Классовое и общечеловеческое в сущности государства
Марксизм научно обосновал, что ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ является одновременно: - и важнейшим признаком государства, - и основным содержанием его сущности Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем, возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое учение , с учетом исторического опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении. В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе - трактовку государства исключительно с КЛАССОВЫХ позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, - рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали ГОСУДАРСТВО как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447 «Политическая власть в собственном смысле слова, — это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, — утверждал Ф. Энгельс, — есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». (Соч. Т. 22. С. 200-201). Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 33. С. 8 «Государство — есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)». Приведенные и подобные им другие положения, выражавшие суть марксистского понимания государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй половины 40-х годов XIX в. и вплоть до свершения Октябрьской революции и начала строительства социализма в России играли прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития государства. Однако нельзя им было придавать всеобщего значения, превращать в догму. Пагубность такого подхода заключалось в том, что он: - обеднял и в известной мере искажал представление о государстве, - содержал упрощенное, одностороннее понимание сущности государства и его социального назначения, - ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбу внутри отдельных стран и на международной арене. В связи с коренными изменениями, произошедшими в мире после второй мировой войны, трактовка государства исключительно с классовых позиций ВСТУПИЛА В ПРОТИВОРЕЧИЕс ходом развития государства не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада — в России и других странах СНГ. Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал: - как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве начиная от Аристотеля до Каутского, - так и его последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своем представляющих огромную духовную ценность, почти все они, - в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, - сходились в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен: - тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, - немарксистские теории признают в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую. В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль К. Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: - и выполнение ОБЩИХ ДЕЛ, вытекающих из природы всякого общества, - и специфические КЛАССОВЫЕ функции (т.25.ч.1.С.422). В приведенном суждении К. Маркса: - получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; - делается шагв направлении преодоления односторонности в трактовке государства, - понимания государства как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой и классовой. И действительно, любое государство, наряду: - с решением сугубо классовых задач, - выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению ОБЩИХ ДЕЛ относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: - организация здравоохранения, образования, социального обеспечения; - организация средств транспорта и связи; строительство ирригационных сооружений; - борьба с эпидемиями, преступностью; - меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы : - быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; - обеспечивать общесоциальную направленность в содержании всех осуществляемых им функций. Таким образом, ГОСУДАРСТВО: - сочетая в себе и классовое, и общечеловеческое, - выступает одновременно и как организация политической власти общества, - и как его единственный официальный представитель. Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно: - достигнуть НАУЧНОЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ в его изучении, - рассматривать его таким, каково оно есть в действительности. Поэтому трудно согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая отказаться от КЛАССОВОГО подхода, «признав в государстве орудие не классового господства, а социального компромисса». КЛАССОВОЕ и ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ начала государства не должны противопоставляться одно другому. Следует иметь в виду, что СООТНОШЕНИЕ между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи было не одинаковым. Так, напр., в рабовладельческих, феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализ-ма, особенно в государствах с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТУПАЕТ классовое господство, насилие, подавление. Раскрывая соотношение ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫХ и КЛАССОВЫХ начал (сторон) государства В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, трудно не заметить, что приоритет отдается ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ. Государство, представляющее собой преимущественно ОРУДИЕ социального компромисса, должно соответствовать уровню: - развития демократии, гласности, наличия плюрализма, многопартийности, свободы выборов, - разделения властей, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличия высокоавторитетного и независимого суда и т. д.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |