Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Анализ и управление прибылью организации




Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин, обусловивших изменение прибыли, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

1. оценка выполнения плана (прогноза) и динамики финансовых результатов;

2. изучение состава и структуры прибыли;

3. выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;

4. анализ и оценка качества прибыли;

5. изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

6. выявление резервов роста прибыли;

7. разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития организации (предприятия).

На величину прибыли (убытка) организации (предприятия) влияют различные факторы, среди которых можно выделить внешние, независимые от организации, и внутренние.

Внешними факторами являются: политическая стабильность, состояние экономики страны, региона, темпы инфляции, конъюнктура рынка, банковский процент, размеры налогов, цены на экономические ресурсы, услуги сторонних организаций и др.

К внутренним факторам относятся объемы хозяйственно-финансовой деятельности, ассортимент реализуемой продукции, себестоимость производства и реализации продукции, цены реализации, обеспеченность собственными оборотными средствами, наличие долгосрочных кредитов и займов, эффективность использования ресурсного потенциала (основных и оборотных средств, персонала) и др.

В процессе анализа прибыли рассчитывают влияние различных факторов на прибыль от реализации, прибыль до налогообложения и чистую прибыль для того, чтобы обосновать управленческие решения, связанные с формированием прибыли в перспективе.

Основную часть в прибыли до налогообложения (т.е. общей прибыли от всех видов деятельности) составляет прибыль от реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от изменения четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема производства и реализации продукции в натуральном выражении (VP) , ее структуры (УД), цены на отдельные виды продукции (Ц) и себестоимости отдельных видов продукции (С).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема реализации рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Под управлением прибылью понимается процесс выработки и принятия решений по основным аспектам ее формирования, распределения и использования.

Формирование прибыли связано с управлением доходами, расходами, ресурсным потенциалом организации (предприятия).

В процессе управления формированием прибыли от реализации продукции может быть использована система взаимосвязи данного показателя с объемом производства и реализации продукции, доходов и расходов организации, позволяющая решать следующие задачи:

1. Определение объема производства и реализации продукции, обеспечивающего безубыточную деятельность (критического объема производства).

Точка безубыточности (порог рентабельности, безубыточный объем деятельности) – это такой объем производства и реализации продукции, при котором организация (предприятие) не получает ни прибыли, ни убытка, т.е. доходы равны расходам.

Для расчета безубыточного объема производства (Vбез) обычно используется формула:

 

(13.7)

 

где Су-пост – общая сумма условно-постоянных затрат;

Цед – цена единицы продукции;

Су-пер ед – условно-переменные затраты на производство единицы продукции;

В экономической литературе приводятся для расчета точки безубыточности в стоимостном выражении следующие формулы:

(13.8)

(13.9)

(13.10)

где Кпокр – коэффициент покрытия, представляющий собой долю маржинального дохода (маржинальной прибыли) в выручке от реализации продукции;

РП – объем реализованной продукции (выручка от реализации продукции, работ, услуг);

МД – маржинальный доход;

– условно-переменные затраты на один рубль реализованной продукции.

Коэффициент покрытия может быть определен по формуле:

(13.11)

где Vпр – объем производства продукции;

Сусл-пер – сумма условно-переменных затрат;

МД – суммарный (общий) маржинальный доход.

 

2. Определение плановой (целевой) суммы прибыли от реализации продукции при заданных плановых значениях постоянных расходов, объема производства, цены единицы продукции, величины переменных расходов на единицу продукции.

Целевая прибыль (Пц) должна обеспечить решение поставленных целей организации. Величина целевой прибыли определяется по формуле:

(13.12)

где – среднегодовая величина собственного капитала промышленной организации.

Рск – рентабельность собственного капитала (ставка банковского процента).

Объем производства, обеспечивающий получение целевой прибыли, определяется по формуле:

(13.13)

3. Определение предела безопасности и запаса финансовой прочности.

Предел (маржа) безопасности — рассчитывается как разность между объемом производства продукции, обеспечивающим получение целевой прибыли, и безубыточным объемом производства.

Запас финансовой прочности — рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, обеспечивающей получение целевой прибыли, и критической (пороговой) выручкой. Запас финансовой прочности по сути соответствует пределу безопасности, но рассчитывается не в натуральных показателях, а в рублях.

Запас финансовой прочности характеризуют размер возможного снижения стоимостного объема реализации продукции при неблагоприятной рыночной конъюнктуре, который позволяет работать безубыточно.

Предел безопасности и запас финансовой прочности могут быть выражены относительными величинами, в виде коэффициентов безопасности.

В относительном выражении запас финансовой прочности (ЗФП) рассчитывается по формулам:

 

(13.14)

 

где Vпрі, – фактический (і-тый) объем производства продукции;

Vбез, – безубыточный объем производства продукции.

4. Определение возможных приростов суммы прибыли от реализации продукции при оптимизации соотношения постоянных и переменных расходов.

При высокой доле постоянных расходов в общей их сумме предприятие значительно позже достигает точки безубыточности, т. е. ему для достижения безубыточности необходим достаточно большой объем производства. Но при дальнейшем наращивании объемов производства и реализации продукции, после преодоления точки безубыточности предприятие будет получать большую сумму прибыли на каждый процент прироста объемов деятельности. Это связано с тем, что за счет постоянных расходов их относительная величина на единицу продукции будет снижаться в большей степени.

Соотношение постоянных и переменных расходов предприятия называется коэффициентом операционного рычага (Кор).

Конкретное соотношение прироста суммы прибыли и суммы реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного рычага, характеризуется показателем эффект операционного рычага (Эор). Формула расчета этого показателя имеет вид:

 

(13.15)

 

Величина Эор показывает изменение прибыли в процентах при изменении объема реализованной продукции на 1%.

Проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью.

1. Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности.

2. После преодоления точки безубыточности чем выше коэффициент операционного рычага, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции.

3. Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени уменьшается размер прибыли от продаж.

4. Эффект операционного рычага стабилен только в краткосрочном периоде.

Исходя из целей организации (предприятия) в процессе управления прибылью от реализации продукции возможно принятие следующих решений:

• увеличение объемов производства;

• сокращение переменных расходов на единицу продукции;

• сокращение постоянных расходов;

• изменение цен на продукцию;

• изменение соотношения постоянных и переменных расходов в общей их сумме.

 

Планирование прибыли. Факторы повышения прибыли и рентабельности промышленных организаций.

Прибыль является одним из важнейших показателем плана хозяйственно-финансовой деятельности организации (предприятия). Ее планирование необходимо для принятия многих управленческих решений.

В промышленной организации основной частью прибыли до налогообложения (т.е. общей её прибыли) является прибыль от реализации продукции. Планирование этой прибыли может проводиться с использованием разных методов.

Наиболее распространенным является метод прямого счета. Он используется, как правило, на предприятиях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается по каждому виду продукции на основе полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен (без налога на добавленную стоимость, акцизов) и плановых объемов производства промышленной продукции в заданном периоде. (обычно расчет ведется на год).

Плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск продукции следует отличать от прибыли на объем реализации продукции в плановом периоде. Прибыль от реализации продукции (Прппл) в плановом периоде рассчитывается следующим образом:

 

( 11.16)

 

где Пон г пл, Пок г пл - плановая прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и на конец года.

При широком ассортименте выпускаемой продукции применяется аналитический метод планирования прибыли.

Аналитический метод предполагает расчет прибыли не по отдельным видам продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Сравнимая продукция планового года — это такая же продукция, которая выпускалась в отчетном периоде. По несравнимой, новой, продукции прибыль планируется отдельно.

Использование аналитического метода предполагает два этапа:

1. Расчет возможной прибыли в планируемом году на основе базовой рентабельности продаж отчетного года и планируемых объемов производства и реализации продукции (или базовой рентабельности производства продукции и планируемой себестоимости реализованной продукции).

2. Расчет влияния на возможную плановую прибыль различных факторов, которые могут привести к ее увеличению или снижению: снижение себестоимости, структурные сдвиги в ассортименте производимой продукции, изменение цен и др.

В условиях экономической стабильности организации (предприятия) могут использовать и другие методы расчета прибыли на планируемый период, например - метод экстраполяции.

Данный метод предполагает перенесение на плановый период темпов роста, пропорций, тенденций, сложившихся в предплановом периоде.

Для обоснования необходимой организации (предприятию) прибыли может быть использован целевой метод, позволяющий обеспечить увязку потребности предприятия в финансовых ресурсах для нормального социально-экономического развития в плановом периоде с суммой чистой прибыли.

В основе расчета лежит предварительное обоснование потребности в средствах за счет чистой прибыли: погашение долгосрочных кредитов, выплаты собственникам (акционерам), финансирование капитальных вложений, увеличение собственных оборотных средств и др.

В данном случае сумма необходимой прибыли (Пнеобх) может быть определена по формуле:

 

(11.17)

 

где Сн%- размер налоговых отчислений из прибыли, %.

 

 

Полученный результат рассматривается как один из целевых ориентиров развития организации (предприятия). Рассчитанная на основе целевого подхода прибыль должна быть увязана с объемами выпуска и реализации продукции, расчетами себестоимости реализованной продукции, прочими доходами и расходами.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия : учеб. пособие для вузов / Н. А. Алексеенко, И. Н. Гурова. – Минск : Изд-во Гревцова, 2011. – 264 с.

2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учеб. для вузов / под ред. В. И. Стражева. – Минск : Выш. шк., 2005. – 480 с.

3. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 372с.

4.Волков, О. И. Экономика предприятия (фирмы): учеб. / О. И. Волков, О.В.Девяткин.- 3 изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 601 с.

5.Гайнутдинов, Э. М. Экономика промышленного производства. Практикум : учеб. пособие / Э. М. Гайнутдинов, Л. И. Поддергина,
А. Ф. Зубрицкий. – Минск : Выш. шк., 2009. – 255 с.

6. Головачев, А. С. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / А. С. Головачев. – Минск : Выш. шк., 2008. – 447 с.

7. Головачев, А. С. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / А. С. Головачев. – Минск : Выш. шк., 2008. – 464 с.

8. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы : пост. Сов. Мин. Респ. Беларусь от 26.05.2011 г., №669 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 64. – С. 14-66.

9. Губина, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / О. В. Губина. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 176 с.

10.Запольский, М. И.Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе : учеб. пособие / М.И. Запольский. - Минск : Беларус. наука, 2011. - 347с.

11. Зеленовский, А. А. Экономика предприятий и отраслей АПК. Практикум : учеб. пособие для вузов / А. А. Зеленовский, А. В. Королев, В. М. Синельников. – Минск : Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.

12.. Ильин, А. И. Экономика предприятия : крат. курс / А. И. Ильин. – Минск : Новое знание, 2007. – 236 с.

13. Лобан, Л. А. Экономика предприятия : учеб. комплекс /Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск : Соврем. шк., 2011. – 432 с.

14. Суша, Г. З. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / Г. З. Суша. – М. : Новое знание, 2007. – 512 с.

15. О государственной инновационной политике в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – № 42, 2/1977.

16.Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов организации: постан. Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в ред. постан. Министерства финансов Республики Беларусь от 14.12.2012 г. № 74) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2013.

17.Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / Г. В. Савицкая. – Минск : Новое знание, 2001. – 688 с.

18. Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа : учеб. для вузов / А. Д. Шеремет. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 366 с.

19.Экономика предприятия : учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2007. – 670 с.

20. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / Л. Н. Нехорошева [и др.] ; под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой. – Минск : Выш. шк., 2005. – 383 с.

21. Экономика организации : пособие. В 3 ч. Ч. 1 / авт.-сост. :
Л. М. Соколова, А. П. Петров-Рудаковский ; под общ. ред. Л. М. Соколовой. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2011. – 228 с.

22. Экономика организации : пособие. В 3 ч. Ч. 2 / авт.-сост. :
Л. М. Соколова, А. П. Петров-Рудаковский ; под общ. ред. Л. М. Соколовой. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2012. – 200 с.

23. Экономика организации : пособие. В 3 ч. Ч. 3 / авт.-сост. :
Л. М. Соколова, А. П. Петров-Рудаковский ; под общ. ред. Л. М. Соколовой. – Гомель : Бел. торгово-экон. ун-т потребит. кооп., 2014. – 237 с.

24. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / А. И. Ильин [и др.] ; под общ. ред. А. И. Ильина. – М. : Новое знание, 2006. – 698 с.

25. Экономика предприятия : учеб. пособие для вузов / В. П. Волков [и др.] ; под ред. А. И. Ильина. – М. : Новое знание, 2004. – 672 с.

26. Экономика предприятия. Практикум : учеб. пособие / Э. В. Крум [и др.] ; под ред. Э. В. Крум. – Минск : Изд-во Гревцова, 2009. – 360 с.

 

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (836)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)