Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, функции и виды внимания 17 страница



2015-12-13 1094 Обсуждений (0)
Сущность, функции и виды внимания 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Д.Б. Эльконин, развивая концепцию Л.С. Выготского с учетом теории деятельности А.Н. Леонтьева, вводит понятие ведущей деятельности, т.е. такой деятельности, в которой формируется основное новообразование данного возрастного этапа, развиваются и совершенствуются отдельные психические процессы и дифференцируются другие виды деятельностей.

Периодизация психического развития ребенка, построенная на чередовании различных типов ведущей деятельности, представлена на схеме.

Д.Б. Эльконин разбил период развития ребенка до 18 лет на три эпохи психического развития: раннее детство, детство и подростни-чество. Каждая эпоха включает в себя два периода. В раннем детстве это младенчество, где ведущей деятельностью для психического развития оказывается непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым (1-й тип); и собственно раннее детство, где ведущая деятельность — предметно-орудийная, в которой ребенок при непременном руководстве взрослого осваивает способы употребления орудий и речи (2-й тип). Эпоха детства делится на дошкольное с ведущей сюжетно-ролевой игрой (1-й тип) и младшее школьное с ведущей учебной деятельностью (2-й тип). В младшем подростничестве ведущей деятельностью Д.Б. Эльконин считал интимно-личностное общение подростка со сверстниками (1-й тип), а в старшем — учебно-профессиональную деятельность (2-й тип).

Итак, отечественная периодизация психического развития ребенка в качестве основных характеристик возраста выделяет: социальную ситуацию развития ребенка; ведущий тип деятельности в этот период; основные новообразования возраста; кризис как переломную точку, отделяющую один возраст от другого, в которой происходит смена двух первых составляющих.

27.4. Проблема возрастных кризисов •

Понятие кризиса или критического возраста вводилось в науку эмпирически и в случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет как переход от дошкольного к школьному возрасту, затем трех — как возраст строптивости и упрямства, последний — кризис 13 лет, который был описан как негативная фаза возраста полового созревания (Ш. Бюлер). Иногда кризисы рассматривались как болезненные отклонения от истинного пути развития.

В концепциях социального научения названия критических периодов социализации получили те возрасты, когда влияния среды наиболее эффективны. Сближая человека с животным, а развитие у ребенка социальной привязанности — с процессом запечатления, сторонники социогенетического подхода настаивают на критичности (или сензитивности в нашем понимании) более ранних возрастов. При представлении о психическом развитии как взаимодействии биологической наследственности и социального научения качественные изменения психики игнорируются, а потому и понятие кризиса как периода приобретения нового качества практически отсутствует.

В психоаналитической традиции, напротив, подчеркивается качественное отличие одного этапа развития от другого. Однако и там первоначально применялось понятие конфликта, а не кризиса. Даже Э. Эриксон, который выделяет закономерные возрастные кризисы на каждом этапе развития личности, рассматривает кризис скорее как конфликт противоборствующих на каждом этапе благоприятных и неблагоприятных тенденций развития.

П.П. Блонский одним из первых указал на то, что возрастные изменения могут происходить постепенно (литически) и резко (критически). Он называл времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, эпохами и стадиями, а времена детской жизни, отграниченные друг от друга литически, плавно, постепенно, — фазами.

Л.С. Выготский в свою очередь показал, что чередование стабильных и критических периодов есть закономерная особенность психического развития, проявляющаяся и в чередовании детских возрастных этапов. Регулярность кризисов, которые являются поворотными, переломными пунктами в развитии, подтверждает, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. В относительно устойчивые или стабильные возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

Можно назвать следующие особенности критических периодов детского развития:

•S относительная трудновоспитуемость ребенка в этот период;

S ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Нет появления новых ннте-

ресов, стремлений, новых видов деятельности и форм внутренней жизни;

•/ кризис наступает незаметно: трудно определить его начало и окончание. Однако в середине этого возрастного периода происходит резкое обострение кризиса: эта кульминационная точка резко отличает критические возрасты от стабильных эпох детского развития.

Согласно Л.С. Выготскому, самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые, как показывают конкретные исследования, в высшей степени специфичны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в том, что они не сохраняются в том виде, в котором возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности.

Современные последователи Л.С. Выготского трактуют понятие кризиса несколько иначе. Например, К.Н. Поливанова описывает содержание кризиса как субъективацию новообразования, сформировавшегося в предыдущем стабильном периоде развития. Субъек-тивация — обнаружение самим субъектом собственного желания или действия. Согласно этой точке зрения достигнутое в стабильном возрасте умение существует лишь объективно, но до кризиса не представлено самому ребенку, не является его достижением, не принадлежит ему. Оно становится достижением самого субъекта лишь в кризисе. Лишь в кризисе рождаются субъектность акта развития и его действительные участники. В кризисе идет опро-бывание новой идеальной формы в наличной ситуации.

Содержанием кризиса психического развития является субъек-тивация новообразования стабильного периода, т.е. возникновение новообразования проходит два этапа: формирование новообразования (в стабильный период) и его субъективация (в кризисе). Под субъективацией понимается превращение новообразования в способность самого действующего субъекта (К.Н. Поливанова).

Понятие возрастного кризиса применимо не только ((детству и отрочеству. Поскольку взрослый человек меняется, изменяется его место в системе общественных отношений, выполняемый им набор социальных ролей, то естественно предположить, что данные изменения тоже могут происходит критическим путем. В связи с этим Д. Левинсон полагает, что у взрослого человека нормальные кризисы развития происходят в среднем один раз в шесть — восемь лет. Другие исследователи считают, что наступление кризиса связано не с хронологией жизни, а с жизненными поворотными событиями,

которые заставляют человека переосмысливать свое прошлое, пересматривать цели и менять ведущие мотивы (Т.Б. Карцева). При этом одни и те же объективные события для одних могут быть жизненно важными, а для других нет. Имеются эмпирические данные, показывающие большое значение разрешения очередного кризиса взрослости {кризиса жизненных перемен) для благоприятного протекания следующего за ним периода жизни (П. Ниемелн). Таким образом, получается, что кризис играет во взрослом периоде ту же роль, что в детстве й юности, т.е. полное его разрешение обеспечивает дальнейшее поступательное развитие {Б. Ливехуд).

Анализируя периодизации психического развития взрослых, выдвинутые Д. Левинсоном, В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова замечает, что во всех случаях речь идет о том, что человек в какие-то периоды жизни делает, а в другие осмысливает сделанное.

27.5. Проблема соотношения обучения и развития

Соотношение процессов обучения и развития не представляет проблемы для концепции социального научения. Принято считать, что все психическое развитие есть не что иное как научение и закрепление воздействий социальной среды. Остается только выяснить наиболее благоприятные периоды для тех или иных воздействий среды, так называемые сензитивные периоды.

В других подходах, предполагающих спонтанное психическое развитие за счет внутренних противоречий, роль обучения уже не выглядит такой всеобъемлющей.

Ж. Пиаже, например, считал, что любое обучение должно начинаться только тогда, когда у ребенка уже готовы соответствующие мыслительные структуры. Согласно его точке зрения ребенок самостоятельно в процессе собственной активности должен сформировать более сложные когнитивные схемы, а затем с помощью обучения распространить их на более широкий круг явлений действительности. Таким образом, по Пиаже, обучение не может перевести развитие с одного этапа на другой, а может лишь способствовать распространению достигнутого уровня развития на разные области.

С такой точкой зрения, что «обучение плетется в хвосте у развития», не мог согласиться Л.С. Выготский. По его мнению, обучение должно вести за собой развитие. В отличие от Пиаже основной движущей силой психического развития ребенка он считал не дея-

тельность ребенка с предметами, а общение его с социальным окружением. В общении, во взаимодействии со взрослым каждый ребенок способен на большее, нежели наедине с тестовыми задачами. Таким образом, уровень потенциального развития ребенка (то, на что он способен в сотрудничестве) всегда превышает уровень его актуального развития на некоторую определяемую индивидуально величину. Это опережение Выготский и назвал зоной ближайшего развития, на которую должно ориентироваться обучение. Получается, что обучение должно опережать актуальный уровень развития ребенка и благодаря сотрудничеству с более компетентным взрослым поднимать этот уровень до потенциального, т.е. вести развитие за собой.

ф Контрольные вопросы

1. В чем состоят преимущества и недостатки биогенетического подхода к психическому развитию?

2. Каковы особенности социогенетического подхода к психическому развитию?

3. Чем отличаются взгляды сторонников концепции конвергенции и психогенетического подхода?

4. Каковы современные взгляды на место и роль кризисов в психическом развитии ребенка?

5. Что вам известно о психоаналитических концепциях психического

развития?

6. Что нового в представление о развития личности человека внес

Э. Эриксон?

7. Каковы основные стадии развитие детского интеллекта по Ж. Пиаже?

8. В чем состоит своеобразие психического развития ребенка, согласно

Л.С. Выготскому?

9. Каковы движущие силы психического развития ребенка, по Д.Б. Эль-конину?

10. Каковы основные критерии выделения возрастных стадий в отечественной психологии?

(D Тестовые задания *

1. Утверждение «каждый человек в ходе своего индивидуального психического развития необходимо повторяет все стадии развития человеческого общества» принадлежит...

A. Биогенетическому подходу к психическому развитию. Б. Социогенетическому подходу к психическому развитию.

B. Концепции конвергенции двух факторов. Г. Психогенетическому подходу.

2. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства...

A. Новообразования, ведущий тип деятельности.

Б. Новообразования, динамика перехода от одного периода к другому.

B. Динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития.

Г. Новообразования, социальная ситуация развития.

3. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит...

A. 3. Фрейду. Б. Ж. Пиаже.

B. Э. Эриксону.

Г. Л.С. Выготскому.

4. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для...

A. Биогенетических концепций психического развития. Б. Соиногенетнческих концепций психического развития.

B. Концепции конвергенции двух факторов. Г. Психогенетических концепций.

Глава 28

МЛАДЕНЧЕСТВО

28.1. Кризисноворожденности

Первый период в жизни человека — новорожденность (от рождения до одного-двух месяцев). Это самый настоящий и самый первый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от биологического к социальному типу развития. Это подлинный скачок в развитии, сопровождающийся резким изменением условий жизни: холод (при отсутствии системы терморегуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания. О трудности приспособления к новой ситуации развития свидетельствует потеря ребенком в течение первых дней первоначального веса. Медицинский критерий конца кризиса новорожденности принято связывать с тем моментом, когда ребенок после потери веса, наберет первоначальный вес с которым он родился (примерно через 7—11 дней после рождения). Новорожденный совершенно беспомощен, у него нет ни единой сложившейся формы поведения, ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно, он полностью зависит от взрослого человека.

С точки зрения Л.С. Выготского, новорожденность —^то промежуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. О переходном, смешанном характере развития новорожденного свидетельствуют:

S питание ребенка — он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» — сосать;

•S недостаточная дифференциация сна и бодрствования — ребенок 80% времени проводит во сне, однако сон его носит бес-

покойный, прерывистый и поверхностный характер; короткие периоды сна чередуются с островками бодрствования; большую часть времени он находится в состоянии дремоты;

S эмбриональная поза — ребенок находится в этой внутриутробной позе во время сна и бодрствования;

S двигательные особенности — многие рефлексы новорожденного атавистические, исчезающие через несколько месяцев;

■S недоношенность или перекошенность (рождение ребенка через 280 дней ± 40 дней) сколько-нибудь существенно не влияют на его развитие.

Л.С. Выготский говорит о «рудиментарном состоянии психической жизни новорожденного», которая представляет собой недифференцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, влечения, ощущения), ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира. Центральным новообразованием данного периода является становление индивидуальной психической жизни новорожденного.

Однако нельзя недооценивать возможности новорожденного. Новорожденные дети обладают целым рядом сложных врожденных рефлексов, большинство из которых, являясь наследием наших далеких предков, исчезает к концу второго — четвертого месяца. Эти рефлексы важны как показатели, отражающие состояние и процессы созревания нервной системы и составляющие анатомо-физиоло-гическую основу психической деятельности младенца, поэтому в табл. 1 приводится краткая характеристика наиболее важных безусловных рефлексов новорожденного.

Таблица I

Рефлексы новорожденного

Название рефлекса Описание Время исчезновения
Рефлекс Моро Когда ребенка резко поднимают или опускают, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, пальцы вновь сжимаются в кулачки Обычно после 4-го месяца

Продолжение табл. 1

Рефлекс шагания Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступни в твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу После 2-го или 3-го месяца
Хватательный рефлекс кисти Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче Обычно после 5-го месяца
Рефлекс Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза После 4-го месяца
Рефлекс Баб и некого Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев После 6-го месяца
Рефлекс «поиска груди» Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот как будто ищет сосок После 3-го или 4-го месяца
Сосательный рефлекс Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его, совершая ритмичные сосательные движения Не исчезает
Плавательный рефлекс Ребенок пытается совершать координированные плавательные движения, если его поместить в воду животом вниз После 6-го месяца *

У новорожденных была обнаружена способность к подражанию, например они высовывают язык, открывают рот в ответ на соответствующее поведение матери.

Сенсорные способности новорожденных. Относительно взрослых стандартов зрение новорожденного очень бедно: у них значительно ниже точность детализации пространства, движения глаз

новорожденного имеют фиксированное фокусное расстояние, т.е. только объекты, находящиеся на расстоянии приблизительно 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе, удаленные объекты имеют весьма неясные очертания, слабо развита функция управления конвергенцией глаз.

Новорожденные способны воспринимать свое окружение. Они явно предпочитают смотреть на сложные узоры, их особенно привлекают края и контуры объектов. Новорожденные также исключительно восприимчивы к человеческому лицу: они очень рано начинают распознавать лицо матери. Исследование Дж. Уолтона и Т. Бауэра показало, что уже через семь часов после рождения младенцы предпочитают смотреть на цветное изображение своей мамы на экране компьютера, а не на лицо чужого человека. По мнению ряда исследователей, вероятно, что в течение первых часов после рождения существует сензитивный период, когда новорожденный находится в бодрствующем состоянии и проявляет особую готовность запечатлеть индивидуальные черты лица своей мамы.

Слуховая система новорожденных развита достаточно хорошо. Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон звуков. Однако они предпочитают голоса в женском диапазоне голосам мужским. Новорожденные особенно чувствительны к звукам речи, человеческому голосу: они предпочитает песню, исполненную женским голосом, той же мелодии, сыгранной на музыкальном инструменте. Современные исследования показывают, что новорожденные способны отличить голос матери от голосов других женщин, а это значит, что параметры материнского голоса становятся привычными для младенца еще внутриутробно. Зрительная и слуховая системы с самого рождения функционируют в тесной взаимосвязи и координации друг с другом. Новорожденные также способны к локализации источника звука: они уже в первые дни жизни поворачивают глаза в направлении звука. Был проведен следующий эксперимент: исследователь потрясал двумя погремушками с обеих сторон от новорожденного младенца, причем только одна погремушка производила звуки. Новорожденные предпочитали смотреть в сторону звучащей погремушки.

Тактильные ощущения хорошо развиты у новорожденных. Они реагируют на холод, тепло, прикосновение, боль.

Органы вкуса и обоняния также функционируют с самого рождения. Новорожденные демонстрируют различные реакции на кислое (лицевая реакция — «возмущение») и сладкое (выражают удовольствие). Новорожденные демонстрируют такую же лицевую экспрессию отвращения или удовольствия, когда они ощущают запахи неприятные (тухлого яйца) или приятные (молока, меда, шоко-

лада). С шестидневного возраста новорожденный способен распознавать запах грудного материнского молока и отличать его от запаха другой женщины.

Важные события в психической жизни новорожденного— возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на второй-третьей неделе и выражается в том, что резкий звук (а позже — на третьей-четвертой неделе— и голос человека) вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение, возникающее на третьей — пятой неделе, внешне проявляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете. На этой основе к концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Например, в экспериментах по научению новорожденных приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика и вправо на звук звонка, подкрепляя каждый успех бутылочкой молока. Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность образования условных рефлексов на отдельные раздражители (примерно на 14—21 день) служат физиологическим критерием конца новорожденное™.

К четвертой-пятой неделе младенец начинает улыбаться в ответ на изображение человеческого лица и на голос, обычно на лицо и голос мамы. До третьей недели окружающим не удается поймать взгляд ребенка, он кажется погруженным в себя. К третьей неделе происходит первый глазной контакт: младенец в течение нескольких секунд сосредоточивается на лице взрослого. Вслед за этим, обычно через одну-две недели, появляется первая улыбка. Улыбка — первая социальная реакция ребенка, знаменующая начало собственной психической жизни, как момент дифференциации, своеобразного обособления, и в то же время как начало образования связи «ребенок — взрослый», становления у ребенка потребности в общении. Первая социальная улыбка представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности, начало нового периода — младенчества.

28.2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Эмоциональное развитие

Младенческий возраст — период жизни ребенка от одного-двух месяцев до года. Первая улыбка как реакция на лицо взрослого человека является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности, неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как назвал ее Л.С. Выготский. Жизнь ребенка полностью

зависит от ухаживающего за ним взрослого человека {в первую очередь мамы), она как бы вплетена в его жизнь и деятельность, они живут обшей жизнью. Ведущая потребность младенчества — потребность в другом человеке, в общении, и, соответственно, ведущая деятельность— эмоционально-непосредственное общение.

МИ. Лисина описала четыре критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении:

^внимание и интерес ребенка к взрослому (младенец смотрит, следит, рассматривает лицо взрослого);

S эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого. К четвертой неделе жизни у ребенка можно наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. На втором месяце жизни у ребенка складывается форма поведения, которая получила название «комплекс оживления» — сложный поведенческий комплекс, свидетельствующий о возрастании радости ребенка при виде взрослого, выражающийся в эмоциональных реакциях, двигательных реакциях, в предречевой вокализации (гуление, гуканье);

J инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь к себе внимание, проявить себя. Ребенок начинает улыбаться по своей инициативе, лишь завидев издали фигуру взрослого;

■/ чувствительность ребенка к отношению взрослого. Если до двух месяцев ребенок доброжелательно реагирует на любого взрослого (даже на его изображение), то позже не просто начинает улыбаться виду взрослого, а различает его отношение к себе. И если молчащий взрослый наклоняется над младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лица, то это вызывает недовольство и плач.

Дефицит общения в этот период ведет к так называемому «эффекту госпиталнзма», задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. Это понятие стали использовать в психологии после Второй мировой войны для описания психического развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. В условиях госпи-тализма, несмотря на хороший уход И питание, наблюдаются замедление эмоционального и речевого развития ребенка, задержка развития познавательных функций.

Эмоциональное развитие младенца, с одной стороны, зависит от общения с близкими взрослыми, а с другой — является показателем благополучия или неблагополучия в отношениях «ребенок — взрослый». Установлены следующие последовательность, сроки и длительность (средние данные) формирования положительных и отрицательных реакций у детей первого года жизни (О.В. Баженова): улыбка на говорящее лицо — от 5 до 12 недель; улыбка просто

на лицо — от 7 до 14 недель; комплекс оживления на говорящее лицо— от 8 до 14,5 недели; комплекс оживления на яркий предмет— от 12 до 20,5 недели; смех— от 20 до 30 недель; хныканье— от 6 до 21,5 недели; негативные реакции при отнятии игрушки — от 20 до 39 недель; плач (появление активных интонационных характеристик плача, направленного другим: подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий плач) — от 30 до 60 недель.

В семь-восемь месяцев начинает проявляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых люден (иногда эту реакцию называют «тревожное предчувствие разлуки»): грусть или острый испуг на исчезновения мамы (или другого близкого человека) и робость, настороженность, сильное беспокойство при появлении незнакомых людей. Появление данных реакций, по мнению психологов, важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к матери и другим близким людям; она также говорит о растущей когнитивной способности младенца различать знакомых и незнакомых взрослых. Английский исследователь Дж. Боулби был одним из первых, кто пытался доказать, что нарушение чувства привязанности между матерью и ребенком имеет отрицательные последствия для всего дальнейшего психического развития ребенка. Эмоциональная привязанность младенца к матери обычно дает ребенку чувство безопасности, надежности и защищенности. Теплые, прочные отношения между младенцем и матерью приводят к более высокому уровню развития когнитивной компетентности и социальных навыков. Как показали исследования, эмоционально привязанные дети более любознательны, независимы и компетентны, проявляли больше фантазии в символических играх, больше настойчивости в учебе, более эффективно общались со взрослыми и сверстниками, чем их ровесники. Таким образом, надежная привязанность младенца к матери или к другому взрослому, заботящемуся о нем, служит основой его дальнейшего развития.

28.3, Когнитивное развитие

В первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы. К одному-двум месяцам совершенствуется зрительное сосредоточение, становясь более длительным, возникает возможность прослеживать движущиеся предметы, появляется четкое видение мира, совершенствуется локализация звука в пространстве. К

трем месяцам формируется бинокулярное зрение, т.е. появляется способность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу. В три-четыре месяца возникает реакция на новизну, выявляемая по длительности удержания взгляда на новом предмете. Ребенок начинает различать зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Например, если ребенка трех-четырех месяцев кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Если детям показывали ряд квадратов, завершаемый параллелограммом, то на последний они смотрели гораздо дольше. Малыши различают предметы в вертикальном и наклонном положении, плоскостные и объемные изображения, выделяют голоса матери и отца из голосов незнакомых людей. Они могут уловить разницу между отдельными звуками, даже очень похожими.

В два — четыре месяца возникает способность зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии: дети предугадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном, переводя взгляд на тот край экрана, из-за которого должен показаться предмет, и удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется. Но примерно до пяти месяцев их не беспокоит, если с другой стороны экрана появляется совершенно новый предмет. Дети старше этого возраста начинают волноваться не только, если с другой стороны экрана появляется новый предмет, но даже тогда, когда появляется тот же самый, но быстрее или медленнее, чем они ожидали. До Пяти месяцев малыши также не пытаются искать предмет: складывается впечатление, что, как только он исчезает из виду, они сразу забывают о нем. Между пятым и восьмым месяцами возникает способность к сохранению на некоторое время образа отсутствующего предмета и к организации поискового поведения. Дети этого возраста любят игры наподобие пряток. Однако в возрасте четыех — восьми месяцев ребенок находит предмет, если он закрыт платком лишь частично, и только после восьми месяцев он способен найти предмет, полностью закрытый платком.



2015-12-13 1094 Обсуждений (0)
Сущность, функции и виды внимания 17 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, функции и виды внимания 17 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1094)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)