Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Патриотические установки



2015-12-13 599 Обсуждений (0)
Патриотические установки 0.00 из 5.00 0 оценок




Упомянутые ранее сложности идентичности молодежи как гражданина Российской Федерации слабо влияет на чувство патриотизма. Так, среди считающих себя гражданином Российской Федерации, не готовы жертвовать своими личными интересами, если это будет необходимо для блага страны – 25%, кто ощущает себя «гражданином своей республики» – 29%, гражданином «мира» – 38%. Не оказывает существенного влияния на эту позицию молодежи и её приверженность той или иной идеологии, либо уровень ее правосознания.

Среди тех, кто считает Россию правовым государством, не готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства 22% («безоговорочно» готовы – 14%), а среди тех, кто не считает Россию правовым государством, не готовы жертвовать 46% («безоговорочно» готовы – 7%).

Аналогично среди молодежи, считающей свои права в России полностью защищенными, «безоговорочно» готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства 29% (не готовы – 14%), а среди тех, кто считает свои права в России незащищенными, «безоговорочно» готовы жертвовать – 6% и не готовы – 50%.

Готовность жертвовать личными интересами ради блага страны в сильной степени зависит от чувства патриотизма. Среди тех, кто ощущает себя патриотом России, «безоговорочно» готовы жертвовать личными интересами 20% и не готовы – 8%, а среди тех, кто не ощущает себя патриотом России, «безоговорочно» готовы жертвовать личными интересами всего 1% и не готовы – 63%.

Проблема жертвенности, подчинения личных интересов государственным, не всегда связана с патриотизмом. Наличие такой жесткой связи часто ставило

бы гражданина перед дилеммой: жертвовать друзьями, родными, семьей.

В общественном мнении молодежи понимание патриотизма все больше соотносится с благополучием семьи и своим личным. Из этого вытекает разнообразие позиции молодежи при выборе: жертвовать или не жертвовать личными интересами ради интересов государства: 30% «готовы пожертвовать, но смотря о каких интересах страны идет речь», 23% «готовы пожертвовать, но смотря о каких личных интересах пойдет речь», 27% «не готовы жертвовать личными интересами ради интересов государства», и «безоговорочно» готовы пожертвовать личными интересами для блага общества – 8%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что от принципа жертвенности не отказываются 60% молодежи, однако среди них абсолютное большинство ищет смысла жертвенности в сопоставлении личных и общественных интересов, условно говоря, «ставит их на весы». При этом часть молодежи готова жертвовать, ориентируясь на значимость интереса страны, а другая часть – ориентируясь на значимости приносимых в жертву личных интересов.

Такая позиция молодежи соответствует изменившемуся спектру идеалов и ценностей государства в условиях политического плюрализма. Сейчас патриотизм молодежи невозможно формировать на принципах коммунистического идеализма, но можно консолидировать ее как граждан правового государства, если удастся достичь «консенсуса» личных интересов граждан и общественных интересов государства.

Ощущают себя патриотами России 75% молодежи в возрасте 14-30 лет, в том числе в полной мере - 33%, не в полной мере - 42%. Не ощущают себя патриотами России 17% и затрудняются определиться по этому вопросу 8%. Следовательно, в отношении патриотизма неблагоприятную позицию занимают 25% молодежи.

Примерно у трети молодежи имеются проблемы с сочетанием в названии государства Российской Федерации и России. Считают, что оба названия выражают одно и то же – 64% молодежи: среди русских – 65%, украинцев и белорусов – 57%, татар – 60%, представителей малочисленных народов Севера – 51%. Но есть 27% молодежи, считающей (среди украинцев и белорусов – 40%, представителей малочисленных народов Севера – 32%), что Российская Федерация – это государство многих народов, а Россия – это только та часть страны, где проживают преимущественно русские. Подобные проблемы с идентификацией двух, часто используемых названий государства, имеет место среди представителей всех возрастных групп молодежи.

Отношение молодежи к Западу и западной цивилизации «взвешенное», основная масса – 62% придерживается мнения, что в ней много и хорошего, и плохого. Не очень много таких, кто убежден, что западная цивилизация доказала своё мировое превосходство, как образец для всех остальных народов – 13%, но и таких, кто видит в Западе больше плохого, чем хорошего – 15%.

Более позитивным является отношение молодежи к российским традициям и стилю жизни: 40% молодежи считают (среди русских – 41%, украинцев и белорусов – 23%, татар – 33%, представителей других этносов – последователей ислама – 40%, представителей малочисленных народов Севера – 36%), что российские традиции и стиль жизни – это основа духовности своего народа, которую надо возрождать и развивать. Это, по всей видимости, следствие того, что в период советской истории народ России вобрал в свою культуру многие элементы других народов, с которыми русские переживали благоприятные и неблагоприятные этапы жизни великого государства.

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации – это результат процесса социализации молодежи, в ходе которого нормы жизни общества преобразуются в ценности личности, если она их не отвергает. В последующем эти ценности составляют мотивационную основу самореализации личности в обществе.

Результаты исследования свидетельствует о том, что у 75% нынешней Российской молодежи идеалов практически нет. В их составе 5% имели идеалы ранее, но разочаровались. Идеалы имеют 25% молодежи в возрасте 14-30 лет.Это отнюдь не означает, что у большинства молодежи нет объекта уважения, подражания, авторитета, знания, таланта, однако эти объекты «почитания» не являются прообразом смысла поведения, жизненной цели.

Идеал для подражания есть у 24% юношей и 27% девушек.

Образом идеала для нынешней молодежи чаще всего выступают родственники (для 35%, в основном родители) и друзья (30%), реже – учителя или преподаватели – 10%, духовный наставник – 6%, руководитель производственного коллектива – 6%.

Кумиры идеалом для молодежи становятся не часто. В качестве идеала 7% опрошенной молодежи назвали артиста, 4% - спортсмена, 2% - одного из литературных героев, 1% - - героя художественного фильма.

Как идеалы для жизненного ориентира, кумиры «кратковременные», пока на горизонте не появится новый талант. Кого назвала опрошенная молодежь в качестве идеала из числа известных спортсменов: Аршавин, Буре, Рональдо, Кабаева, Тайсон, Кличко, Дзю; среди артистов: Ксения Собчак, Дженифер Лопес, Перис Хилтон, Алла Пугачева, Клара Лучко, Ван Дамм, Витас, Мадонна, Тото Кутуньо, Дима Билан; среди литературных героев: князь Мышкин, Дубровский; среди героев фильма: Исаев (Штирлиц), Рембо, Тарас Бульба, Робин Гуд, Павел Корчагин. В общем, выбор небогатый, неустойчивый, большинство идеалов - «виртуальные», по мере взросления молодежи проходящие. Вряд ли они лягут в основу жизненного кредо молодежи.

В смысле устойчивых идеалов, влияющих на формирование жизненных целей и поведение личности, можно говорить только в отношении родных, друзей, духовных наставников, в том числе преподавателей и учителей.

«Обедненное» присутствие в массовом сознании в качестве идеалов героев литературы и фильмов свидетельствует о существенном изменении факторов, формирующих ценностные ориентации подрастающего поколения: это в большей степени интравертные ценности, предопределенные референтностью для личности близкого окружения, а не экстравертные, в советское время представленные идеализацией и персонификацией партийно-государственных институтов.

О новых элементах в ценностных ориентациях российской молодежи можно судить по тому, как она определяет понятие «жизненный успех». По мнению 60% опрошенной молодежи, «жизненный успех» – это «наличие крепкой семьи, детей»; 40% - «уважение окружающих». Эти показатели можно причислить к ценностям-идеалам. А вот новое явление в «перечне» ценностей молодежи, отмеченное в ходе опроса 38% молодежи – это «богатство». С «интересной работой» ассоциирует понятие «жизненный успех» у 31% молодежи, с «наличие надежных друзей» - у 28%, с возможностью «быть самому себе хозяином» - 16%, «наличием престижной собственности (иномарка, коттедж)» - у 13%, «высокой должностью» - 13%.

Многие из приведенных жизненных целей – утилитарные. Немногие связывают понятие «жизненный успех» с «яркими жизненными впечатлениями» - 11%, стремлением «быть первым во всем, что лично кажется важным» - 9%, «прожить жизнь честно» - 8%.

Таким образом, в массовом сознании российской молодежи «жизненный успех» - это прежде всего крепкая семья и дети, а также уважение окружающих. Вторая группа значимых жизненных целей: богатство (благополучие), интересная работа. И только после этого следует наличие надежных друзей, что свидетельствует о смене в условиях рынка приоритета пословицы советских времени: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Нынешняя российская молодежь в целом не индивидуалистична, не агрессивна, не стремится обладать властью, не честолюбива, просто нормальная. Об этом убедительно свидетельствует то, какие качества она ценит в людях в наибольшей степени: ум – 69%, целеустремленность – 49%, уверенность в себе – 49%, доброту – 47%, чувство юмора – 44%, отзывчивость – 42%, воспитанность – 33%, обязательность – 32%, независимость – 30%. Этот расклад резко занижен условиями интервью для каждого респондента– выбрать из перечня не более 3-х наиболее предпочитаемых качеств. В случае свободного выбора показатели по многим качествам были бы еще выше.

Итак, российская молодежь ценит в людях прежде всего ум, что созвучно стержневому направлению развития цивилизации. Также ценит молодежь в людях деятельностный характер: целеустремленность, уверенность в себе. Венчают благоприятный образ ожиданий молодежи к этическому облику людей: доброта, отзывчивость и чувство юмора.

То есть в качестве идеала опрошенная молодежь «нарисовала» образ человека: умного, целеустремленного, уверенного в себе, которому свойственны доброта и отзывчивость и который отличается чувством юмора. Это образ человека, который готов реализовать свои жизненные цели в условиях рыночной конкуренции, но при этом не теряя свой облик человека гуманистических ценностей. Конечно, не вся российская молодежь такая, но большинство.

 



2015-12-13 599 Обсуждений (0)
Патриотические установки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Патриотические установки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)