Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 10. Западноевропейское искусство конца второй половины 20 ст. начала 21 века



2015-12-13 2052 Обсуждений (0)
Тема 10. Западноевропейское искусство конца второй половины 20 ст. начала 21 века 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Постмодернизм в Западноевропейской культуре и искусстве конца 20 века.

2. Современные направления в искусстве.

1.Постмодернизм в Западноевропейской культуре и искусстве конца 20 века.Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы. В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. Постмодернизм (postmodernism — после модернизма) — культурное течение, проявившееся, прежде всего, в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности. Постмодернизм явился художественной реакцией на контркультуру. Восприняв ее уроки, он во многом углубил, усилил, перевел с эмоционального на концептуальный уровень контркультуристскую критику модернизма, опираясь на взгляды профессионально непод­готовленного потребителя, «простого человека с улицы». В период постмодернизма деструкция охватывает все аспекты культуры. Постмодернизм как художественная эпоха несет художественную идею, утверждающую, что человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком. Все направления этого периода прониза­ны ею, проявляя и преломляя ее через свои концепции мира и личности: поп-арт: де­мократ-приобретатель в обществе «массового потребле­ния»; сонористика: игра тембров, выражающая «я» авто­ра; алеаторика: человек — игрок в мире случайных си­туаций; музыкальный пуантилизм: «мне дождь весенний говорит: мир из осколков состоит»; гиперреализм: обезли­ченная живая система в жестоком и грубом мире; фотореализм: достоверный обыденный человек в достоверном обыденном мире; хеппенинг: своевольная, анархически «свободная», манипулируемая личность в хаотичном мире случайных событий; саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире «ничто»; соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности; концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности Таким образом, постмодернизм является художественным периодом, объединя­ющим ряд нереалистических художественных направле­ний конца 20 столетия. Постмодернизм — результат отрицания отрицания: модернизм отрицал академическое и классическое традиционное искусство; однако к концу века сам модернизм стал традиционен. В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции: а) в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо) б) структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко). Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино. К нему также примыкают художники: Ж.Гаруст – во Франции, Пенк – в Германии. В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться. Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, и несколько плит навалены друг на друга — как бы «археологические раскопки». Развитие строительной технологии позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. Они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда. Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции. К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки. Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск. Многие черты, присущие постмодернистскому искусству и выражающие общую культурную пара­дигму современности рассмотрены в классификации предложенной американским литературоведом Ихабом Хассаном: 1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков. 2. Фрагментарность и принцип монтажа. 3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет. 4. "Все происходит на поверхности" – без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго". 5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала. 6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную. 7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм. 8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории. 9. Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

2. Современные направления в искусстве.Как определить направление, в котором работают художники 21 века? Назовем его современным. Искусствоведы считают, что современным можно назвать искусство, начиная где-то от 1970-х годов. Не следует путать термины «современное искусство» и «актуальное искусство». В России под актуальностью подразумевается новаторство в смысле идейного наполнения творений и технического их выражения. Но со временем оно перестает быть актуальным, и переходит в разряд современного. 21 век принес нам Искусство взаимоотношений (Relational Art), Софт-арт (Software Art), Стрит-арт (Street Art), Суперплоскость (Superflat), Фанизм (Funism), Ви-Джей (VJ Art). «Искусство взаимоотношений» подразумевает вовлечение зрителя в произведение, инсталляцию. Именно только с участием зрителя оно становится законченным. Некоторые представители этого направления даже экспериментируют с восприятием человеком пространства. «Ви-Джей» в творческий процесс вовлекает заранее подготовленные видеокадры, сюжеты, и создают своеобразный микс с визуальными и музыкальными эффектами. Современное искусство развивается, отражая многие социальные процессы, происходящие в обществе. Отражение отношения человека к событиям, жизни, восприятие этих событий становится основной темой в искусстве. Зритель становится основным участником художественного произведения, художник становится все более творцом-сценаристом. Развитие современного искусства дает возможность новым тенденциям, техническим средствам стать частью искусства. Искусство взаимоотношений (Relational Art)определение, данное художественным критиком Николя Буррио в книге «Эстетика взаимоотношений» (англ. Relational Aesthetics). С точки зрения Николя Буррио, «искусство взаимоотношений» — «набор художественных практик, отправной точкой которых является сфера человеческих взаимоотношений». Художники, творчество которых можно отнести к этому направлению, так или иначе работают с такими понятиями, как «социальные связи», «сообщества», «частные взаимоотношения» или «урбанизм», который является статической формой сосуществования. Это открытые художественные практики, приглашающие зрителя к соучастию. Смысл произведения искусства является результатом сотрудничества со зрителем, а не навязывается ему. По словам Буррио: «Художник больше не является демиургом,… он становится „семионавтом“, прокладывающим маршруты между всеми существующими знаками. Сфера его деятельности сместилась от production к postproduction». Софт-арт (Software Art) - относится к искусству, в котором ключевую роль играет создание концепции программного обеспечения; например программные приложения, созданные художниками и представленные как настоящие произведения. Как художественное искусство, софт-арт завоевывает все больше внимания, начиная с конца 1990-х годов. Софт-арт тесно связан с Интернет-арт, поскольку широко использует средства Интернет для распространения, оценки и обсуждения работ. Художественные фестивали, такие как FILE (Electronic Language International Festival, Сан-Паулу, Бразилия), Transmediale (Берлин, германия), Prix Ars Electronica (Линц, Австрия) и README (Москва, Хельсинки, Орхус, Дортмунд), посвятили значительное внимание данному направлению, что позволило представить софт-арт широкой аудитории теоретиков искусства. Стрит-арт (Street Art— уличноеискусство ) — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль.Основной частью стрит арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу. Искусство стрит-арта зародилось в 1942 году и стремительно развивалось с каждым десятилетием. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своим размахам всё, что было создано до этого. Суперплоскость (Superflat).Впервые термин «суперплоскость» использовал Такаси Мураками, который и стал родоначальником этого направления и давно прослыл японским Энди Уорхолом. Этим термином он назвал новый визуальный язык, отличающий творчество многих его соотечественников. Если внимательно посмотреть, то с одной стороны, Мураками использует эстетику анимэ и манга, то бишь японский поп-арт, а с другой стороны, «плоские» изображения — родом из классики японского искусства. В третьих, художник не скрывает, что большое влияние на него оказал Билл Гейтс и его книга Бизнес со скоростью мысли. Не случайно это направление появилось именно в Японии и обещает стать их «национальным» стилем в современном арте. Мураками ввел в обиход не только термин «суперплоскость», но и сформированный из слов «поп» и «отаку» неологизм «Po-Ku Revolution», которым характеризуется течение японской поп-культуры. Ярким представителем этой культуры и является наш сегодняшний герой-живописец. Мураками балансирует между понятиями высокого и низкого искусства. Он берет популярные темы из средств массовой информации и поп-культуры, а затем превращает их в тридцать футов. Работы Такаси Мураками нетрудно узнать среди тысяч других. Художник не боится использовать в своем творчестве весьма рискованные образы: одним из самых известных его произведений является статуя «Мой одинокий ковбой», проданная в мае 2008 года за 15,2 миллиона долларов. Фанизм (Funism). По одной из версий, основателем фанизма считается Саль Мариино (Sal Marino), мультимедийный художник, который в профессии более 30 лет. Его последние работы, «Странные картины и принты» («Strange Paintings & Prints») являются результатом более чем тридцатилетнего поиска стилистического подхода, который, по словам художника, «... был там всегда!». Фанизм — направление в искусстве, берущее свое начало в абсолютном удовольствии и ему же посвященное. Эти новые образы привлекают внимание иногда загадочностью, иногда эротичностью, но в большинстве случаев — бесшабашностью юности Марино, его неоднозначным юмором и необычной точкой зрения. По другой версии, основателем фанизма является Норм Магнуссон (Norm Magnusson), художник и политический деятель из Нью-Йорка. Он начал свою карьеру с создания аллегорических картин животных, сопровождающихся комментариями социальной тематики. Со временем он стал все более заинтересован в политическом искусстве и его потенциале убеждения. Это привело его в общественную сферу, где он создавал короткие видеоролики, которые показывали по национальному телевидению США пред всеобщими выборами 2004 года, вирусные электронные письма и придорожных щиты актуальным социальным содержанием. Основные принципы фанизма: 1) Искусство должно быть интеллектуально привлекательным, не будучи интеллектуально элитарным, и 2) на искусство должно быть так же весело смотреть, как и думать о нем. В отличие от многих других направлений в искусстве, фанизм сфокусирован скорее философски, чем эстетически.

 



2015-12-13 2052 Обсуждений (0)
Тема 10. Западноевропейское искусство конца второй половины 20 ст. начала 21 века 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 10. Западноевропейское искусство конца второй половины 20 ст. начала 21 века

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2052)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)