Государственные и муниципальные финансы
Публичные (государственные и муниципальные) финансы – это денежные средства, которые обеспечивают осуществление большинства функций государственных и муниципальных образований (публичных функций). Формами муниципальных финансов являются индивидуальные платежи в бюджет лиц, в интересах которых осуществляются соответствующие действия (сборы), а формами государственных финансов – обезличенные индивидуально-безвозмездные платежи в бюджет (налоги). Государственные и муниципальные финансы обеспечивают выполнение следующих функций власти: · осуществление публичной власти в узком смысле (принятие правовых актов и осуществление действий, имеющих юридическое значение); · защита интересов граждан (включая внешние функции государственных образований, оборону и безопасность, экологическую функцию); · социальная поддержка малообеспеченных граждан в форме выделения им различных пособий; · экономическая функция (финансирование приоритетных сфер национальной экономики); · оказание группам граждан, имеющим льготы, безвозмездных услуг, финансируемых за счет соответствующих бюджетов. Использование государственных и муниципальных финансов осуществляется при соблюдении следующих условий: · использование финансов в соответствии с их назначением (невозможность выполнения действий, не имеющих юридического значения); · независимости органов публичной власти при осуществлении конкретных действий; · эффективность организации соответствующей деятельности и т.д.; · невмешательство в общественные отношения, но защита одной из сторон, которая априори и слабее другой стороны и т.д. Необходимость в использовании государственных и муниципальных финансов наступает в следующих случаях: · Если какая-либо деятельность имеет общее для всех (большинства) граждан значение или объемы использования ее результатов отдельными гражданами не поддаются контролю. · Если целью какой-либо деятельности является перераспределение полученных доходов, например в форме социальной поддержки малообеспеченных граждан, она финансируется из части публичных финансов, формируемых за счет налогов. · Если какая-либо деятельность адресована конкретному гражданину (организации) или их определенному кругу и имеет юридическое значение, она должна финансироваться за счет сборов, т.е. оплачиваться в виде сбора гражданами (организациями) – получателями указанных публичных услуг. · Не допускается (без каких-либо изъятий) осуществление какой-либо платной деятельности государственных (муниципальных) образований за исключением оплачиваемой установленными законом сборами.
Финансовые ресурсы, их источники. Финансовые ресурсы — это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется на 2-х уровнях: · Централизованные финансовые ресурсы – у органов гос. власти и местного самоуправления (макроуровень). · Децентрализованные финансовые ресурсы – у финансовых организаций и домашних хозяйств (микроуровень). Источники финансовых ресурсов на макроуровне (государства): • валовой внутренний продукт (ВВП); • доходы от внешнеэкономической деятельности; • национальное богатство; • привлеченные (заемные) ресурсы. Источники финансовых ресурсов на микроуровне (организация, предприятие): • источники собственных финансовых ресурсов (деятельность предприятия; богатство предприятия - оборудование и др.); • средства предприятия, которые приравниваются к собственным (зарплата, отпускные деньги); • привлеченные средства (заемные средства, средства от продажи акций и облигаций); • средства, получаемые предприятиями в порядке перераспределения (от министерств, вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения). Содержание и значение финансовой политики. Финансовая политика - это самостоятельная деятельность государства в области финансовых отношений, т.е. совокупность финансовых мероприятий направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его задач и функций. Содержание финансовой политики сводится к трем элементам: 1.Определение и постановка главных целей и конкретных перспективных и ближайших задач 2.Разработка методов, средств и форм организации отношений, с помощью которых поставленные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимально. 3.Подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи и организовать их исполнение. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, исторические условия и особенности жизни. Задачи финансовой политики: 1.Обеспечение финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития 2.Обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений 3.Определение рациональных форм изъятия доходов предприятий и населения в пользу государства 4.Повышения уровня благосостояния народа 5.Укрепление и развитие экономических связей со всеми странами мира, обеспечение условий для проведения совместных мероприятий. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на: · финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики, предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов и их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. · финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии, финансовая тактика должна отличатся гибкостью. Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны: стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач, а тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики, позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими потерями решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. Цель финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |