Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика классно-урочной системы обучения. Пути её совершенствования в современных условиях



2015-12-13 1295 Обсуждений (0)
Характеристика классно-урочной системы обучения. Пути её совершенствования в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Классно-урочная система, её характерные особенности (постоянный состав учебных групп, расписание учебных занятий, учебный план и программа, сочетание индивидуальной и групповой работы, ведущая роль учителя, систематическая проверка и оценка знаний и др.). Пути совершенствования (дифференциация и индивидуализация учебного процесса, использование интегрированных и разновозрастных уроков, нетрадиционных форм организации уроков, возможностей проблемного, программированного обучения; применение КСО, развитие познавательной активности и т.д.)

Особенности обучения в сельской малокомплектной школе. Характеристика работы учителя. Характеристика и трудности учебной деятельности учащихся.

 

13. Формы организации обучения, их характеристика.

Дополнительные формы организации педагогического процесса:

- экскурсия как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесённое в соответствии с определённой образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в лес и т.д. Классификация экскурсии, требования к её организации и проведению;

- дополнительные занятия и консультации. Цель, виды, методика организации;

- домашняя работа. Образовательное и воспитательное значение. Виды домашних заданий (подготавливающие к восприятию нового материала, направленные на закрепление, требующие применения полученных знаний на практике).

Вспомогательные формы организации педагогического процесса:

- факультативы. Задачи и методика проведения;

- занятия в кружках и клубах по интересам.

 

 

14. Особенности современного урока. Пути их совершенствования.

Подготовка учителя и учащихся к уроку. Тематическое и поурочное планирование, анализ урока.

Пути совершенствования урока: оптимизация Учебно- воспитательного процесса; повышение познавательной самостоятельности, творческой активности и инициативы учащихся, осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; совершенствование методов обучения, содержание образования; сокращение времени на проведение индивидуального опроса; повышение эмоциональной насыщенности урока и т.д.

 

15. Педагогические технологии: понятие, сущность и особенности их реализации их на практике.

Технология обучения как совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации и как наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Структурные элементы технологии обучения (цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, ученик и учитель, результат деятельности).

Классификация педагогических технологий (по уровню применения, по ведущему фактору, по характеру содержания и структуры и т.д.)

Методологические требования к педагогической технологии: 1) концептуальность, т.е. опора на научную концепцию; 2) системность; 3) управляемость, т.е. имеет возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения; 4) эффективность; 5) воспроизводимость.

Отличие педагогической технологии от методики обучения.

 

16. Основы программированного обучения.

Требования к технологии программированного обучения по Б.Ф. Скиннеру (уйти от контроля и перейти к самоконтролю; перевести педагогическую систему на самообучение учащихся).

Принципы построения обучающих программ (информативность, операционность, обратная связь, дозирование учебного материала, индивидуальный темп и управление в обучении). Виды обучающих программ (линейная, разветвлённая, смешанная). Их характеристика, достоинства и недостатки.

 

 

17. Педагогические технологии авторских школ. Характеристика одной из технологий (по выбору студента).

Авторская школа как Учебно- воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях.

Отличительные качества авторских школ (инновационность, альтернативность, социально- педагогическая целесообразность, системность и комплексность Учебно- воспитательного процесса и др.)

Авторская педагогическая технология С.Н. Лысенковой (опережающее обучение с использованием опорных схем). Концептуальные положения её технологии (личностный подход в педагогике сотрудничества; успех- главное условие развития детей в обучении; комфортность в классе; предупреждение ошибок, а не работа над ними; дифференциация, доступность задания для каждого и т.д.)

 

18. Технология развивающего обучения.

Принципы развивающего обучения (проблемность обучения; оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; специальное формирование как алгоритмических, так и эврестических приёмов умственной деятельности; специальная организация мнемической деятельности). Учебные приёмы развивающего обучения (перенос усвоенных приёмов с обучающей задачи на новую; поиск новых приёмов учебной работы; управление своей учебной деятельностью; приёмы обобщения).

 

19. Дистанционное образование. Его характеристика.

Основные черты учебного процесса в системе дистанционного образования (гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии). Их характеристика.

Особенности построения (планирования) учебного процесса с использованием системы дистанционного образования.

Этапы учебного процесса в СДО.

Отличительные черты дистанционного обучения от традиционных форм.

 

20. Нетрадиционная форма проведения уроков, возможности их использования в начальной школе.

Классификация нетрадиционных форм проведения уроков.

Методика проведения некоторых форм нетрадиционных уроков (по схеме:

1) задачи урока ;

2) методика проведения урока:

а) предварительный этап;

б) ход урока;

3) анализ урока).

Возможности использования нетрадиционных форм проведения уроков в начальной школе.

 

21. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Отметка и оценка, дидактические требования к ним.

Контроль и его роль в руководстве учебной деятельностью учащихся. Требования к организации контроля (индивидуальный характер, систематичность, разнообразие форм, объективность, всесторонность и др.). Содержание контроля. Виды контроля. Формы организации контроля (фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный, самоконтроль). Методы контроля и самоконтроля. Образовательное и воспитательное значение проверки и оценки знаний. Оценка и отметка в обучении. Оценка как процесс, деятельность. Отметка как результат оценивания. Балльная система отметок в школе. Индивидуальный подход к оценке успеваемости учащихся.

 

 

22. Инновационные учебные учреждения, специфика их работы.

Авторские школы, действующие на основе образовательных концепций современных авторов (школа М.П.Щетинина, В.Ф.Шаталова, В.А.Караковского и др.).

Школы, в которых используются концепции авторских школ, либо их сочетания, либо сочетание этих концепций с элементами традиционного обучения. Их характеристика.

Частные школы, специфика их функционирования.

Гимназии как средние общеобразовательные учебные заведения для учащихся I-XI классов.

Лицеи как тип инновационного учебного учреждения, реализующее принцип непрерывного профессионального образования.

Колледж как среднеспециальное учебное заведение инновационного типа.

Школы с классами, спрофилированными на ВУЗ. Специфика их работы.

 

 

23. Современное образование в разных странах. Педагогические инновации.

Зарубежные системы обучения. Элитные частные школы США (на примере Мидлсекской школы). Цели Мидлсекской школы. Организация работы учителей и учащихся.

Понятие педагогическая инновация. Критерии инноваций (возможность творческого применения, результативность). Их характеристика.

Пути совершенствования педагогической системы.

 

 

24. Системный, личностный и деятельностный подходы в педагогике.

Личностный подход к образованию как создание мотивации и личностно значимых образовательных процессов исходя из индивидуальных особенностей личности как субъекта познания и предметной деятельности. Компоненты этого подхода. Их характеристика.

Системный подход к образованию как создание некой системы при обучении личности. Его характеристика.

Основные положения деятельностного подхода при обучении человека. Их характеристика.

 

25. Понятие и цель дисциплины. Учитель и проблемы дисциплины в современной школе.

Законы, на которых строится поведение учеников (ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах; любое поведение учеников подчинено общей цели- чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни; нарушая дисциплину ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно). Их характеристика.

Цели нарушения дисциплины (привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.) Их характеристика.

Школьный план действий. Характеристика каждого шага.

 



2015-12-13 1295 Обсуждений (0)
Характеристика классно-урочной системы обучения. Пути её совершенствования в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика классно-урочной системы обучения. Пути её совершенствования в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)