НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Витебский государственный университет Имени П.М. Машерова»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (предвыпускной курс)
Витебск УО «ВГУ имени П.М. Машерова» УДК ББК О
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»
Автор-составитель: старший преподаватель кафедры педагогики УО «ВГУ имени П.М. Машерова» И.Е. Керножицкая. Рецензенты: профессор кафедры дошкольного и начального образования УО «ВГУ имени П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, В.М. Минаева. Научный редактор: заведующий кафедрой педагогики УО «ВГУ имени П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, доцент Н. А. Ракова.
УДК ББК
ISBN © УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2012 ВВЕДЕНИЕ В системе профессионального образования будущих педагогов важное место занимает производственная практика, которая является необходимым условием повышения качества вузовского обучения и предпосылкой формирования профессионально-педагогических умений и навыков. Выступая начальным этапом практического освоения педагогической профессии, она дает студенту возможность оценить личностную и профессиональную готовность к участию в педагогическом процессе, применить теоретические знания в конкретных условиях обучения и воспитания, проявить творческую активность и самостоятельность в различных видах учебно-воспитательной работы. Чтобы практика выполняла свою важную роль, она должна быть соответствующим образом организована. Несомненно, на ее результаты влияет такое обстоятельство, как база практики и созданные там условия. Однако, как показывает опыт, если практикант не представляет четко свою «траекторию погружения» в жизнедеятельность учебного заведения, не нацелен на конкретные виды и стратегии педагогической деятельности, ему нелегко адаптироваться в требованиях методиста и школьного учителя, он испытывает трудности в планировании, моделировании своей работы, достижении необходимых результатов. Предлагаемое пособие является частью методического оснащения производственной практики студентов предвыпускного курса. Его назначение – помочь студентам войти в новую социальную роль (школьный учитель), осознать свои профессиональные обязанности, увидеть разноплановость обучающей и воспитывающей деятельности, включиться в рациональное и успешное занятие этой деятельностью. Пособие состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен процедурным аспектам прохождения практики. Во втором – предлагается система заданий по педагогике для выполнения в ходе практики и описания их в соответствующем отчете. Здесь же даются методические пояснения, советы, рекомендации, подсказки в помощь студенту. Третий раздел представлен приложениями. Одни из них являются своеобразным дополнением к теории педагогики. Они построены как заочные консультации по актуальным вопросам учебной и воспитательной работы: включают советы, идеи, фрагменты опыта по организации педагогического взаимодействия, т.е. содержат информацию, позволяющую студенту анализировать, систематизировать, расширять теоретические знания, наполнять их реальным значением наблюдаемых педагогических явлений. Другие – это образцы творческих работ студентов-практикантов прошлых лет. Автор надеется, что в данном учебно-методическом пособии студенты найдут для себя полезную информацию, и оно будет по-настоящему востребовано в период педагогической практики. РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Цель, задачи, содержание практики
Процесс профессиональной подготовки будущего учителя немыслим без педагогической практики. Подчеркивая ее важность, известный педагог П.П. Блонский, в свое время писал, что «педагогике невозможно научить книгами…, необходима практика…». Производственная педагогическая практика на предвыпускном курсе является ответственным этапом на пути к профессии. Она приобщает студента к выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, впервые активно «погружает» его в предмет будущей специальности и дает возможность «примерить» на себя роль учителя. Благодаря определенным организационным условиям практика позволяет будущему учителю осмыслить научно-теоретические и методические основы педагогической деятельности, целенаправленно включиться в практическое обучение и организовать свою самостоятельную работу, реализовать свои педагогические возможности и достичь личных успехов. Для студентов художественно-графического факультета, факультета белорусской филологии производственная практика является логическим продолжением учебной, а это значит – расширяет их знания о деятельности учителя по руководству учебной группой, совершенствует умения проектировать, организовывать, анализировать работу со школьниками, взаимодействовать с педагогами и родителями. К сожалению, студенты исторического, математического и других факультетов, не имея в учебных планах педагогической практики на младших курсах, впервые видят работу современной школы, что называется, «изнутри». Это, несомненно, осложняет адаптацию многих из них к школьной действительности, умение анализировать и решать возникающие профессиональные проблемы, самодиагностику профессиональной пригодности. Но с каким бы «стартовым капиталом» не пришли студенты к производственной практике, ее целевое назначение – подготовка к будущей педагогической деятельности. Задачи практики состоят в том, чтобы помочь студенту: - интегрировать теоретические знания и переводить их в плоскость решения практических задач; - развивать педагогическую умелость как начальную ступень профессионализма учителя; - формировать рефлексивное отношение к собственной деятельности и потребность в самовоспитании. При разработке содержания производственной практики принято исходить из известных в научно-методической литературе идей и подходов к решению данной проблемы: – установление тесной связи между целевой направленностью практики и ее деятельностной и результативной сторонами; – учет возрастающих требований к личности школьного учителя и его профессиональной подготовке; – определение основных видов и форм деятельности студента-практиканта, обеспечивающих ему возможность осмысления прикладного значения теоретических знаний, формирования педагогических умений и навыков, развития профессионально-личностных свойств и качеств. В обобщенном виде содержание практики включает разные виды деятельности. 1. Ознакомление с педагогической системой учреждения образования, его традициями и инновациями в учебно-воспитательном процессе, передовым опытом учителей в решении современных проблем обучения и воспитания. 2. Участие в учебно-воспитательной работе класса, школы (посещение уроков, индивидуальных, групповых, факультативных занятий, классных часов, олимпиад, конкурсов, педсоветов, методических объединений, родительских собраний). 3. Организация самостоятельной педагогической деятельности (изучение особенностей профессиональной среды, классного коллектива и отдельных учащихся; планирование, проведение, анализ уроков и внеурочных дел; организация индивидуальной работы с неуспевающими, педагогически запущенными учащимися и т.д.); 4. Анализ и самоанализ процесса и результатов практики (участие в обсуждении содержания деятельности студентов-практикантов, выполнение заданий и ведение аналитических записей в дневнике практики, самооценка уровня сформированности педагогических умений, подготовка отчетной документации). Содержание практики конкретизируется заданиями: - направляющими на изучение педагогического опыта и исследование конкретных педагогических проблем в практике обучения и воспитания; - организующими деятельность студента на уроке и вне урока; - развивающими рефлексивное отношение к собственной деятельности. Основные признаки задания как профессионально-педагогической задачи следующие: - процесс выполнения задания, с одной стороны, моделирует содержательный способ педагогической деятельности, с другой – имеет комплексный характер, поскольку в указанном способе представлено несколько компонентов психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности; - каждое задание имеет предписание, детерминирующее «вхождение» студента в задачу, ее принятие и решение; - задания имеют очевидную профессионально-педагогическую направленность, «встроенность» в процесс освоения педагогической деятельности, максимально приближают к реальной жизнедеятельности учреждения образования; - предложенные варианты заданий обеспечивают возможность выбора студентом одного из них в зависимости от индивидуальных особенностей уровня подготовленности, конкретных условий деятельности; - выполнение задания по алгоритму позволяет студенту проявить «надситуативную активность» (В.А. Петровский), используя по своей инициативе дополнительные методики, внося частные усовершенствования в оформление работы и т.д. Суть выполнения заданий состоит в необходимости «сегодня» постепенно, целенаправленно, с установкой на заданные требования, схемы, опираясь на помощь и поддержку опытных педагогов, накапливать практические умения, чтобы «завтра» быть более компетентным в выполнении функциональных обязанностей, уверенным и свободным в творчестве. Таким образом, практика создает благоприятные условия и предоставляет студентам возможность развивать и совершенствовать педагогические умения, приобретенные в процессе предшествующего теоретического и практического обучения. Гностические умения: - анализировать отдельные формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы учителя-предметника, классного руководителя, находить сильные и слабые стороны в их деятельности; - использовать методы научного познания и описания явлений, связанных с изучением личности школьника и классного коллектива с целью проектирования их развития и воспитания; - анализировать и обобщать результаты своей работы. Проектировочные умения: - определять учебно-воспитательные задачи, исходя из конкретных условий учреждения образования и коллектива учащихся; - моделировать необходимую систему средств педагогического воздействия, опираясь на закономерности развития личности и детского коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников; - проектировать собственную деятельность и поведение в урочном и внеурочном общении с детьми; - планировать деятельность учащихся, а также педагогическое руководство и управление ею; - прогнозировать результаты учебно-воспитательной работы. Конструктивные умения: - соотносить формы, методы, средства учебно-воспитательной работы с задачами, стоящими перед классом; - определять последовательность необходимых действий при решении педагогических задач; - составлять программу обучающей и учебно-познавательной деятельности на уроках, разрабатывать и проводить уроки разных типов; - планировать воспитательные занятия в связи с планом работы классного руководителя, определять методику проведения внеурочных дел; - анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал, источники информации в соответствии с поставленными задачами, потребностями, интересами, возможностями учащихся; - определять оптимальные условия и средства педагогического взаимодействия на учебных занятиях и во внеурочной работе; - соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательские задачи и применять соответствующие методики для их решения. Организаторские умения: - создавать благоприятную воспитывающую среду; - организовывать школьный класс на выполнение поставленных задач в конкретных ситуациях; - увлекать, заинтересовывать учащихся различными видами деятельности, делать урочную и внеурочную деятельность совместно-разделенной, личностно-ориентированной; - осуществлять подход к учащимся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе механизмов мотивации и регуляции деятельности; - организовывать себя и свое время. Коммуникативные умения: - инициировать взаимодействие и сотрудничество с учениками на уроках и внеурочных занятиях; - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, малыми группами, классным коллективом; - находить контакт, общий язык, правильный тон с разными людьми в различных обстоятельствах (родителями, коллегами, руководителями школы, методистами).
Исследовательские умения: - приобретать научно-педагогические знания через работу с психолого-педагогической литературой; - вычленять инновационные идеи психолого-педагогической теории и применять их в собственном опыте; - использовать диагностические методики для изучения межличностных отношений и индивидуальных особенностей учащихся.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |