Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельная работа. Самостоятельная работа может быть классной и домашней



2015-12-13 945 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа. Самостоятельная работа может быть классной и домашней 0.00 из 5.00 0 оценок




Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Глав­ная функция классных работ — контролирующая, а домашних — закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Пра­вильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятель­ные упражнения.

Для актуализации опорных знаний, умений проводятся подго­товительные самостоятельные работы. Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определен­ных фактов, припоминание правил, способов действий, предвари­тельное чтение заданных текстов и т. п. Применяются также наблюдение объектов по определенному плану, просмотр картин, иллюстраций или диафильмов, составление описаний, сравнение не­которых данных — словом, все, что нужно для последующего созна­тельного и активного обучения. К учебным самостоятельным ра­ботам относится прежде всего самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом по учебнику или по другим ис­точникам. Проверочные самостоятельные работы — это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе и дома.

Учитель всегда будет помнить об условиях, соблюдение которых обеспечивает эффективность самостоятельной работы. Ее цель оп­ределяет содержание и методику. А целей у самостоятельных работ много: на уроках чтения они необходимы для формирования пол­ноценных умений и навыков чтения, понимания содержания прочитанного; на уроках математики самостоятельные работы слу­жат для формирования вычислительных навыков, их закрепления и упрочения и т. д. На каждом уроке самостоятельная работа при­обретает свои специфические особенности, естественно, меняются и формы, и методика ее осуществления. Остаются в силе общие тре­бования. Важнейшее среди них — достаточность «опор» для правильного и быстрого выполнения самостоятельной работы. При затруднениях многие дети приучены сидеть и ждать указаний учите­ля. Желательно, во-первых, не формировать у детей такую установ­ку, а во-вторых, заранее обеспечить их необходимыми инструкция­ми, указаниями, алгоритмами, по которым они могли бы самостоя­тельно корректировать ход и результаты выполнения работы.

Алгоритм — это описание приемов мышления или последователь­ности умственных операций, использующихся при решении мно­гих однотипных заданий. Он играет решающую роль при обучении детей «действовать по правилам». При выполнении новых для учеников действий они, сперва под руководством учителя, овладе­вают алгоритмом, а затем выполняют, опираясь на него, все новые и новые задания. Общие алгоритмы длительного действия учитель оформляет в виде настенной таблицы (определение строения пред­ложения, деление многоцифровых чисел и т. д.).

На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сфор­мулировано, понятно ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т. п. Учитель заранее подготовит индивидуальные карточки для дифференциро­ванного и индивидуального обучения. В зависимости от уровня под­готовленности ученика они будут содержать более сложные или, на­против, упрощенные задания с планом рассуждений или без них, детальным или упрощенным алгоритмом. Если работа новая для всех, то проводится фронтальный инструктаж, в классе вывешива­ется настенная таблица в виде памятки.

Одни из видов самостоятельной работы — ознакомление учени­ков с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам опреде­ляет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, ус­танавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необ­ходимо найти ответы при чтении. В 3—4-х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания.

Домашняя самостоятельная работа учеников требует тщатель­ного руководства со стороны учителя. В 1-м классе домашние зада­ния не задаются, а в 4-м классе их выполнение должно отнимать у детей не больше 1-го часа времени. Домашняя самостоятельная ра­бота, как правило, закрепляет изученное в классе. Учитель позабо­тится, чтобы она не была механической, не сводилась к повторному выполнению уже известных упражнений.

Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:

ü предусмотрит ее место в структуре урока;

ü подумает, как она будет сочетаться с другими методами и фор­мами учебной деятельности;

ü определит ее оптимальный объем в зависимости от уровня под­готовленности своих учеников, а также сложности изучаемого ма­териала;

ü предусмотрит затруднения, которые могут возникнуть при вы­полнении самостоятельной работы;

ü определит форму заданий;

ü установит оптимальную длительность работы;

ü подберет соответствующий дидактический материал;

ü предусмотрит рациональные способы проверки и самопровер­ки работ учеников.

 



2015-12-13 945 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа. Самостоятельная работа может быть классной и домашней 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельная работа. Самостоятельная работа может быть классной и домашней

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)