Выбор методов в процессе обучения
Методы обучения, их педагогические возможности и условия применения План: 1. Понятие метода в обучении. 2. Выбор методов в процессе обучения. 3. Классификации методов обучения.
Понятие метода в обучении. Метод обучения – важнейший структурный компонент образовательного процесса. Метод – категория философская. Метод – это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Особенности метода: 1.Метод отражает внутренние закономерности развития той деятельности, в которой он применяется. 2.Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила, а следовательно, в разных видах деятельности свои методы. 3.Метод – это определенные правила действия, которые стандартны и однозначны. По мнению американского педагога Кларка Керра, в истории педагогики произошло 4 революции в области методов обучения: 1.Учитель-родитель сменился профессиональным учителем. 2.Устное слово сменилось письменным словом (метод работы с книгой). 3.Появление печатного слова. 4.Введение частичной автоматизации и компьютеризации обучения (методы контроля). Эта революция переживается нами сейчас.
В истории педагогики учение о методах развивалось благодаря таким ученым, как Я.А. Коменский (фактически обосновал наглядный метод в обучении), Д. Дьюи (разработал практические методы), В.П. Вахтеров (предложил предметный метод в обучении), К.Д. Ушинский (предложил новый метод обучения грамоте-аналитико-синтетический (звуковой)). В начале 20 в. метод обучения определялся как прием, который применялся в практике обучения. В 30-50-е годы усиленно решалась проблема разработки методов обучения. Это явилось следствием острой критики не оправдавших себя методов, существовавших в обучении того времени, вследствие чего многие учителя вернулись к словесным методам старой школы. Метод стали понимать как способ передачи знаний и развития умений и навыков у уч-ся под руководством уч-ля. В 60-е годы в отечественной дидактике возникает бинарный подход к определению обучения: процесс обучения рассматривается как двухстороннее взаимодействие обучающих и обучаемых, единство процессов преподавания и учения. Метод стал определяться как способ организации познавательной деятельности уч-ся под руководством уч-ля. В 70-е годы бинарный подход прочно утвердился в педагогической науке. В определении методов обучения 2 деятельности стали рассматриваться вместе. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности уч-ля и уч-ся, направленные на достижение поставленных учебно-дидактических целей (Ю.К. Бабанский). В содержательном плане метод – это способы достижения целей (овладение содержанием) во взаимодействии субъектов обучения – уч-ля и уч-ся. В деятельностном плане метод – это способ достижения к-л цели посредством выполнении некоторой операции.
Функции метода: ü Стимулирующая(симулирует активность уч-ся при овладении содержанием), ü Коммуникативная(обеспечивает взаимодействие и педагогическое общение субъектов образовательного процесса), ü Диагностко-коррекционная(обеспечивает контроль и коррекцию уровня сформированности психических процессов уч-ся), ü Образовательная ü Управляющая ü Развивающая ü Воспитывающая Рядом с понятием «метод» используется понятие «прием» и «правило». Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, частей, которые называются методическими приемами. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах (например, такой прием как чтение может быть использован в методах конспектирования, самостоятельной работы, поисковых и исследовательских методах). Методы и методические приемы тесно связаны между собой и могут заменять друг друга в разных педагогических ситуациях (например, беседа может быть вполне самостоятельным методом, а может быть частью таких методов как эксперимент или моделирование). Правило – это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности
Выбор методов в процессе обучения. Сегодня специалисты-исследователи насчитывают до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, работа над источниками, демонстрация, упражнение, сам. раб., игра, диспут, дискуссия, моделирование, проектирование. Каждый метод реализуется в сочетании нескольких приемов (например, метод рассказа может реализовываться в приемах описания, повествования, объяснения, доказательства, рассуждения, драматизации). В современной дидактике, есть 2 реальных, действенных пути, которые приводят к обоснованному выбору методов: 1) объединение методов в группы, их классификация; 2) обращение к более крупным целостным методическим структурам – типам или методическим системам обучения (объяснительно-иллюстративному, проблемному. программированному). Иерархия факторов, влияющих на выбор метода обучения (И.П. Подласый): 1) Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть. 2) Уровень мотивации обучения. 3) Реализация принципов, закономерностей обучения. 4) Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать. 5) Количество и сложность учебного материала. 6) Уровень подготовленности уч-ся. 7) Активность, интерес уч-ся. 8) Возраст. Работоспособность уч-ся. 9) Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость. 10) Время обучения. 11) Материально-технические, организационные условия обучения. 12) Применение методов на предыдущих уроках. 13) Тип и структура занятия. 14) Взаимоотношения между уч-лем и уч-ся, сложившиеся в процессе учебного труда (демократические или авторитарные). 15) Число уч-ся в классе. 16) Уровень подготовленности уч-ля.
Алгоритм выбора методов обучения (Ю.К. Бабанский): 1) Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога. 2) Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. 3) Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. 4) Выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов. 5) Решение о необходимости введения методов стимулирования учебной деятельности. 6) Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля. 7) Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1163)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |