Педагогическая профессия и ее роль в обществе. Гуманистическая природа педагогической деятельности
Возникновение и развитие педагогической профессии. Ее социальная значимость и особенности. Учитель в широком и узком смысле. Основные функции педагога: целеполагание, диагностирование, прогнозирование, проективная функция, функция планирования, организационная, информационная, контрольная, оценочная и коррекционная. Спектр педагогических специальностей: учитель начальной школы, учителя – предметники, воспитатель, руководитель кружков, секций, клубов и т.д., методисты, инспектора и школьные администраторы, освобожденный классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, валеолог. Пути овладения педагогической профессией, перспективы ее развития.
2. Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Основные категории педагогики. Положение педагогики в системе наук о человеке, её основные особенности. Педагогика как область гуманитарного знания, её социальные функции. Предмет педагогики- специально организованный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника. Категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Использование педагогических междисциплинарных понятий (личность, развитие, формирование, общение, социализация). Связь педагогики философией, социологией, культурологией, психологией, биологией и другими отраслями человекознания. Структура педагогической науки, её ведущие отрасли (педагогика школы, педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, история педагогики и др.) Расширение современной педагогики (социальная педагогика, коррекционная педагогика и др.) Народная педагогика, её истоки и характерные особенности. Диалектика взаимодействия педагогической теории и практики, их взаимообогащение. Прогнозирование и развитие образования. Передовой и новаторский педагогический опыт.
3. Развитие и воспитание личности. Движущие силы развития личности. Философы, психологи и педагоги о сущности понятия «личность» (Э. Ильенков, В. Давыдов, А.Леонтьев и др.) Специфика педагогического подхода к понятию «личность». Гуманизация жизни школы- центральная проблема современной педагогики. Человек как природное, социальное, историческое и активное существо. Взаимосвязь категорий «индивид», «индивидуальность», «субъект», «личность». Возрастные особенности развития личности её природный потенциал. Социальная ситуация развития личности. Педагогическая антропология. Целостность, неделимость духовной и биологической природы человека, её субъективность как ведущие идеи педагогической антропологии. Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития личности как движущие силы.
4. Характеристика факторов формирования личности, их взаимосвязь. Факторы формирования личности: биологические (наследственность), социальные (среда, воспитание, собственная активность личности), их характеристика и взаимосвязь. Личность как самосознающий индивид. Личность как цель воспитания в современной школе. Личность- субъект собственного развития и процесса воспитания. Личность- объект изучения и педагогического влияния. Факторы социализации личности: макрофакторы (космос, планета, страна, общество), мезофакторы (этнос, тип поселения), микрофакторы (семья, школа, общество сверстников, религия, средства массовой коммуникации). Их характеристика. Основные функции воспитания: стимуляция развития сущностных сил личности, создание педагогически целесообразной воспитывающей среды, организация взаимодействия участников воспитания. Игра, учение, труд, общение, как развивающие виды деятельности и их основные трансформаторы. Развитие индивидуальности, его движущие силы и механизмы. Сущность индивидуального подхода к развитию человека, его содержание. Реализация принципа природосообразности в воспитании личности. Зависимость развития личности от процессов воспитания и образования.
5. Современный школьник и особенности педагогической работы с ним. Факторы, соответствующие условиям развития детства в XX веке: -факторы всеобщего плана, определяемые историческим уровнем и особенностями развития современного общества (проблемы экологического кризиса и выживание человечества, новый стиль жизни, ускоренный темп технического и социального развития, огромный информационный прессинг); -факторы внутреннего порядка, свойственные именно нашей стране, где особенное значение приобретают коренные экономические, политические, социальные изменения. Социально- педагогическая характеристика современного школьника (отношение к учению, область интересов, духовные ценности, система нравственных норм и др.) Специфика педагогической работы с современной молодёжью.
6. Характеристика особенностей младших школьников. Специфика работы с учащимися начальной школы. Особенности шестилетних школьников (повышенная эмоциональность, подражательность, направленность на познание окружающего мира, чувствительность к воздействию со стороны взрослого и сверстников, повышенная восприимчивость к обучению и др.) Специфика обучения шестилетних первоклассников, обучение в игре. Характеристика физических, психологических, умственных, социальных параметров. Проблема готовности к школе (мотивация, произвольная регуляция поведения, уровень развития познавательных интересов, самостоятельности и др.) Младший школьный возраст, социальная позиция ребёнка. Физические, психологические особенности школьников этого возраста. Развитие произвольных форм поведения и деятельности. Роль учебной деятельности в жизни младшего школьника. Позиция учителя в работе с младшими школьниками.
7. Психолого-педагогические особенности подростков и их учет в воспитательном процессе. Анатомо- физиологические особенности (бурный рост и развитие всего организма, начало полового созревания, акселерация, повышенная возбудимость, изменение соотношения между объёмом сердца и кровеносных сосудов). Психолого- педагогические особенности (чувство взрослости, формирование самосознания, выделение нравственного идеала, стремление к общению с товарищами, несогласованность убеждений, моральных идей и понятий с поступками, негативизм). Подростковый кризис. Учитель и подросток.
8. Возрастные особенности старшеклассников и их учет в педагогическом процессе. Анатомо- физиологические особенности (завершение телесной конституции и полового созревания, функциональное развитие коры головного мозга и др.) Психолого- педагогические особенности (устремлённость в будущее, развитие самосознания, становление мировоззрения, стремление к самоутверждению, потребность в понимании, укрепление воли, самоопределение себя в будущем и др.) Формирование социальной готовности к труду и гражданской ответственности. Дружба и любовь в юношеском возрасте. Подготовка к семейной жизни. Обострение важнейших социальных потребностей общения, достижения цели, уединения. Старшеклассники и учитель: грани взаимодействия.
9. Изучение личности учащихся и ученического коллектива. Цели, задачи и требования к организации этой работы. Общая характеристика методов педагогических исследований. Индивидуальные особенности личности как совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других качеств. Функции изучения личности и коллектива (контрольно-корректировочная, воспитывающая, прогностическая). Программа изучения личности школьника и ученического коллектива. Требования к её осуществлению. Методы исследования в педагогике. Методы теоретического исследования (анализ и синтез, моделирование, абстрагирование, индукция и дедукция и др.) Методы эмпирического исследования (педагогическое наблюдение, беседа, эксперимент, социометрия и др.)
10. Роль семьи в воспитании детей. Взаимодействие семьи и школы в педагогическом процессе. Основные задачи, содержания и формы работы школы с семьями учащихся. Единство воспитательных целей школы и семьи. Семья как воспитательный коллектив. Типичные ошибки и противоречия воспитания в современной семье (дефицит общения родителей с детьми, бессистемность работы, несогласованность действий со школой и др.) Пути их преодоления. Положительный опыт воспитания в современных семьях. Многодетные семьи. Неблагополучные семьи. Взаимодействие родителей и школы в достижении целей воспитания. Позиция педагога в работе с родителями (соблюдение такта, выделение позитива в личности школьника, внимание, терпение, положительный эмоциональный настрой и др.) Работа с родителями. Изучение семей (состав семьи, труд в семье, культурный потенциал, внутрисемейные отношения и др.) Методы: наблюдение, анкетирование, посещение семей и др. Педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, научно-практические конференции, работа в органах самоуправления, лекции, беседы, собрания отцов, индивидуальная работа и др.) Подготовка учащихся к семейной жизни: формирование качеств личности будущего семьянина, развитие чувства уважения и любви к родителям, совместные увлечения, половое просвещение и др.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (719)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |