Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации процесса воспитания, их разнообразие



2015-12-13 601 Обсуждений (0)
Формы организации процесса воспитания, их разнообразие 0.00 из 5.00 0 оценок




Воспитание- это целенаправленный педагогич процесс организации и стимулирования активной деятельности развивающейся личности ребенка по овладеванию им общественного опытом формирования качеств, желаемых социумом. Воспитание- это ведущий фактор развития личности в процессе онтогенеза.

Формывоспитания (воспитательной работы) — это варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия. Они всегда взаимосвязаны с содержанием.

Понятие форма— означает способ организации, способ сущест­вования и выражения содержания, предмета, явления, процесса (Фи­лософский энциклопедический словарь. М., 1989, с.595).

В педагогической литературе и школьной практике иногда упот­ребляется понятие "организационные формы воспитания". Не менее широкое распростра­нение получило и определение воспитательное мероприятие.

Мероприятие— организованное действие коллектива, направлен­ное на достижение каких-либо целей (Толковый словарь русско­го языка. М., 1982, с.177)..

Мероприятие должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие учителя (классного руководителя, воспитателя) с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное решение поставленных воспитательных задач. В этом случае сам мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности. В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которыесвоим содержанием и эмоциональным проявлением, воздейст­вуютна личность учащегося и тем самым способствуют решению воспитательных задач.

Роль учителя (классного руководителя, воспи­тателя) — правильно, научно обоснованно управлять этим процес­сом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки воспитательного мероприятия. Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычагиразвития личности, интересы и потребности школьника, формирует на этой основе те или иные его качества и умения.

Особенное состоит в том, что те или иные формы воспитательной работы, как правило, осуществляются преимущественно в опреде­ленной среде жизнедеятельности школьника (учебный процесс, вне­классная работа, краеведение, туризм и др.).

Многообразие форм воспитательной работы, их система соответ­ствует многообразию внутреннего мира личности, его всесторонне­му развитию.

В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной яв­ляется классификация организационных форм воспитания в зави­симости от того, как организованы учащиеся:

-массовые формы (учас­тие всего класса),

-кружковая (групповая) форма

-индивидуальная форма.

Заслуживает внимание подход к определению форм воспитатель­ной деятельности, связанный с направлениями воспитательной ра­боты классного руководителя (воспитателя). Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более всего со­ответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, "Что? Где? Когда?", заседание клуба любознательных, конкурс проектов, кон­курс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, смотр знаний, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров, турнир ораторов, различные формы работы с книгой (читательские конференции и др.), устный журнал, практические занятия "НОТ школьника", "Учись учиться" и др.

При осуществлении задач нравственного воспитания и самовос­питания широко применяются такие формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным проблемам, издательские конференции, литературно-музыкальные композиции, практические занятия типа — "Культур общения", "Единство прав и обязанностей", телемост, заочные путешествия, акции милосердия, поисковая деятельность и др.

Практика свидетельствует, что деятельности, связанной с профориентацией учащихся более всего соответствуют такие формы-речи с представителями разных профессий, "В мире профессии "Как выбирать профессию?", экскурсии на производство и др

При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера и утренники, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу.

музыке и живописи, "Учить постигать красоту родной природы", классный дисковечер, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных журналов.

При организации физического воспитания широко применяют­ся: игры типа "Веселые старты", малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями различных видов спорта, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здо­ровье и физической культуре и др.

Сложные и многообразные задачи воспитания можно решать толь­ко путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса. Чем разнообразнее и богаче по содержа­нию формы организации воспитательного процесса, тем он эффек­тивнее. Эту позицию четко охарактеризовал А.С.Макаренко. Он со­ветовал учителям помнить, что организационная форма сама по себе не может быть ни хорошей, ни плохой.

Какая бы форма воспитания со школьниками ни избиралась учи­телями, нельзя обойтись без беседы, умного проникновенного слова. Оно должно быть содержательным, доходчивым, эмоциональным, убедительным и непременно связано с деятельностью, с практическим, конкретным делом самих учащихся.



2015-12-13 601 Обсуждений (0)
Формы организации процесса воспитания, их разнообразие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации процесса воспитания, их разнообразие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)