-то такое говорил насчет того, что надо съездить туда, на месте посмотреть, ну они и решили, что он поехал...

В переводе на общепонятный язык сия тирада означала, что жена Забелина в отъезде, а на работе все думали, что он поехал инспектировать какой-то филиал в другом городе.

В. Литература

1. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2008. – С. 150 – 235.

2. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 181 – 254.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 84 - 89.

4. Хорошая речь : [монография] / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротиной. - Изд. 2-е, испр. – М. : ЛКИ, 2007. – 318 с.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)