Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, функции и виды внимания 12 страница



2015-12-13 840 Обсуждений (0)
Сущность, функции и виды внимания 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Хотя диадное общение достаточно распространено, это лишь элемент системы реального общения, поэтому для рассмотрения взаимодействия трех и более человек необходимы более многомерные, системные, иерархические модели.

® Контрольные вопросы

1. Как можно охарактеризовать процесс общения, согласно теории Г.М. Андреевой?

2. Какие виды сензитивности лежат в основе социально-психологической наблюдательности?

3. В каких направлениях изменяется эмоциональное содержание межличностных отношений?

4. Верно ли, что аффилиация — потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви?

5. Единство скольких компонентов представляет собой совместная деятельность?

6. Почему взаимодействие в диаде — наиболее простой и примитивный вариант группового взаимодействия?

Ф Тестовые задания

1. По Г.М. Андреевой, выделяют следующие составляющие общения:

A. Информационную, интерактивную и перцептивную. Б. Информационную, невербальную и перцептивную.

B. Информационную, вербальную и перцептивную. Г. Информационную и интерактивную.

2. В основе социально-психологической наблюдательности лежат следующие виды сензитивности...

A. Наблюдательная, теоретическая.

Б. Наблюдательная, теоретическая, идеографическая.

B. Наблюдательная, теоретическая, идеографическая н номотетическая. Г. Все ответы верны.

3. Межличностные отношения развиваются по...

A. Вертикали и горизонтали. Б. Вертикали и диагонали.

B. Горизонтали и диагонали. Г. Вертикали и диагонали.

4. По мнению Хилла, стремление люден к обществу других обусловлено-

A. Тремя причинами.

Б. Четырьмя причинами.

B. Пятью причинами. Г. Шестью причинами.

Глава 23

ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП

23.1. Понятие, виды и структура малой группы

В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. Малая группа опосредствует связи человека с обществом, трансформируя оказываемое на него воздействие.

Малые группы на протяжении всей истории социальной психологии были основным объектом эмпирических исследований и лабораторных экспериментов.

Центральный психологический феномен, характеризующий малую группу как предмет социально-психологического исследования _ это психологическая общность. Основными ее критериями выступают:

■/ явления сходства и общности индивидов, входящих^ малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок);

• идентификация индивидов со своей группой (осознание принадлежности к данной группе, чувство «мы»);

S осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности, а также отличий «своей группы» от других;

/ наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным ее индивидам, например таких, как сплоченность, социально-психологический климат и др.

За «нижнюю границу» размеров малой группы большинство специалистов принимают три человека. Это связано с тем, что в случае отсутствия согласия в группе из двух человек не могут форми-

роваться групповые социально-психологические феномены, поэтому диаду рассматривают как специфическую разновидность малой группы. «Верхняя граница» малой группы определяется не столько ее количественными, сколько качественными характеристиками, например контактностью, т.е. возможностью каждого члена группы регулярно воспринимать друг друга, вступать в непосредственный контакт и общаться с другими ее представителями.

Общее определение малой группы можно сформулировать следующим образом: это небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

Различные классификации малых групп относятся не к специально создаваемым для проведения исследований лабораторным группам, а к реальным малым группам, возникающим естественным способом.

Среди реально существующих малых групп наиболее важным представляется выделение формальных и неформальных групп, предложенное Э. Мэйо. Формальными называются группы, членство и взаимоотношения в которых определяются официальными предписаниями. К формальным малым группам относятся первичные подразделения социальных организаций и институтов (трудовые, учебные и т.д.).

Неформальные малые группы — это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих самим индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами таких групп являются дружеские компании, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями. Формальные и неформальные группы различаются механизмами своего образования и характером существующих в них межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные достаточно условно, так как неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, и наоборот, группы, возникающие как неформальные, могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяют группы временные и постоянные.

Основными качественными характеристиками малой группы являются ее композиция и структура. Композицией называется совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как целое. Выбор параметров, по которым определяется композиция группы, зависит от конкретных задач исследования. Наиболее часто выделяются такие критерии, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение.

Структура группы — это совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами или микрогруппами как элементами данной группы. Наиболее часто выделяют структуру функциональных связей, т.е. отношений, определяемых характером распределения функций между членами группы, и структуру эмоциональных связей или межличностных отношений. В исследованиях формальных групп и организаций принято выделять формальную и неформальную структуры. Формальная структура группы— это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы — это реально складывающаяся в организации структура межличностных связей, коммуникаций и влияния. Наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности, является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся, в которых взаимодействие между людьми носит неупорядоченный характер.

В социально-психологических исследованиях малых групп выделяют и анализируют социометрическую и коммуникативную структуры, а также структуру власти и влияния. Социометрическая структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями, выявленная по результатам социометрического теста Дж. Морено. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии.

Коммуникативная структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи циркулирующей в группе информации. Основные характеристики коммуникативной структуры группы: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния друг на друга. Основные характеристики структуры социальной власти и влияния — системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формальной группе) и неформального влияния, выраженного феноменом лидерства.

В.отечественной психологии можно выделить четыре основных исследовательских подхода к рассмотрению групп.

1. Деятельностный подход, основанный на принципе деятельности. К нему относятся стратометрическая концепция групповой активности А.В. Петровского, программно-ролевая концепция группы М.Г. Ярошевского, концепция Г.М. Андреевой о модели социально-перцептивных-процессов в совместной деятельности.

2. Социометрическое направление, основанное на использовании различных вариантов социометрического теста в качестве основного методического средства (Я.Л. Коломинский).

3. Параметрическая концепция, основная идея которой состоит в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (Л.И. Уманский).

4. Организационно-управленческий подход, основанный на разрабатываемых в социологии и социальной психологии представлениях о социальной организации и управленческой деятельности, когда группа рассматривается как субъект управления (Е.С. Кузьмин).

Перечислим основные характеристики (признаки) группы:

•S относительно устойчивое социальное образование, система социального взаимодействия;

S форма социального объединения, при которой ее члены взаимодействуют друг с другом лично;

•S социальное взаимодействие между индивидами в группе, организованное на основе совместного участия в деятельности, которому присущи общность целей, установок, мотивов поведения, системы ценностей, а также общность сознания, организующего групповое действие.

Кроме того, малой группе как специфическому виду человеческой общности, присущи:

• прямой (или косвенный) контакт и межличностное взаимодействие между составляющими ее индивидами; #

• общность цели деятельности и переживание общих чувств;

• общность сферы интересов, мотивов, установок, норм, нравов, привычек и обычаев;

• внутренняя распределенность функций и групповых ролей;

• определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени.

Широко распространенным в социальной психологии является понятие «референтная группа». Оно означает группу, к которой

данный индивид относит себя сознательно. Термин «референтная группа» имеет четыре основных значения. Это группа, на которую данный индивид ориентируется в своих действиях; которая служит образцом или критерием для оценки личного поведения; в которую индивид стремится вступить, стать ее членом; группа, чьи взгляды и ценности служат эталонами для индивида, который не является непосредственным ее членом.

i

23.2. Динамика и развитие малой группы

Механизмы формирования малых групп существенно различаются в зависимости от вида группы. Образование формальной группы происходит независимо от потребностей и желания объединиться и общаться именно с данными людьми. Здесь правильнее говорить о вхождении индивидов в формирующуюся группу, обусловленном индивидуальными потребностями личности.

Неформальные группы, напротив, образуются преимущественно на основе потребностей в общении, участии, принадлежности, поэтому в их возникновении большую роль играют психологические механизмы эмоциональной привлекательности и психологической совместимости индивидов. К числу наиболее универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

Феномен групповой динамики определяется исследователями по-разному. М.-А. Робер и Ф. Тельман определяют групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними, приводит к взаимному удовлетворению.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Ле-вином и определялся им как дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, действующие в группе. При описании принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии.

В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию отношений в группе, изменениям, которые наступают в результате действующих в группе сил.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов: цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы и фазы ее развития.

В концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы представляется как последовательная смена стадий, характеризующихся качественными различиями таких параметров, как направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрогрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы происходит в континууме, «высшую точку» которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью, а «низшую точку» этого развития представляет только что сформированная группа-конгломерат. В процессе развития группы автор выделяет ключевые точки (стадии):

• номинальная группа, характеризующаяся внешним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач;

• группа — ассоциация, характеризующаяся начальной межличностной интеграцией ее членов;

• группа — кооперация, в которой происходит взаимная интеграция в межличностных и деловых отношениях;

• группа — автономия, обладающая высоким внутренним единством по всем параметрам внутригрупповой активности.

Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие, социально значимые цели.

В психологической теории коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским, развитие группы характеризуется двумя основными критериями: степенью опосредствованности межличностных отношений, содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятельности. По второму критерию выделяют группы с положительной и отрица£ельной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений и позволяет четко типологизировать группы по этим параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия.

Групповую сплоченность выделяют как один из основных параметров развития малой группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких свойств малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы.

Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л. Фестингер определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве таких сил рассматривались: эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида, удовлетворенность индивидов своим членством в группе. Уровень сплоченности малой группы проявляется в частоте и устойчивости существующих в ней коммуникативных связей.

23.3. Особенности включенности личности в малую группу

Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности воздействий малой группы на установки, психические явления и поведение индивида, а с другой — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и поведение, т.е. с описанием феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов у индивида (В. Меде, Ф. Олпорт, В.М. Бехтерев). Обобщение результатов этих, а также последующих исследований позволило Н.Н. Обозову сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей, т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Одновременно повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти, т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности. В первом случае можно говорить о феномене социальной ингибиции, т.е. подавлении, угнетении психических функ-

ций под влиянием группы, во втором — о феномене социальной фасилитации, т.е. об их поддержке, усилении.

В условиях группового взаимодействия у индивидов снижаются точность восприятия сложных объектов при их кратковременном предъявлении и качество {нетривиальность) генерируемых идей, повышаются точность восприятия простых объектов и времени, точность восприятия сложных объектов при их длительном предъявлении и способность к определению в объектах сходных элементов. Это говорит об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия. Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок увеличивается.

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния личности на социально-психологические явления и поведение отдельных ее членов и группы в целом. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Главными признаками лидерства являются: высокий уровень активности и инициативности человека при решении совместных задач; большая информированность о решаемой задаче, членах группы, о ситуации в целом; выраженная способность воздействовать на других людей; большее соответствие поведения мнениям, позициям, ценностям, принятым в данной группе; более яркое проявление личностных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера: организация совместной деятельности группы, выработка и поддержание групповых норм н правил поведения, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие личной ответственности за групповые результаты, установление и поддержание благоприятного социально-психологического климата в группе.

Лидерство — это сложное многоплановое явление, определяемое рядом факторов: внешних и внутренних.

Малая группа представляет собой определенную социально-психологическую систему, которая интегрирует личности как «микросистемы». В социологии сложилась ролевая теория личности. Со-

 

гласно В.А. Ядову, ролевая теория личности — это теория, в которой личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения — ролей, обусловленных социальным статусом личности в обществе или группе.

Основные положения теории личности в социальной психологии, сформулированные Дж. Мндом, уделяют внимание «научению роли», их освоению в процессах межличностного взаимодействия, подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых* для данного индивида лиц. ■ В рамках ролевой теории личности был выявлен такой феномен, как «ролевой конфликт» — переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является.

А.А. Налчадпсяном разработана концепция ролевого поведения личности в группе, которое детерминировано ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии со статусом.

Концепция социальной роли, связанная с нормами и ожиданиями, включает в себя следующие «блоки»:

• представляемая роль (система ожиданий индивида и группы);

субъективная роль (субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);

• играемая роль {наблюдаемое поведение личности, имеющей определенный статус, по отношению к лицу с другим статусом).

Стиль ролевого поведения — это «личностная окраска» исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других психологических особенностей личности. Ролевое поведение личности двупланово, вследствие чего его можно представить как действия, исходящие от нормативных требований и от личных притязаний.

Первый план поведения — это социальная форма ролевых действий, второй — это психологический способ ролевой самореализации.

Понятие социальной роли предполагает наличие следующих моментов:

S социальная роль регулируется теми или иными правами н обязанностями как в обществе в целом, так и в малых группах;

•S сам человек имеет мнение о том, как он будет исполнять свою роль;

•/ различные роли имеют для личности неравноценную значимость;

■/ роль личности проявляется в ее реальном поведении.

Любая социальная система имеет свой «набор ролей», который определяется: устойчивыми ожиданиями общества или группы в отношении поведения лица, обладающего определенным статусом; совокупностью ценностных ориентации личности, называемых «ин-тернализованной» (внутренне принятой) ролью; существованием людей, поведение и внутренний облик которых рассматриваются субъектом как идеальное воплощение роли и служат образцом для подражания.

Таким образом, социальная роль представляет собой своеобразный механизм, посредством которого общественные интересы детерминируют поведение личности.

С другой стороны, социальная роль может рассматриваться как модель поведения, «запрограммированная» социальной системой общества. В качестве ролевых предписаний, обеспечивающих стабильность социально-ролевых действий, в общении выступают социальные роли. Они являются устойчивыми регуляторами взаимодействий личности в социальной общности.

23.4. Социально-психологические характеристики конфликта

Конфликт (лат. conflictus — столкновение) есть форма выражения противоречия. В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт с нескольких точек зрения: во-первых, как борьбу, направленную на нейтрализацию противника и нанесение ему ущерба; во-вторых, как психическое напряжение и враждебность по отношению к окружающим; в-третьих, как достижение своих собственных целей за счет подавления остальных.

Конфликт как социальное явление дает известный, ярко окрашенный негативный эффект. Но наряду с этим он выполняет важную позитивную функцию, заключающуюся в разрешении противоречий, в развитии за счет осознания участниками конфликта самого факта произошедшего и накоплении жизненного опыта, конфликт является средством выражения неудовлетворенности или протеста, информирования конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемы и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы, конфликты помогают участникам сплотиться, мобилизовать волю и интеллектуальные усилия на решение принципиально важных вопросов.

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, самим фактом их включения в социальные группы. Выделяют несколько типичных социально-психологических причин возникновения конфликтов.

1. Значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Нередко человек в процессе общения не может передать всю информацию, касающуюся проблемы, обсуждаемой с партнером, без существенных искажений. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного и словами вообще не выражается. Другая ее часть теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека, недостатка времени. Многое из сказанного не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей понимания. Неправильное понимание людьми друг друга может быть причиной конфликтов, усложнять разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.

2. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей или групп. В ситуации межличностного взаимодействия и общения его участники могут играть не те роли, которые они ожидают друг от друга. Когда руководитель общается, например, с подчиненным, то обычно он считает себя старшим, а подчиненного — младшим. Если подчиненный в данной ситуации так же оценивает распределение ролей, то такое взаимодействие будет длиться бесконфликтно и сколь угодно долго.

3. Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не реально существующим расхождением во взглядах, а разными подходами к ее решению. Проблемы, которые обсуждают и решают люди, как правило, сложны, имеют много сторон и оттенков. Партнеры по взаимодействию нередко подходят к их решению, имея изначально разное отношение к наличной ситуации. Вследствие этого участники дискуссии один и тот же ее аспект могут оценивать неодинаково. В принципе, при обсуждении сложной проблемы в группе будет примерно столько же точек зрения, сколько и людей, участвующих в ее обсуждении. Разнообразие мнений естественно и необходимо, но, несмотря на это, некоторые люди иногда болезненно относятся к точкам зрения, отличающимся от их собственных.

4. Выбор членами группы различных способов взаимной оценки результатов деятельности и личностей друг друга. Оценивая других, человек за основу чаще принимает то, что им не удалось сделать по сравнению с теми, кто выполнил аналогичную работу на

«отлично». Сам же работник обычно оценивает свои результаты, ориентируясь на качество деятельности других людей, выполнивших аналогичную работу хуже. В итоге одна и та же деятельность может быть оценена не только по-разному, но даже противоположно. Известна социально-психологическая закономерность, согласно которой люди склонны приписывать (справедливо или нет) заслуги исключительно своему труду и компетентности, а собственные поражения, неудачи и ошибки объяснять невезением, кознями или некомпетентностью других людей или неблагоприятной ситуацией. Отношение к успехам и неудачам своих оппонентов обычно подчиняется прямо противоположной логике: неудачи противника возлагаются целиком на человека, а его заслуги обесцениваются влиянием ситуационных факторов (повезло, хорошие советники и т.п.)

Существует еще ряд социально-психологических причин межличностных и межгрупповых конфликтов. К ним относятся присущий человеку конкурентный характер взаимодействия с другими людьми; ограниченные способности к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями оппонентов; стремление к власти и другие причины.

23.5. Конформизм как влияние большинства

Влияния малой группы на протекание психических явлений и поведение индивида связано с изучением феномена конформизма (лат. conformis — подобный).

Явление конформизма было открыто американским психологом С. Ашем в 1952 г. в его знаменитых экспериментах с «подставной» группой: перед испытуемыми ставилась задача сравнения длины линий. Обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. После окончания экспериментов с его участниками проводилось интервью в целях выяснения их субъективных переживаний. Большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы.

В дальнейшем такие эксперименты неоднократно воспроизводились в различных модификациях (Р. Крачфилд). Установлено, что за внешне сходным «конформным» поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты. К примеру, одни испытуемые, давшие неправильный ответ, были искренне'убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения,

при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме, или приспособленчестве. Представители третьей группы «конформистов» говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением с мнением группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения классифицируется как внутренняя конформность.



2015-12-13 840 Обсуждений (0)
Сущность, функции и виды внимания 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, функции и виды внимания 12 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)