Метод социометрии и его применение в социологииСоциометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах. Многолетняя практика социологических исследований позволила выработать систему требований к проведению социометрического опроса: 1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев. 2. Выбранный критерий, по которому проводится опрос, должен быть однозначно воспринимаемым и понимаемым всеми членами группы. 3. Опрос должен проводиться посторонним лицом. 4. Количество социометрических критериев не должно превышать 8-10. Сама процедура социометрического опроса состоит из нескольких фаз. 1. Подготовительная фаза: а) определение проблемы, задач исследования; б) выбор объекта исследования; в) получение информации о членах группы, о самой группе. 2. Фаза социометрической разминки. а) установление контакта с группой; б) психологическая подготовка к опросу членов группы; в) определение содержания социометрического критерия. 3. Фаза собственно опроса. а) инструктаж респондентов; б) тиражирование и раздача социометрических карт; в) заполнение карт респондентом; г) сбор социометрических карт. 4. Фаза обработки. а) обработка полученной информации; б) проверка данных на надежность и достоверность. 5. Завершающая фаза. а) формулировка выводов; б) разработка практических рекомендаций по усовершенствованию внутригрупповых межличностных взаимоотношений, структурного состава группы.
Социология общественного мнения. Общественное мнение — это состояние общественного сознания, заключающее явное или скрытое отношениесоциальной общности к явлениям, событиям и фактам общественной жизни, отражающее определенную коллективную позицию по проблемам, представляющим определенный интерес. Его основные признаки: § общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у людей, а лишь связанные с изучаемой ситуацией; в отношении этой ситуации совокупность индивидов выступает как общность; § общественное мнение по конкретным вопросам в одной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения в другой ситуации; § общественным мнение становится лишь в случае его публичного выражения, в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных людей; § общественное мнение должно обладать определенностью и сохраняться на протяжении определенного периода времени. Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции. Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию. Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность. В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения. Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов. Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.
Социология управления Социология управления - отрасль социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы: - человеческих отношений Э.Мейо; - социальных систем Ч.Барнарда; - новая школа теории управления; - управления в кризисных ситуациях Ч.Перроу и др. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ – область социологии; изучает закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на соц. структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В центре внимания С.у. соц. проблемы экон. и научно-технической политики, соц. политики, выработки, принятия и осуществления управленческих решений, отношения руководства и подчинения, вопросы о роли и месте информации в управлении и др. Как научная дисциплина С.у. пересекается с такими разделами социологической науки, как социология труда, социология политики, экон. социология, социология организаций, соц. планирование, прогнозирование и проектирование, где также рассматривается проблематика управления.
Политическая социология (социология политики) — отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение: · взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти; · взаимодействия личности, общества и государства; · функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. Выделяются также четыре уровня исследований политической социологии: · на уровне международных отношений (политические конфликты и мировой политический процесс); · на уровне государства (характер и роль государства в обществе); · на уровне общественных отношений (природа и организация политических движений и партий); · на личностном уровне (участие индивидов в политике).[1]
Экономическая социология — направление социальных исследований, предполагающее анализ экономической деятельности с позиций социальной теории. Дисциплина изучает всю совокупность социально-экономических процессов — касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей. Используются самые разные методы сбора и анализа данных, включая социологические методы. Экономическая социология опирается на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества. В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть: рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг); собственность как важнейший социальный институт; риски; угрозы экономической безопасности; социальный обмен и др.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |