Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика ситуативно-делового ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ



2015-12-13 3610 Обсуждений (0)
Характеристика ситуативно-делового ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает скла-
дываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит
на смену ситуативно-личностному общению и составляет ос-
новное содержание коммуникативной деятельности на про-
тяжении всего раннего возраста.

Чтобы лучше понять специфику второй в онтогенезе фор-
мы, перечислим главные особенности ситуативно-личностно-
го общения ребенка со взрослыми.

Ситуативно-личностное общение — ведущая деятельность
в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуни-
кативной потребности в этом возрасте является удовлетворе-
ние потребности ребенка в доброжелательном внимании
взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный
мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внима-
ния и ласки. Он же является первым объектом познания, на
который направлено внимание и действия ребенка. Средства-
ми общения служат экспрессивно-мимические операции
(взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация).
В процессе ситуативно-личностного общения начинает фор-
мироваться привязанность ребенка к близким, закладывают-
ся основы личности и самосознания. Под влиянием общения
развивается познавательная активность младенца по отно-

шению к предметному миру. Появление целенаправленных
движений к предметам и действий с игрушками знаменует
его переход к новой ведущей деятельности — предметно-ма-
випулятивной. Умеющий действовать с предметами ребенок
становится в новую позицию по отношению ко взрослому,
что приводит к появлению новой формы общения — ситуа-
тивно-деловой.

Место ситуативно-делового общения в системе общей
жизнедеятельности ребенка. В раннем возрасте общение ут-
рачивает свое ведущее значение, уступая место предметной
деятельности. У него появляется другая функция — оно
вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и об-
служивая ее. Главными поводами для контактов со взрослы-
ми становятся действия с предметами.

Содержание потребности в общении. На протяжении ран-
него возраста основным содержанием коммуникативной
потребности является потребность в сотрудничестве со
взрослым. Понятие «сотрудничество» объединяет в себе два
компонента: деловое общение, объектом которого для ребен-
ка является взрослый, и собственно предметное взаимодейст-
вие, в котором внимание ребенка направлено на предмет.

В этом возрасте ему нужно от взрослого прежде всего со-
участие и помощь в делах. Потребность в доброжелатель-
ном внимании, сформированная на предыдущей возрастной
ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характе-
ру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремле-
нии ребенка получить ласку взрослого, установить с ним
физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка
и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой
потребности очень важно как для благополучного самоощу-
щения, так и для развития его познавательной активности
и предметной деятельности.

Это означает, что при организации предметного взаимо-
действия с детьми воспитателю необходимо не только давать
ребенку образцы правильных действий, но и выражать ему
личностную адресованность, оказывать эмоциональную под-
держку.

Мотивами, побуждающими ребенка к общению, являют-
ся те качества взрослого, ради которых он вступает во взаи-
модействие с ним. Главным поводом для таких контактов
являются действия с предметами, поэтому на центральное

место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мо-
тив. Ребенок проявляет огромный интерес к тому, что и как
делает с вещами взрослый, стремится подражать его действи-
ям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых
выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего
возраста взрослый нужен ребенку как:

• партнер по игре;

• образец для подражания;

• эксперт по оценке умений и знаний.

В совместной деятельности со взрослым указанные каче-
ства проявляются в их совокупности.

Иллюстрацией сказанного может служить ситуация, опи-
санная Д.Б. Элькониным в статье о развитии предметных
действий.

Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сна-
чала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил
его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его за-
водить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик
в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку
с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было
трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это само-
стоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую
ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на
меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращал-
ся ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил
автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие про-
изводилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины,
а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомо-
биль со вставленным ключом, просил завести его. Лшпь через
2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все
операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как
бы в поисках оценки правильности производимого действия»
.

Средства общения представляют собой операции, с помо-
щью которых каждый участник взаимодействия строит сов-
местные действия. Можно выделить три основные категории
средств общении ребенка с окружающими: экспрессивно-ми-
мические, предметно-действенные и речевые.

Экспрессивно-мимические средства передают отноше-
ние ребенка к ситуации общения: взгляды, улыбки, мимика,

жесты, экспрессивные вокализации. Они появляются уже в
первые месяцы жизни малыша и продолжают использовать-
ся на протяжении всей жизни человека. Они выражают вни-
мание, ивтерес к другому человеку, расположение к нему,
или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.

По мере развития ребенок осваивает новый класс комму-
никативных средств: предметно-действенные., которые
возникают в его совместной деятельности со взрослым.
Их основное назначение — выразить готовность ребенка
к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям.
Такой способ общения наиболее часто встречается на втором
году жизни, когда малыш еще не умеет говорить.

Наиболее распространенными способами вовлечения в
совместную деятельность являются указательные жесты на
предметы, протягивание их взрослому, вкладывание в руку.
Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому:
приносит ему свои игрушки, складывает их рядом или кла-
дет на колени.

К предметно действенным средствам относятся также ло-
комоции и позы детей, с помощью которых малыш выражает
готовность к взаимодействию, показывает, к какому его виду
он приглашает взрослою. Например, тянется к взрослому,
чтобы тот взял его на руки, воспроизводит какое-то движе-
ние, чтобы напомнить взрослому о той игре, элементом кото-
рой является это движение (это может быть игра-забава,
танец, гимнастическое движение); демонстрирует какое-то
действие с предметом, или «рисунок* действия, используя
его как инициативный акт в общении (совершает движения
рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).

Подобные действия не просто выражают готовность к об-
щению, а говорят о том, какого рода общение для него
предпочтительнее. Эго действия уже достаточно высокого
класса, так как они строятся на произвольной основе, изо-
бражают элементы той деятельности, в которую ребенок
стремится вступить. Это своеобразные пиктограммы
актов общения.

И, наконец, появляются речевые средства общения: сна-
чала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи,
затем практически полноценной активной речи, использова-
ние которой расширяет возможности общения и его влияние
на другие виды деятельности ребенка.

Значение ситуативно-делового общения
ДЛЯ ОБЩЕГО психического развития ребенка

Общение со взрослыми влияет на ведущую деятельность:
в ходе его ребенок усваивает новые и все более сложные дей-
ствия. С помощью показа, поддержки, подсказки, участия
взрослого он овладевает культурными способами обращения
с предметами, усваивает смыслы и операционально-техниче-
скую сторону предметно-орудийных действий. Сотрудниче-
ство со взрослым является главным, решающим психологи-
ческим условием формирования предметной деятельности
ребенка.

В совместной деятельности со взрослым складываются
предпосылки сюжетной игры, развивается процессуальная
игра. Взрослый открывает ребенку мир условного использо-
вания предметов, показывает ему первые игровые действия,
предлагает игровые сюжеты, учит пользоваться предмета-
ми-заместителями. В процессе такого взаимодействия возни-
кают зачатки ролевого поведения ребенка, закладываются
основы будущей сюжетно-ролевой игры.

Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на
возникновение и развитие речи детей. Речь рождается из по-
требности в общении, в целях общения и в условиях общения.
Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая
коммуникативная задача — понять обращен!тую к нему речь
и дать на нее вербальный ответ. Именно взрослый создает для
ребенка практическую необходимость усвоить и актуализиро-
вать связь между предметом и его словесным обозначением.
В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формиру-
ется такое отношение к предметной среде, которое требует
обозначения в речи. В сотрудничестве со взрослым развивает-
ся речевое мышление ребенка, позволяющее ему выходить за
пределы частной ситуации «на простор широкой познаватель-
ной деятельности».

Общение со взрослыми является одним из решающих фак-
торов развития личности и самосознания ребенка. Опыт си-
туативно-делового общения влияет на развитие у ребенка
представления о себе и своих возможностях. Под влиянием

совместной и индивидуальной предметной деятельности про-
исходит дифференциация общей и конкретной самооценки.
Благоприятный опыт личностно-ориентированного сотруд-
ничества со взрослыми стимулирует формирование таких
личностных качеств, как любознательность, стремление
к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность
в деятельности.

В рамках ситуативно делового общения закладываются
предпосылки перехода на новый, более высокий уровень обще-
ния — внеситуативно-познавательное общение, которое за-
рождается в период, когда ребенок овладевает активной ре-
чью и начинает задавать старшим вопросы об окружающем
его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное
взрослым в книжках. Его уже не удовлетворяют одни лишь
практические способы познания, поэтому он начинает ини-
циировать чисто познавательное, «теоретическое* общение,
в ходе которого взрослый выступает источником знаний
о внеситуативных объектах, с которыми ребенок не может
взаимодействовать непосредственно, изучать их с помощью
исследовательских действий. Единственным реальным пу-
тем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного
наблюдения и недоступный для практических действий мир
является общение с окружающими взрослыми. Возникнове-
ние новой формы общения отражает важные преобразования
во внутреннем мире ребенка — появление у него потребности
в уважительном отношении со стороны взрослых к его стрем-
лению к познанию, в признании за ним права задавать вопро-
сы и получать серьезные ответы, иметь свое мнение.

Наиболее яркие доказательства влияния общения на пси-
хическое развитие ребенка психологи находят в домах ребен-
ка. Практически по всем направлениям развития у воспитан-
ников этих учреждений наблюдается та или иная степень
отставания. И дело не только в том, что в дома ребенка часто
поступают дети, отягощенные плохой наследственностью
и болезнями. Опыт усыновления детей показывает, что как
только малыши из дома ребенка попадают в семью, у них
достаточно быстро происходит компенсация отставания
в психическом развитии. В многочисленных исследованиях
доказано, что основная причина задержек в развитии воспи-
танников домов ребенка кроется в неадекватно построенном
общении персонала с детьми. Особенно ярко отставание про-

является в развитии тех видов деятельности и таких качеств
личности, которые требуют для своего формирования инди-
видуального, личностного подхода к ребенку. Известно, что
дети из домов ребепка опережают своих сверстников по уров-
ню овладения бытовыми навыками: они лучше пользуются
ложкой, быстрее одеваются, приучаются к туалету и пр.
Подобные действия нетрудно сформировать путем «натаски-
вания» ребенка. Что же касается таких фундаментальных
для детского развития видов активности, как общение со
взрослым, познавательная деятельность, творческая игра, то
по уровню их развития воспитанники домов ребенка значи-
тельно отстают от своих сверстников из семьи.

Особенно заметно отставание в личностном развитии детей
в домах ребенка. Малыш, растущий в благоприятных услови-
ях семейного восштишя, любознателен, открыт и доброжела-
телен по отношению к окружающему миру, инициативен и в
предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет вни-
мания взрослых, охотно откликается на их инициативу, на-
стойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я.
Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка, как прави-
ло, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружаю-
щим, у него не сформированы привязанности ни к взрослым,
ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого,
плохо дифференцирует положительную и отрицательную
оценки, что отражается на качестве его предметной деятельно-
сти и на развитии речи, приводя к их задержкам.

В то же время практика коррекционной работы с такими
детьми показывает, что отклонения в их психическом и лич-
ностном развитии, возникшие на ранних ступенях онтогене-
за, не являются фатальными и преодолеваются при условии
организации такой педагогической работы, в центре которой
стоит формирование адекватного возрасту ребенка общения
со взрослым и расширение его опыта взаимодействия с окру-
жающим предметным и социальным миром.

Итоги

В раннем возрасте основной формой общения ребенка со
взрослым является ситуативно-деловое общение. Для него
характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Веду-
щими являются «деловые» мотивы. Взрослый выступает для

ребенка как партиер по игре, образец для подражания, экс-
перт по оценке умений и знаний. Основными коммуникатив-
ными средствами здесь являются предметно-практические
действия и речь.

Наряду с ситуативно-деловым общением сохраняет важ-
ное значение и продолжает развиваться сложившееся ранее
ситуативно-личностное общение. На основе их к концу ран-
него возраста начинает складываться внеситуативно-позна-
вательная форма общения.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «общение».

2. Чем общение отличается от воздействия и взаимодей-
ствия?

3. Охарактеризуйте основные параметры общения в ран-
нем возрасте.

4. Дайте определение понятия «сотрудничество*.

5. Каково значение ситуативно-делового общения для
психического развития ребенка?



2015-12-13 3610 Обсуждений (0)
Характеристика ситуативно-делового ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика ситуативно-делового ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)