Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Политический облик молодежи




Результаты исследования свидетельствуют о том, что основная масса – 66% нынешней российской молодежи не является, по крайней мере, осознанно, последователем ни одной из традиционных для России идейно-политических течений,а предпочтения остальных 34% (т.е. 13 млн. человек) распределены по широкому спектру идейно-политических предпочтений. Так, 5% являются сторонниками радикальных рыночных реформ, 3% - коммунистической идеологии, 8% - социал-демократической идеологии, 8% - русского национального возрождения, 9% - «центристы», 1% - сторонники «маргинальных» политических течений (анархисты, националисты и др.).

В приведенных показателях нет сугубо молодежной специфики, так как они в целом идентичны политической структуре всего населения страны старше 18 лет.

Тот факт, что две трети молодежи не считают себя последователями каких-либо идейно-политических течений, отнюдь не свидетельствует об их аполитичности, так как, согласно данным исследования, 60% молодежи в той или иной степени интересуются политикой, в том числе 10% внимательно следят за политически событиями. Политическая позиция «деидеологизированной» части молодежи проявляется в период политических выборов федерального и регионального уровней, в которых участие принимали, по их собственному признанию, до 60% молодежи, обладающей правом избирать.

Лишь 12,1% молодежи, участвовавшей в выборах, высказали мнение, что ныне существующая в России избирательная система позволяет достаточно точно выразить волю народа. По мнению 51,5% - позволяет частично и 26,5% - не позволяет выразить (9,9% затруднились ответить). Обобщая, правомерно заключить, что 64% молодежи в целом признает предназначение выборов как демократическую форму волеизъявления народа и представляет основные интересы народа.

Отношение к государственным и гражданским

Институтам

Важный индикатор политической позиции молодежи – ее отношение к институтам политической власти, гражданским институтам. Результаты исследования свидетельствуют о том, что к деятельности основных институтов власти и ряда гражданских институтов молодежь выражает высокое доверие, проявляя уверенность в дееспособности и стабильности нынешней власти.

Среди молодежи наиболее высока доля одобряющих деятельность политиков, представляющих центральную власть: Президента России – Д. Медведева – 71,3% и Правительства России, возглавляемого В. Путиным – 79,8%.

Относительно велика доля молодежи, одобряющей деятельность руководителей исполнительной власти субъектов РФ (губернаторов) – 50,9%.

Среди силовых структур доверием молодежи пользуются Федеральная служба безопасности (ФСБ) – ее деятельность одобряют 51,7% и российская армия – 49,1%. Невысока доля одобряющих деятельность милиции – 30,7%. Доля молодежи, не одобряющей деятельность милиции – 51,3%.

Среди пользующихся доверием основной части молодежи две гражданские организации: Церковь, деятельность которой одобряют – 58,5%, и средства массовой информации – 53,7%.

Относительно невысока доля молодежи, одобряющей деятельность законодательных и правотворческих органов: Совета Федерации – 30,6%, Государственной Думы России – 30,1%; судебной системы – 31% (доля не одобряющих – 39,5%), прокуратуры – 34,9%.

Меньше всего доля молодежи, одобряющей деятельность политических партий – 23,7% (не одобряют – 41,5%) и профсоюзов – 26,2% (не одобряют – 30,8%).

В рейтинге доверия, выражаемого молодежью, доминируют Правительство России, возглавляемое В. Путиным (80%) и Президент России – Д. Медведев (71%). О доверии большинства молодежи можно говорить в отношении Церкви (59%), СМИ (54%), ФСБ (52%) и губернаторов (президентов) субъектов РФ (51%). Также высокий рейтинг у российской Армии (49%).

На основании приведенных данных правомерен вывод, что сегодня у молодежи в возрасте 14-30 лет основные символы (гаранты) стабильности и эффективного функционирования государства - Президент и Правительство, именно в форме персонифицированной власти (В. Путин и Д. Медведев); а также ФСБ и Армия, как гаранты безопасности государства; губернаторы, как гаранты действенности территориальной власти; Церковь, как институт духовной консолидации общества; СМИ, как средство общественной коммуникации.

6. Социальные противоречия, актуализированные
в массовом сознании молодежи

 

Наряду с низкой оценкой деятельности ряда государственных и гражданских институтов, молодежь также выделяет ряд социальных противоречий, нарушающих общественный баланс. Это, прежде всего, противоречие между богатыми и бедными, которое сегодня считают острым 60,5% молодежи; между властью и народом – 33,1%, между Москвой и провинцией – 28,6%, между русскими и нерусскими – 23,2%, между молодым и старшим поколениями – 20,7%.

Приведенные показатели позволяют сделать следующие основные выводы:

- главное социальное противоречие нынешнего российского общества, глазами молодежи – это противоречие между богатыми и бедными, по сути, классовое противоречие;

- в массовом сознании почти трети молодежи сохраняется актуальность противоречия между центром и провинцией (Москвой и провинцией), по причине наличия серьезных диспропорций в развитии регионов;

- молодежь не гиперболизирует межпоколенческие противоречия и 80% молодежи не считают актуальной эту проблему;

- молодежь не гиперболизирует политические противоречия в обществе, и доля считающих сегодня актуальными противоречия между демократами и противниками демократии, а также между настроенными прозападно и «державниками», не превышает 5%;

- молодежь не считает актуальной проблему религиозного противостояния в обществе, в частности, между православными и последователями ислама (доля признающих наличие такого противоречия – 5%);

- относительно велика доля молодежи (23%), считающей актуальными для сегодняшней России национальные противоречия, прежде всего между русскими и нерусскими.

Выделенное молодежью основное социальное противоречие нынешнего российского общества – между богатыми и бедными, то есть имущественное противоречие, является основой её социально-статусной идентификации. На то есть реальные основания, так как средний уровень месячного потребительского дохода работающей молодежи в возрасте до 30 лет сегодня не превышает по России 13000 рублей, а у молодых работников сельского хозяйства 6000 рублей. Этот среднемесячный доход стимулирует молодежь идентифицировать себя не выше чем с 3 по 6 пункты на десятибалльной шкале «социальной лестницы». Из десяти возможных баллов свой социальный статус молодежь сегодня оценивает в 4,7 балла, а хотела бы находиться на уровне 8,2 балла, т.е. почти в 2 раза выше. При столь большом разрыве между фактическим и желаемым показателями социального статуса естественно ожидать со стороны молодежи проявления недовольства. Однако оно выражается не более чем в констатации наличия в российском обществе противоречия между богатыми и бедными. На основании сказанного, можно сделать заключение, что нынешний потенциал рыночной системы России, в представлениях молодежи, гарантирует фактическое или «идеологическое» равенство шансов для реализации молодежью своей жизненной траектории.

Молодежь сегодня беспокоят и личные проблемы. Это, прежде всего, сложности трудоустройства по профессии (для 29%) и низкая заработная плата (для 27%).

Для работающей молодежи растет актуальность приобретения своего жилья (для 20%), а для учащейся – доступность профессионального образования, прежде всего высшего. Иные проблемы либо носят индивидуальный характер, либо степень их актуальности для молодежи невысока.

Проблема приобретения собственного жилья особенно актуальна для молодых представителей технической (40%) и гуманитарной интеллигенции (34%), профессиональных военных (32%). Своим низким материальным положением обеспокоены прежде всего молодые работники сферы услуг (39%), сельского хозяйства (37%), рабочие предприятий (33%) и представители гуманитарной интеллигенции (32%).

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)