Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система качества продукции



2015-12-13 1770 Обсуждений (0)
Система качества продукции 0.00 из 5.00 0 оценок




Качество продукции - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять определенные потребности.

Для оценки качества используются следующие группы показателей:

1.Показатели, характеризующие уровень качества продукции в целом по предприятию:

• объем и удельный вес новой продукции в общем выпуске;

• объем продукции поставляемой на экспорт;

объем и удельный вес сертифицированной продукции.

2.Показатели, определяющие качество конкретных видов продукции исходя из их свойств (масса, количество, емкость и т.д.)

С помощью этих показателей определяется соответствие продукции одному из 4-х уровней качества:

- соответствие стандарту (не учитывается мнение потребителей);

- соответствие использованию, т.е. продукция соответствует требованиям стандарта, но и удовлетворяет конкретным потребностям потребителей;

- соответствие фактическим, требованиям рынка (высокое качество при низкой цене);

- соответствие скрытым (неочевидным) потребностям.

Показатель качества – это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции одного вида (станок, шкаф, кроссовки) или продукции, выпускаемой промышленной организацией в целом.

Для оценки качества отдельных видов продукции используются единичные и комплексные показатели. Единичный показатель характеризует только одно свойство конкретного вида продукции (калорийность у продуктов питания, безотказность у приборов и т.п.).

Комплексный отражает несколько или все свойства конкретного вида продукции, т.е. он может быть групповым и общим.

Групповой комплексный показатель охватывает несколько единичных показателей, важных в конкретной ситуации для оценки качества конкретного вида продукции.

Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление).

В мировой практике с целью оценки степени превосходства продукции используетсяградация (класс, сорт) — категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.

При численном обозначении высшему классу обычно присваивается число 1, а при обозначении количеством каких-либо знаков, например звездочек, обычно низший класс имеет меньшее количество таких знаков.

Оценка уровня качества продукции — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Содержание операций оценки уровня качества на различных этапах жизненного цикла продукции и последовательность их проведения представлены на рис. 1.

Рисунок 1. - Операции оценки уровня качества продукции на различных этапах ее жизненного цикла

1. Оценка проектного качества продукции (разработка продукции):

v установление класса и группы продукции;

v выбор и обоснование номенклатуры показателей качества продукции;

v выбор базового образца;

v выбор метода определения значений показателя качества;

v определение численных значений показателей.

2. Оценка качества изготовления продукции (производство продукции):

§ установление методов и средств контроля качества;

§ выбор метода определения значения показателя качества;

§ определение фактических значений показателей качества;

§ оценка уровня качества изготовления по показателям дефектности.

3. Оценка качества в эксплуатации (потреблении):

§ установление способа сбора и получения информации о качестве;

§ определение фактических показателей качества;

§ определение полезного эффекта и суммарных затрат;

§ оценка рекламаций;

§ получение результатов оценки и принятия решений.

Важнейшими элементами государственной системы управления качеством являются стандартизация и сертификация продукции, работ (услуг).

Стандартизация – это деятельность по разработке и установлению требований, норм, правил, характеристик, используемых в процессе управления качеством продукции.

Стандарт – это нормативный документ, в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, направленные на упорядочение и оптимизацию деятельности при производстве продукции, работ, услуг. Стандартизация обеспечивает рациональное использование ресурсов, чем способствует снижению себестоимости продукции и соответственно росту её конкурентоспособности.

Все нормативные документы по стандартизации подразделяются на:

а) международные стандарты;

б) межгосударственные (региональные стандарты);

в) государственные стандарты Республики Беларусь;

г) стандарты организации.

Сертификация – это, совокупность действий и мер с целью установить соответствие продукции требованиям стандарта.

Документом, который подтверждает, что выпускаемая продукция отвечает всем требованиям стандарта является сертификат соответствия.

Сертификация может быть обязательной и добровольной.

При обязательной сертификации промышленной организации (предприятию) выдается сертификат соответствия. Он подтверждает соблюдение всех установленных требований к продукции. Обязательной сертификации подлежат изделия, которые могут оказать негативное воздействие на человека или окружающую среду. Перечень наименований продукции, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации устанавливают соответствующие государственные органы Республики Беларусь.

При добровольной сертификации промышленной организации выдается знак соответствия. Он указывает, что продукция соответствует требованиям конкретного стандарта.

Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.

Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую «петлю качества». «Петля качества» — модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества»:

1 маркетинг, поиск и изучение рынка;

2 проектирование продукции, разработка технических требований к ней;

3 материально-техническое обеспечение;

4 подготовку и разработку технологических процессов.

5 контроль качества, проведение испытаний и обследований;

6 упаковку и хранение;

7 реализацию;

8 монтаж и эксплуатацию;

9 техническую помощь в обслуживании;

10 утилизацию после использования.

Система качества разрабатывается с учетом следующих принципов: ориентация на потребителя; продуктовый подход; охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип „петли качества"); сочетание обеспечения, управления и улучшения качества; предупреждение проблем.

Ориентация на потребителя означает, что понимание качества продукции совпадает с требованиями потребителя. Потребителю нужна не „вообще" продукция, и даже не продукция, превосходящая мировой уровень, а продукция, удовлетворяющая определенным конкретным требованиям. Приоритет потребителя подтверждается так называемым „законом" бизнеса, который гласит: „Если потребитель считает, что данный продукт плохого качества, значит он действительно плохого качества, даже если он соответствует чертежам и сертификации".

Продуктовый подход предполагает, что система управления качеством разрабатывается применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию.

Принцип „петли качества" предусматривает, что система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла товара.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа „петли качества" таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, направленные одновременно на управление процессами и устранение причин неудовлетворительного функционирования системы на соответствующих стадиях „петликачества" для достижения оптимальной экономической эффективности. Оно включает управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин.

Улучшение качества представляет собой постоянную деятельность направленную на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества для получения результатов лучших по отношению к персонально установленным нормам.

Принцип предупреждения проблем означает, что система качества работает таким образом, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения. В связи с этим система должна: обеспечить предотвращение дефектов или несоответствий требованиям заказчика; если дефект или несоответствие допущены, система должна обеспечить их обнаружение; гарантировать порядок, при котором обнаруженная или дефектная продукция не будет допущена в дальнейшее производство или не будет отправлена потребителю; обеспечить постоянное и повсеместное совершенствование продукции, элементов производства и системы качества

В системе управления качеством на уровне промышленной организации выделяют три направления:

1. обеспечение качества;

2. управление качеством;

3. улучшение качества.

Обеспечение качества – это процессно-ориентированное направление. Оно представляет собой совокупность планируемых и систематически выполняемых мероприятий по обеспечению качества продукции. К этим мероприятиям относятся: изучение рынка, обучение персонала, содержание на должном уровне оборудования и др.

Управление качеством как мера воздействия на стадии жизненного цикла продукции в промышленной организации охватывает все методы и виды деятельности оперативного характера, которые используются для выполнения требований к качеству — это контроль качества, выявление отклонений от требований стандарта и их устранение и др.

Улучшение качества – это направление, при котором должен реализовываться цикл: «планируй-выполняй-контролируй-регулируй».

Все меры, предусмотренные системой управления качеством, системой менеджмента качества способствуют повышению конкурентоспособности продукции и, соответственно, конкурентоспособности промышленной организации (предприятия).

Управление качеством на предприятии осуществляется путем построения системы качества, которая должна соответствовать международным стандартам серии ИСО – 9000 .

.

 



2015-12-13 1770 Обсуждений (0)
Система качества продукции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система качества продукции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)