Обычно в ТГП выделяют четыре вида источников: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор
Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым он признан потому, что он признается государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которой обеспечивается государственным принуждением. Особенность – это правило поведения, вошедшее в привычку. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США и др. странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным является не все решение (приговор), а только суть правовой позиции судьи. Многие юристы высказывают свое желание придать прецеденту как источнику нормативный характер, но сегодня в России это представляется затруднительным, т.к. для этого нужны: независимый суд, высокое правосознание судей и их умение формулировать общие правила в своих решениях. Нормативный договор как источник права – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственный, федеративный договор). В рыночной экономике широкое распространение получил гражданско-правовой договор. Нормативный договор как источник существует в 3 сферах: - международное право (Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса) - трудовое право (коллективные договоры) - конституционное право (федеративные договоры) о разграничении предметов ведения между ФОГВ РФ и ОВ суверенных республик в составе РФ. Обычай как вид источника права сохранился в ГК РФ, в котором под обычаем признается сложившееся правило поведения, применяемое в области предпринимательства и иной деятельности, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Нормативный акт – это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Является наиболее важным и распространенным источником. Положительные свойства: точно фиксирует содержание правовых норм; занимает строго определенное место в иерархической системе источников права; может быть издан оперативно и изменен в любой своей части, основной источник во всех правовых системах (даже в мусульманской). Отличительные признаки нормативно-правового акта: а) издается уполномоченным государственным органом; б) обладает определенной юридической силой; в) регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер; г) имеет конкретную сферу применения; д) охраняется от нарушений правоохранительными органами государства; е) обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику. ж) точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм; з) занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. и) может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. к) обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Все источники права могут быть классифицированы на 2 группы: g нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.) g иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. д.).
Виды норм права. Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Классификация норм права происходит по следующим основаниям: 1. В зависимости от характера регулируемых ими отношений: - нормы материального права – регулируют экономические, политические, идеологические и иные материальные отношения, определяют правовой статус граждан, их права и обязанности. - нормы процессуального права – закрепляют процессуальные формы (процедуры, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами права. 2. По отраслевой принадлежности различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. 3. От характера содержащихся в них предписаний: - управомочивающие – предоставляют возможность участникам правоотношений действовать тем или иным образом. - обязывающие – обязывают субъекта права совершить определённые положительные действия. - запрещающие – устанавливают обязанность не совершать определённые действия. 4. От характера актов, в которых содержатся нормы права: - нормы права, содержащиеся в законах; - нормы права, содержащиеся в подзаконных актах. 5. по времени действия: - постоянного действия или обычные нормы (действуют до их отмены в установленном порядке); - нормы временного действия (указывается срок, по истечении которого они теряют юридическую силу). 6. по месту действия: - распространяются на всю территорию страны; - на часть территории. 7. от круга лиц: - общие – охватывают собой всех лиц, проживающих на данной территории. - специальные – распространяются на определённую категорию субъектов права. 8. от содержания, целевого назначения и характера изложения: - нормы-принципы - это законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.(учредительные) - нормы-определения - это предписания, содержащие полное или неполное определение правовых категорий и понятий. Примером таких норм являются нормы, закрепляющие понятия преступления, административного правонарушения, гражданства, предпринимательской деятельности. - нормы-цели – предписания, закрепляющие цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность, как государственных органов, так и всего государства. - нормы-правила поведения, которые указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. - охранительные - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. - нормы-гарантии содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. - коллизионные – устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями 9. По методу правового регулирования: - императивные - имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. - диспозитивные - присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей. - рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливая желаемые для государства варианты поведения. 10. по субъектам правотворчества: - исходящие от государства нормы ОГВ, ИОГВ) - исходящие от гражданского общества (Конституция), принимаемые непосредственно населением.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1482)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |