Курс философии для студентов заочного отделения предполагает выполнение контрольной работы. Тема Вашей контрольной работы определяется по первой букве Вашей фамилии:
А, Э – тема 1
| М – тема 8
| Н – тема 15
|
Б, Ю – тема 2
| О – тема 9
| П – тема 16
|
В, Я – тема 3
| Р – тема 10
| С – тема 17
|
Д – тема 4
| Т – тема 11
| У – тема 18
|
Ж, З – тема 5
| Ф, Х – тема 12
| И – тема 19
|
К – тема 6
| Ц, Ч – тема 13
| Е – тема 20
|
Л – тема 7
| Ш, Щ – тема14
| Г – тема 21
|
Тема № 1
Философия, круг ее проблем и роль в обществе
1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрений, их специфика. Мировоззрение и философия.
2. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема
определения философии, ее функции.
3. Философия в духовной культуре: философия и наука, философия
и искусство, философия и мораль, философия и религия (по выбору студента).
Тема №2
Становление философии. Древний Восток
1. Предфилософские идеи в древнем Египте, Шумере и Вавилоне.
2. Первофилософия в Древней Индии (философские школы: веданта, буддизм, джайнизм, локаята).
3. Философские школы в Древнем Китае (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм).
Тема № 3
Становление и развитие философии в Древней Греции
VII - VI вв. до н. э.
1. Социокультурные изменения в VII - VI вв. до н. э. Основные особенности философии «досократиков».
2. Поиски первоначала. Милетская школа. Учение Гераклита. Философские идея Пифагора и пифагорейцев.
3. Элейская школа и ее роль в становлении европейской философии.
4. Философия Демокрита: атомизм, учение о человеке, этические
идеи.
Тема № 4
Философия классической античности*
1. Учение о человеке и диалектические идеи софистов. Философское учение Сократа.
2. Основные положения философии Платона. Платонизм в истории философии.
3. Основные философские идеи Аристотеля.
4. Эллинистически-римская философия. Учения стоиков, скептиков,неоплатоников, эпикурейцев.
Тема № 5
Христианская философия средневековья
1. Социокультурные основания возникновения и утверждения теоцентризма в философии.
2. Патристика. Религиозная философия Августина.
3. Схоластика: особенности и этапы, номинализм и реализм.
Тема 6
Философия эпохи Возрождения
1. Мировоззренческие ориентация философии Возрождения.
2. Философские идеи гуманистов.
3. Натурфилософия Ренессанса (Дж. Бруно, Коперник, Г. Галилей).
Пантеизм Н. Кузанского.
4. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Тема 7
Философия Нового времени
1. Социокультурные условия возникновения философии XVI -
XVIII вв.
2. Ф. Бэкон и Р. Декарт — основоположник классической новоевропейской философии. Проблема метода.
3. Рационализм и эмпиризм (сенсуализм) в философских учениях
Нового Времени.
4. Философские идеи и идеалы Просвещения.
5. Поворот к антропоцентризму (Дж. Беркли, Д. Юм).
Тема № 8
Классическая немецкая философия*
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. Основные положения теоретической и практической философии
И. Канта.
3. Система абсолютного идеализм Г. В. Ф. Гегеля, суть диалектического метода.
4. Новый облик антропологизма в философии Л. Фейербаха.
Тема № 9
Отечественная философия X – первой половины XIX вв.
1. Формирование самобытной русской философии: этапы, особенности, основная проблематика.
2. Философские идеи П. Я. Чаадаева.
3. Славянофильство (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков) и западничество (В. Я. Белинский, Н. А. Бакунин, А. И, Герцен).
Тема № 10
Философия марксизма
1. Социальные, теоретические, естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.
2. Основные идеи философии К. Маркса и Ф. Энгельса: историалистическое понимание истории, концепция диалектики, проблема человека,
его свободы, и освобождения.
3. Марксизм в России. Развитие В. И. Лениным марксистской философии на рубеже XIX - XX вв.: учение о материи, диалектика, учение о государстве и революции.
Тема № 11
Отечественная философия XIX - XX вв.
1. Философские воззрения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
2. Философия Всеединства В. Соловьева.
3. Русский религиозный антропологизм (Н. А. Бердяев, Л. Н. Шестов).
4. Философия космизма (П. А. Флоренский, И. Ф. Федоров,
В. А. Вернадский, К. Э. Циолковский и др.)
Тема № 12
Западная неклассическая философия
1. Социокультурные процессы конца XIX - XX вв. Кризис классического рационализма и поиск новых форм философствования.
2. Постклассика: позитивизм, неокантианство.
3. Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни (А. Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, О.
Шпенглер по выбору).
4. Основные идеи философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса.
Тема № 13
Антропологическая проблематика в западной философии XX века*
1. «Феномен человека» в учении Т. де Шардена.
2. 3. Фрейд о структуре человеческой психики, роли бессознательного. Понятия коллективного бессознательного, архетипа, социального характера в философии неофрейдизма.
3. Основные проблемы человеческого существования в философии
экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс).
4. Философская антропология, ее основные направления (биологическая, религиозная, культурная).
Тема № 14
Онтологическая проблематика в философии
1. Онтология как область философского знания. Категория бытия в
философии. Бытие и небытие. Бытие и сущее. Феномен бытия человека.
2. Проблема субстанции в философии. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции субстанции.
3. Категория материи в философии. Материя как объективная реальность. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отражение.
4. Феномен бытия человека.
Тема № 15
Сознание как философская проблема
1. Проблема сознания в философии. Понятие идеального. Сознание
2. и дух.
3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Понятие
интуиции. Самосознание.
4. Сознание и язык.
5. Сознание индивида и общества. Структура общественного сознания: носители, уровни, сферы. Формы общественного сознания: политическое, правовое, этическое, эстетическое, религиозное и др. (по выбору
студента).
Тема № 16
Познание как предмет философского анализа
1. Понятие познания. Познание и знание. Проблема познания в истории философии.
2. Структура познания. Ступени, уровни, формы, методы познания.
3. Специфика научного, художественного, социального познания
(по выбору студента).
4. Проблема истины в философии.
Тема № 17
Философское понимание человека
1. Понятие «человек» в философии. Проблема понимания человека,
его сущности и природы в истории философии.
2. Диалектика бытия индивидуального человека; тело и душа, жизнь
и смерть, цель и смысл жизни, судьба и предназначение человека.
3. Понятия личности и индивидуальности. Личность и общество:
формирование личной свободы; ее самоопределение, свобода и ответственность личности. Понятие отчуждения человека.
Тема № 18
Философия культуры*
1. Понятие культуры. Культура и природа.
2. Понятие «цивилизация» в философии. Культура и цивилизация.
Характеристика современной цивилизации.
3. Единство и многообразие культур. Диалог культур и кризис европоцентризма.
4. Особенности Восточной и Западной культур.
5. Культура и общество.
6. Культура как мера развития и форма самореализации человека.
Тема № 19
Основные проблемы социальной философии
1. Понятия: общество, социум, социальная жизнь. Предмет социальной философии. Типологии общества.
2. Общественное производство, его формы, их характеристика.
3. Сферы общественной жизни: экономическая, политическая, правовая, духовная (по выбору студента).
4. Классификация общностей людей, их сущность.
Тема № 20
Основные проблемы философии истории
1. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Роль личности в истории.
2. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная,
3. Периодизация истории.
4. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса.
Тема № 21
Глобальные проблемы современности
1. Проблемы будущего человечества в философии.
2. Происхождение, типы и критерии глобальных проблем.
3. Экологическая, энергетическая, сырьевая и др. проблемы.
Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
Наименование темы
| Содержание самостоятельной работы
| Формы контроля
|
1. Введение. Философия. Ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 1;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов «Что такое философия и зачем она нужна?»
См.: Мир философии : хрестоматия ; ч.1 – М., 1991.
| эссе на тему «Для чего необходимо изучать философию» (1-2 страницы)
|
2. Человек и мир в философии Древнего мира.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 2;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ одной из школ, направлений древнекитайской, индийской философии (по материалам основной учебной литературы)
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов античных мудрецов о правильной жизни
См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин – М., 1999. – с.13-32.
| опрос, оценки
|
- анализ диалогов Платона (1-2 по выбору студента)
| опрос, оценки
|
3. Философия европейского средневековья и Возрождения.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 3;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- чтение фрагментов «Исповеди» А. Августина (1 книга по выбору студента)
| опрос, оценки
|
- доказательства бытия Бога Ф. Аквинского (по материалам из основной учебной литературы)
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений Пико дела Мирандола, Э. Роттердамского, Макиавелли, Кампанелла
См.: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., 1991. – с.217-272.
| опрос, оценки
|
- чтение избранных глав из работы Монтеня «Опыты» (по выбору студента)
| опрос, оценки
|
4. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.)
| - подготовка вопросов по плану семинара № 4;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- правила для руководства ума Р. Декарта (по материалам книги Р. Декарта «Рассуждения о методе»)
| опрос, оценки
|
- анализ работы Ф. Бэкона «Новая Атлантида»
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений философов западноевропейского Просвещения (3-5 по выбору студента)
См.: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Эпоха Просвещения. – М., 1991. – с.301-390
| опрос, оценки
|
- законы диалектики Г.В.Ф. Гегеля (по материалам основной учебной литературы)
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений Г.В.Ф. Гегеля о диалектическом методе
литература:
См.: Мир философии : хрестоматия ; ч.1 – М., 1991. – с.383-384, 395-396.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений И. Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля в рамках истории философской мысли
См.: Мир философии : хрестоматия ; ч.1 – М., 1991.– с.130-138, 141-149.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов европейских мыслителей о Добре и Зле
См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин. – М., 1999. – с.33-41
| опрос, оценки
|
- чтение фрагментов философских произведений Д. Дидро (по выбору студента)
| опрос, оценки
|
5. Отечественная философская мысль XI-XX вв.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 5;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений Н.М. Карамзина, Л. Н. Гумилева, П. А. Чаадаева, А.С. Хомякова, И.А. Ильина
См.: Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.247-274
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений А. Н. Герцена, Н. Г. Чернышевского, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева
См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.158-175.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений русских философов о Добре и Зле
См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин. – М., 1999. – с. 48-59, 67
| опрос, оценки
|
6. Философия марксизма, ее судьба
| - подготовка вопросов по плану семинара № 6;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений К. Маркса и Ф. Энгельса
См.: Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.302-306, 308-320
| опрос, оценки
|
- анализ фрагмента произведения В. И. Ленина
См.: Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полное собрание сочинений ; т.20.
| опрос, оценки
|
7. Проблемы человеческого существования в концепциях западной неклассической философии XIX - XX вв.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 7;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
анализ фрагмента произведения Ф. Ницше
См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.154-157
| опрос, оценки
|
анализ фрагментов произведений европейских мыслителей о Добре и Зле
См.: Губин, В. Д. Основы философии : учебн. / В. Д. Губин. – М., 1999. – с. 42-47, 60-66, 70-83
| опрос, оценки
|
Чтение произведений по выбору студентов:
Камю, А. Бунтующий человек.
Фромм, Э. Душа человека.
Фрейд, З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой.
Сартр, Ж.-П. Философские пьесы.
| опрос, оценки
|
8.Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 8;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений философов по онтологической части философского знания (3-5 заданий по выбору студента)
См.: Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 65-111.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений философов о бытии, материи (3-5 по выбору)
См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с. 184-248
| опрос, оценки
|
9. Природа и сущность сознания.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 9;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма
См.: 1. Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.467-527.
2. Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.412-475.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений философов по проблеме сознания в философии (3-5 заданий по выбору студента)
См.: 1. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов ; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.150-191.
2. Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.412-477.
| опрос, оценки
|
10. Познание, его возможности и границы
| - подготовка вопросов по плану семинара № 10;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений философов о сущности познавательной активности человека, о сущности и специфике научного познания (3-5 заданий по выбору студента)
См.: Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 238-278, 279-306.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений философов о структуре, формах и закономерностях познавательной деятельности, а также о проблеме истины и ее решении в философии (3-5 заданий по выбору студента)
См.: Мир философии : хрестоматия; ч.1. – М., 1991. – с.478-658.
| опрос, оценки
|
11. Природа человека, специфика и смысл его бытия
| - подготовка вопросов по плану семинара № 11;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений философов о природе человека и смысле человеческого бытия (3-5 заданий по выбору студента)
См.: 1. Плотников, В. И. Онтология : хрестоматия / В. И. Плотников. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. – с.548-562,795-804.
2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.192-237.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений философов о человеке и его месте в мире (3-5 заданий по выбору студента)
См.: Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.8-143.
| опрос, оценки
|
12. Основные проблемы социальной философии
| - подготовка вопросов по плану семинара № 12;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений философов о социальных общностях (3-5 заданий по выбору студента)
См.: 1. Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.232-284.
2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.309-347.
| опрос, оценки
|
13. Основные проблемы философии истории
| - подготовка вопросов по плану семинара № 13;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений философов о том, чем определяется ход истории, об исторической необходимости и свободной сознательной деятельности людей (3-5 заданий по выбору студента)
См.: Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.144-231.
| опрос, оценки
|
- анализ фрагментов произведений философов о рационализации в общественном развитии (3-5 заданий по выбору студента)
См.: Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.446-479.
| опрос, оценки
|
14. Философия культуры.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 14;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений философов о феномене культуры (3-5 заданий по выбору студента)
См.: 1. Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.285-321.
2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.348-387, 388-445.
| опрос, оценки
|
15. Глобальные проблемы современности.
| - подготовка вопросов по плану семинара № 15;
| опрос, оценка выступления
|
- составление развернутых планов ответов на вопросы семинара;
| мини-опрос
|
- составление словаря терминов, подготовка к тестированию;
| тестирование
|
- анализ фрагментов произведений философов о глобальных проблемах цивилизации (3-5 заданий по выбору студента)
См.: 1. Мир философии : хрестоматия; ч.2. – М., 1991. – с.497-585.
2. Баранов, Г. В. Философский практикум: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г. В. Баранов; под ред. В. Н. Лавриненко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с.480-515.
| опрос, оценки
|
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методический комплекс
Печатается в авторской редакции
Сдано в РИО 15.04.2008
Формат 60х80/16
Заказ №
Подписано к печати
Объем 4,25 п.л.
Тираж 100 экз.
Челябинская государственная академия культуры и искусств
454091, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а
______________________________
Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф
* Раскрытие содержания дисциплины строится с учетом основных дидактических единиц ГОС
* Звездочкой отмечена литература, имеющаяся в библиотеке ЧГАКИ
* В данной теме студент самостоятельно выбирает для подготовки контрольной работы вопрос 2 или 3 (1 и 4 вопросы обязательны).
* В данной теме студент самостоятельно выбирает один из вопросов (2,3,4). Вопрос 1 обязателен для всех.
* В данной теме студент самостоятельно выбирает два вопроса из четырех.
* Вопросы 1 и 2 являются обязательными, из остальных вопросов – любые два по выбору студента.