Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Педагогика школы



2015-12-13 814 Обсуждений (0)
III. Педагогика школы 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Развитие дидактики как педагогической науки. Основные категории, предмет и задачи дидактики.

Дидактика как наука, занимающаяся исследованием теоретических основ обучения. Обращенность дидактики к практической деятельности.

Становление дидактики как науки. В.Ратке, Я.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и др. Их вклад в разработку дидактики. Советские ученые-дидакты М.А.Данилов, Л.В.Занков, Б.П.Есипов, М.Н.Снаткин, И.Я.Лернер, Ю.К.Бабанский, их творчество в области дидактики.

Педагоги-новаторы Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, Н.П.Щетинин, И.П.Волков и дидактика.

Предмет дидактики – целесообразное взаимодействие преподавания и учения. Направленность дидактических исследований на цели, содержания, законы, методы, принципы и формы обучения. Задачи дидактики: научное обоснование процесса обучения, диагностика и прогнозирование в области образования; рассмотрение и внедрение в практику новых методов обучения; определение содержания образования; изучение процесса усвоения учебного материала учащимися; обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

Основные категории дидактики: обучение, образование, преподавание, учение, знания, умения, навыки и тд.

 

 

2. Обучение как компонент целостного педагогического процесса, его особенности и функции.

Обучение как вид познавательной деятельности человека. Существенные признаки обучения: организация учебного познания, ускорение темпов индивидуального развития учащихся, овладение познанными закономерностями окружающего мира.

Преподавание как деятельность учителя. Учение как познавательная деятельность учащихся.

Образовательная, развивающая и воспитательная функции процесса обучения, их взаимосвязь.

Движущие силы и противоречия процесса обучения. Зависимость учебного процесса от общих закономерностей познания человеком окружающего мира как выражение сущности обучения.

Усвоение способов деятельности (практических и интеллектуальных). Неоднократное повторение. Вариативное повторение. Сенсорный путь (опора на органы чувств). Моторные умения и навыки (с помощью двигательных упражнений). Синтетическое (сенсомоторное) усвоение (письмо, рисование и др.).

Роль и место знаний, умений и навыков в учебном процессе. Мотивы учения школьников как совокупность всех мотивов индивида к данной деятельности. Мотивы (внутренние – процессуальные, результативные, саморазвития); внешние(долг, обязанность, оценка, успех, самоутверждение и др.). Развитие и формирование мотивов.

3. Звенья учебного процесса, их психолого-педагогическая сущность. Движущие силы обучения.

Методология дидактики. Всеобщая (философские основы процесса познания). Частная (учение о знание в области дидактики, его осмыслении и практическом применении).

Звенья учебного процесса (подготовка к восприятию, восприятие нового материала, осмысление воспринятого материала, обобщение, закрепление, применение знаний на практике, контроль и анализ). Их характеристика.

Познавательный интерес в обучении. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

 

 

4. Законы и закономерности в обучении. Характеристика основных законов обучения.

Законы процесса обучения как объективно существующие, необходимые, повторяющиеся связи между компонентами учебного процесса, характеризующие его развитие. Связь процесса обучения с социальными, экономическими, политическими условиями жизни общества; с процессами воспитания, развития, образования; с реальными возможностями и активностью обучаемых; связь преподавания и учения в целостном педагогическом процессе.

Характеристика законов обучения. Отличительные признаки законов от закономерностей обучения.

Знание законов процесса обучения и умелая реализация их на практике как осмысленный подход к организации учебного процесса и повышения его эффективности.

 

 

5. Характеристика принципов обучения, пути их реализации на практике.

Принципы обучения как руководящие идеи, лежащие в основе этого процесса. Правила как рекомендации по реализации принципов обучения. Принципы обучения (научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, прочности, наглядности, дифференциации, положительного эмоционального фона), их характеристика.

Принципы обучения по Л.В.Занкову (ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом, осознание школьниками процесса учения, целенаправленной и систематической работы над общим развитием учащихся, в том числе и слабых).

Принципы обучения по В.Ф.Шаталову (крупно- блочного введения знаний, усвоение знаний на основе многократного вариативного повторения).

Принципы обучения по Ш.А.Амонашвили (установление гуманных отношений в процессе обучения, организации жизни детей на уроке, формирование содержательной оценки у школьников).

 

6. Содержание современного школьного образования. Нормативные документы, отражающие содержание образования. Закон РФ «Об образовании».

Содержание образования как социально ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- ценностного отношения.

Общие требования к содержанию образования (закон РФ «Об образовании»): ориентация на обеспечение самоопределения личности, развития гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.

Требования к содержанию образования: формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграция личности в системе мировой и национальной культур; формирование человека- гражданина; воспроизводство и развития кадрового потенциала общества.

Общее, политехническое, профессиональное образование. Их характеристика.

Базисный учебный план как основной нормативный документ, элемент государственных образовательных стандартов, основа учебных планов образовательных учреждений. Инвариантная часть, обеспечивающая единство образовательного пространства на территории страны; вариативная часть, отвечающая целям национальных, региональных и местных особенностей, а также склонностям и интересам школьников.

Государственный образовательный стандарт как документ, включающий федеральный и национально- региональный компоненты и определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников.

 

7. Общее понятие о методах, средствах и приемах обучения. Выбор методов обучения учителем при подготовке к уроку.

Методы обучения как поиск ответа на традиционный дидактический вопрос- как учесть. Метод как сердцевина учебного процесса и связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Приём обучения как элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Структура методов обучения: объективная часть метода, обусловленная постоянными и незыблемыми положениями; субъективная часть метода, обусловленная личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Понятие о средствах обучения, их классификация.

Различные подходы к классификации методов обучения. Выбор методов обучения учителем. Условия данного выбора (закономерности и принципы обучения, цели и задачи обучения, учебные возможности школьников, внешние условия, возможности учителей).

 

8.Классификация методов обучения в зависимости от источника знаний. Дидактические требования к их использованию.

Словесные методы (рассказ, беседа, лекция, объяснение, работа с книгой). Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение). Практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы, инструктаж).

Характеристика каждой группы методов. Специфика методов, педагогические условия их применения.

 

9. Классификация методов обучения в зависимости от типа познавательной деятельности школьников, их дидактическая сущность.

Объяснительно- иллюстративный метод как передача готовой информации с помощью разных средств.

Репродуктивный метод и его значение в формировании умений и навыков. Сущность работы учителя и учащихся при использовании данного метода на практике.

Метод проблемного изложения материала. Этапы работы учителя и учащихся.

Частично-поисковый (эвристический) метод, его дидактическая сущность. Способы использования этого метода на практике.

Исследовательский метод обучения. Деятельность учителя и учащихся. Его положительные и отрицательные стороны.

 



2015-12-13 814 Обсуждений (0)
III. Педагогика школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Педагогика школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)