Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Небольшой исторический экскурс




Общая идея о бессознательном встречается еще в древ­неиндийском ученииПотанджали, в котором бессознате­льное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила вселенной.

Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании.

Августин сравнивает сферу воспоминаний с необозри­мым, скрытым от сознания внутренним помещением, а это необозримое, скрытое есть бессознательное.

Лейбниц сформулировал концепцию бессознательно­го как низшую форму духовной деятельности человека.

Кант связывал понятие бессознательного с интуицией и указывал на наличие сферы восприятий и чувств, кото­рые не осознаются.

Для Шопенгауэра бессознательное есть воля в приро­де, источник жизни, стихийное жизненное начало.

Ницше считал, что вера в человеческий разум есть ве­личайшее заблуждение: разум играет вторую роль и осуж­ден историей на то, чтобы, в конечном счете, может быть, исчезнуть и уступить место полнейшему автоматизму, то есть деятельности, осуществляющейся бессознательно.

Я думаю, достаточно приведенных фактов для того, чтобы знать, насколько разнообразно решалась проблема бессознательного в истории человеческой мысли.

С физиологической точки зрения, бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения созна­ния там, где в этом нет необходимости.

Разработка проблемы бессознательного имеет большое значение для критического анализа современных идеали­стических учений о сознании, в частности, для оценки психоаналитической теории 3. Фрейда, которая широко распространена на Западе и набирает все больше сил в на­шей стране.

3. Фрейд исследовал область бессознательного, ее место, роль в душевных расстройствах людей. Анализ теории Фрей­да должен включать как оценку позитивных моментов в его учении, так и критику негативных идей. Заслугой ранних ра­бот Фрейда является привлечение внимания к сложной ди­намике психической деятельности человека, его внутренне­му миру, а также разработанный им механизм «психологиче­ской защиты». Поиски Фрейда как врача были связаны с выяснением причин неврозов и других психических заболеваний людей и попытками найти средства их лечения. Тем не менее, нельзя согласиться с той частью его теории, где он утверждает, что сознание, все жизненные процессы, вклю­чая научную и художественную деятельность, а также по­ступки человека определяются бессознательным, основой которого, по его мнению, является инстинктивная энергия, биологическое влечение (либидо).

По мнению Фрейда, социальная жизнь вырабатывает целую систему запретов, мешающих осуществлению бес­сознательных желаний. Развитие личности — это цепь преодолений острых внутренних конфликтов между бес­сознательными влечениями организма и внешними обще­ственными запретами.

Здесь явно преувеличивается влияние биологических факторов и недооценивается значение социальных явлений в формировании индивида и его жизнедеятельности. Анализ общественных явлений в теории 3. Фрейда подменяется, по существу, анализом обиологизированного человека.

Фрейд создал свою схему структуры психики, разделив ее на три пласта:

1. Самый нижний пласт и самый мощный назвал «Оно» («Ид»)— находящееся за пределами сознания. Там хра­нятся прошлый опыт, разного рода биологические импу­льсивные влечения, страсти и неосознанные эмоции.

2. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательно­го — того, с чем человек актуально имеет дело и чем посто­янно оперирует. Это его «Я» («Эго»).

3. И, наконец, третий и последний этаж человеческого духа —«сверх-Я» («Супер-Эго»), нечто, находящееся над «Я», выработан­ное историей человечества и существующее в системе нау­ки, морали, искусства, культуры.

В основе данной иерархии элементов духовной струк­туры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного.

Бессознательное не аморфно. Оно, как уже отмети­ли, имеет структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с сознанием и действием, оказывая влияние на них и в свою очередь испытывая их влияние на себе.

 

Для психоаналитической философии (прежде всего — для учения Фрейда) более важно не содержание внешнего мира, а исследование того малого мира, которым является человече­ское бытие. Фрейд не столько отворачивается от онтологиче­ской проблематики, сколько переносит ее в глубины челове­ческого существа. Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание — отнюдь не обязательный процесс, ибо далеко не все психичес­кие акты становятся сознательными. Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание — с примыкающей к ней узкой комнатой — салоном.

На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какое-либо ду­шевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что оно, тем самым, становится, непременно, со­знательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона.

Стало быть, если передняя комната — это обитель бессо­знательного, то салон, по сути дела — вместилище предсознательного, и только за ним расположена келья собственно со­знательного, где, находясь на задворках салона, сознание вы­ступает в роли наблюдателя.

В 20-е годы Фрейд несколько уточняет структуру личности.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)