Название
| Краткое описание
| Цель игры
| Кол-во участников
| Примечание
|
«Снежный ком»
| По кругу каждый называет свое имя и имена уже назвавших перед ним.
| Знакомство и сплочение группы
| До 20
|
|
«Путаница»
| Каждый берет за руки двух разных людей, стоящих, желательно, не рядом. Задача – не разнимая рук распутаться в новый круг.
| Сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения.
| 5-10
| Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать для завершения занятия.
|
«Черные шнурки»
| Все сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех., у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим.
| Разрядка, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее.
| 6-25
| По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков, как то определенных отношений.
|
«Вася – Вася»
| Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка называют свое имя, во время второго имя другого человека, на которого смотрит, не сбиваясь с ритма.
| Знакомство, внимание, наблюдательность, координация.
| 5-10
| Желательно во время называния чужого имени смотреть на адресата.
|
Имена- качества
| Каждый придумывает какое- либо качество личности, свойство характера, начинающееся на ту же букву что и имя (например: Лариса- любовь, Сергей- скромность) которое он мог бы привнести в эту группу сегодня.
| Знакомство, создание доброжелательной атмосферы.
| Любое
| Подходит для начала 3-4 занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.
|
Вопросы на бумажках
| Каждый пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ. Вопросы складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый участник отвечает на тот вопрос, который ему достался.
| Знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.
| Любое
| Возможный уход от серьезной работы- написание вопросов типа «Какого цвета у меня волосы». Ведущий может заранее сказать, каково было бы ему получить такой «вопрос-отмазку»
|
Знакомство по парам
| Участники разбиваются по парам, желательно по принципу наименьшей «знакомости». В течение 10 минут рассказывают друг другу о себе, потом представляют партнера другим участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положа руки на плечо сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается.
| Знакомство, опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны. Внимание к личности другого.
| Четное 8-16
| Упражнение может вызвать сильное переживание, во время обсуждения надо это учитывать.
|
«Поиск общего»
| Группа делится на двойки, и два человека находят определенное количество общих признаков, затем двойки объединяются в четверки с той же целью.
| Знакомство, внимание к личности другого и проявление своей личности.
| 8-30
| Ведущий по своему усмотрению может остановить процесс на четверках, восьмерках и т. д.
|
«Времена года»
| Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает свое время года, задача всех остальных- угадать какое.
| Разрядка, знакомство, сплочение группы.
| 10-25
|
|
«Дни рождения»
| Участники молча строятся в линейку по дням рождения.
| Разрядка, знакомство, сплочение группы
| 5-30
|
|
«Построиться по …»
| Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, цвет волос, веселость, активность и т. д.)
| Разрядка, сплочение. Осознание относительности любой системы оценки.
| Любое
| Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний зависит не от него, а от оцениваемого критерия.
|
«Колпак»
| «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.
| Разрядка, смех, ощущение цельности группы.
| Любое
| Хорошо проводить во время заключительных занятий.
|
«Поджигатель»
| Все берутся за руки цепочкой и закручиваются вокруг одного человека в плотный клубок. Один из участников «поджигатель» предлагает группе «огонек». Сначала все отказываются, затем соглашаются и когда «поджигатель» дотрагивается до крайнего участника, цепочка раскручивается с целью поймать в круг «поджигателя». Когда поймают – издают громкий вопль.
| Разрядка, сплочение группы.
| 6-12
| У некоторых участников игры тесный физический контакт внутри «клубка» может вызывать напряжение.
|
«Телетайп»
| Участники встают в круг, держась за руки. Один из участников посылает телеграмму, называя имя адресата. Телеграмма передается по кругу незаметным нажатием рук. Задача ведущего. который стоит в центре, заметить пожатие. Тот, кого заметили, становится ведущим.
| Групповое сплочение, снятие возбуждения.
| 6-20
| Можно использовать для завершения занятий.
|
«Фруктовая корзина»
| Участники сидят в кругу, ведущий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Ведущий говорит какие фрукты он купил на базаре и они должны поменяться местами. Задача ведущего- успеть занять место. Тот, кто остался без места, становится ведущим.
| Разрядка
| 6-15
|
|
«Стул сгорел»
| Стулья (на один меньше, чем участников) ставятся в круг сиденьями наружу. Все бегают по кругу, не касаясь стульев и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стульев, выбывает.
| Разрядка
| 6-30
| Неизбежен соревновательный характер игры. При большом количестве участников можно убирать несколько стульев.
|
«Ассоциации»
| Мяч перекидывается в кругу (произвольно) и каждый у кого в руках мяч, называет слово. Тот, кому перекинули называет слово- ассоциацию к сказанному предыдущим участником.
| Ассоциативное мышление, знакомство.
| 6-20
| Может быть задана тема для ассоциаций. Игра может быть переходом от одной темы к другой.
|