Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


кафедра истории и педагогики



2015-12-13 284 Обсуждений (0)
кафедра истории и педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок




ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ «ЭКОНОМИКА»

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МОДУЛЬ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

 

Название дисциплины по выбору студента или факультативной дисциплины Экономическая социология
Курс обучения 2–4
Семестр обучения 3,4,5,6
Количество кредитов
Ф.И.О. лектора Буйденков Александр Александрович Старший преподаватель
Цели дисциплины – выработка основ социально ориентированного экономического мышления и поведения; – осмысление социальных аспектов экономических процессов; – овладение совокупностью научных концепций относительно широкого диапазона общественных проблем; – развитие навыков социологического анализа экономических процессов.
Задачи дисциплины – изучение истории становления и развития экономической социо-логии, а также основных концепций западных и отечественных экономистов; – раскрытие логики развития экономической социологии как меж-дисциплинарной области знания, где через систему экономических категорий и понятий возможно осмысление системного характера общественного устройства и развития; – интерпретация изучаемых понятий, выявление их регулятивных возможностей; – приобретение опыта применения социально-экономических поня-тий в конкретных социологических исследованиях. – рассмотрения рынка труда как самоорганизующейся системы с определенным уровнем социального регулирования рыночных отношений.
Содержание дисциплины Тема 1. Экономическая социология как наука и учебная дисциплина Экономическая социология как отрасль социологического знания. Социальная и экономическая сферы общественной жизни. Функции, категории и методы экономической социологии.   Тема 2. Классический этап становления экономической социологии Классический этап становления экономической социологии: экономическая теория К. Маркса; культурологическая теория М. Вебера; концепция эволюционного развития в процессе селекции социальных институтов, регулирующих экономическую сферу деятельнос­ти Т. Веблена.   Тема 3. Основные социологические концепции западных экономических школ XX века Социологические концепции западных экономических школ XX века: теории социальной стратифика­ции и социальной мобильности П.А. Сорокиным; индустриальная социологии Э. Мэйо и концепции социологии организа­ции Д. Макгрегором; развитие структурно-функциональ­ного направления теоретической социологии (Т. Парсонс и Р. Мертон); «социология эко­номической жизни» (Н. Смелсер). Этап «новой экономической социологии» (с конца 70-х годов): ориен­тация на сравнительные исследования между странами; постановка вопро­сов, затрагивающих проблемы мировой экологии, развития высоких тех­нологий, организации экономических связей в целостных социальных сис­темах. Создание в 70-е годы парадигмы современного социологического анализа связей экономики и общества (Р. Сведберг и М. Грановеттер).   Тема 4. Актуальные проблемы и тенденции развития экономической социологии в XXI веке Глобализация и регионализация как тенденции развития современной экономической жизни (И. Валлерстайн, Дж.Ю. Стиглиц). Теория миро-системы И. Валлерстайна. Теория информационной эры М. Кастельса. Теория макдональдизации Дж. Ритцера.   Тема 5. Социально-экономический закон разделения труда. Сущность и формы проявления Сущность закона разделения труда. Генезис и эволюция общественного разделения труда в рабовладель­ческом, феодальном и капиталистическом обществах. Специфика разделе­ния труда в рамках каждой экономической формации, социально-эко­номические особенности этого разделения. «Социальная цена» научно-технического прогресса (НТП) на каждом этапе функционирования закона разделения труда. НТР и разделение труда в современном обществе. Изменение роли науки в обществе (ра­дикальное изменение пропорций между физическим и умственным трудом в пользу последнего). Разделение труда и развитие системы образования.   Тема 6. Социально-экономический закон перемены труда. Формы проявления на современном этапе Закон перемены труда и его особенности. Промышленные и научно-технические революции как фактор рево­люционизации перемены труда. Перемена труда и развитие универсальной рабочей силы. Основные формы проявления закона перемены труда. Перемена труда и творческий труд. Проблема взаимосвязи законов разделения и перемены труда.   Тема 7. Социально-экономический закон конкуренции. Конкурентоспособность работника Сущность проявления закона конкуренции и её основные формы проявления: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция и чистая монополия. Изменение конкурентоспособности в зависи­мости от ситуации на рынке труда, социально-демографических характе­ристик работника, уровня «Я- конкурентоспособности».   Тема 8. Модернизация общества как социокультурный процесс. Модернизация как социокультурный процесс. Осмысление модернизации Э. Дюркгеймом, М. Вебером К. Марксом. Зависимость темпов и масштабов модернизации от взаимодействия законов разделения и перемены труда с активизирующим это взаимодейст­вие законом конкуренции. Эмпирическое определение специфики модернизации на макро-, мезо- и микроуровнях общественного устройства.   Тема 9. Социальные стереотипы: природа, особенности функционирования и роль в изменении экономического мышления Феномен социального стереотипа. Моде­лирование, в рамках системного подхода, основных принципов взаимо­действия нормативно-значимой (когнитивный образ) и индивидуально-прагматической (инструментально-логическая установка) систем созна­ния в формировании социального стереотипа. Роль социальных стереотипов в формировании современного эконо­мического мышления: движение от подконтрольности, консервативности, конформизма, примитивности содержания к индивидуальной самостоя­тельности, предприимчивости, динамичности стереотипа в процессе формирования демократического общества. Особенности функциониро­вания социального стереотипа в период стабильности и социальных из­менений в обществе.   Тема 10. Экономическое поведение. Типы и формы проявления Сущность, содержание и структура экономического поведения. Анализ экономического поведения индивидов по моде­лям А. Смита, П. Хейне. Дорыночный, рыночный, псевдорыночный типы экономического по­ведения индивидов. Наемный труд как форма дорыночного типа экономи­ческого поведения. Предпринимательство, франчайзинг, фондовая биржа, сетевой маркетинг, реализация индивидуальных способностей как формы рыночного типа экономического поведения. Предпринимательство как способ деловой активности в сфере эко­номики. Функционально-структурная организация предприни-мательс­кой деятельности. Риск, социальные гарантии и социальная защита предпринимательской деятельности. Социологическое обеспечение ис­следований предпринимательской деятельности. Разработка социолого-экономических рекомендаций нововведений и риска.   Тема 11. Экономическая культура. Сущность и функции Анализ существующих определений экономической культуры (Т.И. Зас­лавская, Р.В. Рывкина, В.В. Радаев). Особенности экономической культуры как механизма, регулирующего индивидуальное экономическое поведение. Регулятивное воздействие экономической культуры на экономическое поведение хозяйствующего субъекта посредством осуществления трансля­ционной, селекционной и инновационной функций. Основное социальное противоречие, затрудняющее выполнение инно­вационной функции экономической культуры в советском и постсоветском обществах, - между приверженностью индивидов и групп к существую­щим социальным стандартам и образцам поведения и осознанием необхо­димости инновационной деятельности.   Тема 12. Метод выборочного обследования домохозяйств и его применение к изучению типов экономического поведения разных социальных групп Метода выборочного обследования домашних хозяйств как способ оценки влияния структуры денежных доходов и потребитель­ских расходов населения на типы экономического поведения представите­лей разных социально-демографических и социально-профессиональных групп. Принципы соотнесения структур доходов и расходов населения (ма­териалы обследования домохозяйств) с доходами и расходами по оценкам этого населения. Дифференциация обследуемого массива на социальные группы и изучение типов их экономического поведения.
Рекомендуемая литература 1. Бабосов Е.М. Экономическая социология: Учебное пособие ∕ Е.М. Бабосов. − Мн.:УП «Технопринт», 2004. − 336с. 2. Бабосов Е.М. Экономическая социология: Вопросы и ответы ∕ Е.М. Бабосов. − Мн.: ТетраСистемс, 2004. − 223 с. 3. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. − М.: ИИД «Филинь»; мн.: «Беларуская навука», 2000. − 376 с. 4. Экономическая социология: Учеб.-метод. комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей. − 2-изд., перераб.∕ С.Н. Зень, В.Я. Кочергин, А.А. Первачук; Минский институт экз.управления. − Мн.: Изд-во МИУ, 2007. 5. Экономико-социологический словарь ∕ Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, О.В. Терещенко и др.; Сост. Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк; Науч. ред. Г.Н. Соколова. − Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. − 448 с. 6. Экономическая социология: Учебное пособие для вузов ∕ Под ред. В.И. Верховина. − м.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. − 736 с. 7. Экономическая социология: Хрестоматия ∕ Авт.-сост. Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк. − 2-е изд.стереот. − Мн.: Белорусская думка, 2001. − 416 с. 8. Яковчук В.Н. Экономическая социология. Сокращенный курс: Учеб.-практ. пособие. − Мн.: БГЭУ, 2002. − 122 с.
Методы преподавания Компаративный, проблемный, диалогово-эвристический, наглядный
Язык обучения Русский

 



2015-12-13 284 Обсуждений (0)
кафедра истории и педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: кафедра истории и педагогики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)