Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема: Семья в социальном пространстве. Основы семейного воспитания



2015-12-13 543 Обсуждений (0)
Тема: Семья в социальном пространстве. Основы семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы для обсуждения

1. Какое значение вкладывают в слово «педагогика»? 2. Раскройте основные аспекты «педагогики». 3. Охарактеризуйте основные этапы развития педагогического знания и педа­гогической практики.4. Приведите примеры известных институтов воспитания и образования из оте­чественной истории.5. Что такое педагогическая деятельность? 6. Каковы ее структурные элементы? 7. Приведите свои примеры педагогических проблем и педагогических задач.8. Приведите свои примеры педагогических ситуаций. 9.Определите предмет педагогики как науки. 10.Дайте характеристику основным этапам развития педагогической науки. 11 Какие функции выполняет педагогическая наука? 12.Какие виды педагогического знания существуют? 13. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую ха­рактеристику. 14.Как соотносятся основные педагогические категории? 15.Как связана педагогика с другими науками? 16. Какое место занимает педагогика в системе человекознания? 17.Какую ценность педагогического знания и опыта вы видите в общекультур­ном развитии современного человека? 18.Какие парадигмы образования сложились в мировой педагогической прак­тике? Дайте краткий анализ. 19.Раскройте основные тенденции развития системы образования в мире. 20.Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функционируют в современной России, Беларуси? 21.Назовите первые в мире высшие учебные заведения. 22. По каким критериям оценивают деятельность современных высших учебных заведений? 23. Перечислите глобальные тенденции в мировом образовании, проявившиеся к концу XX в. 24. Как понимается мировое образовательное пространство? 25.Охарактеризуйте современные модели образования развитых странах мира.

 

Темы рефератов

Проблема личности в различных образовательных моделях

История педагогических идей и воспитательных практик.

Место педагогики в системе наук о человеке.

Образование как общечеловеческая ценность.

Общекультурное значение педагогики.

Роль белорусских педагогов-просветителей в становле­нии педагогики Беларуси. Педагогика как наука и искусство обучения и воспитания.

Самые удивительные школы в мире

Литература

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / М.И. Чеховских, Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков. – М.: Инфра-М., 2011.

2. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336 с.

3. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003 – 349 с.

4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П.И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714 с.

5. Бобкова, Т. Г.Основы психологии и педагогики: конспект лекц. для студ. всех спец. днев. и заоч. формы обуч. / Т. Г. Бобкова, Е. Н. Савицкая, Е. Н. Воронова; М-во образования РБ, УО "Могилев. гос. ун-т. Продовольствия." – Могилёв: МГУП, 2011. – 115 с.

6. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики / Г. Ф. Вечорко. – 5-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2011. – 191 с.

7. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учеб.-метод. пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: МГЛУ, 2004.– 122 с.

8. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008.– 136с.

9. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П.И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714 с.

10. Пономарева, М.А. Общая психология и педагогика / М. А. Пономарева, М. В. Сидорова. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011

11. Рапацевич, Е.С. Педагогика: совр. энциклопедия / Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 719 с.

12. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика. Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко – М.: Юрайт, 2011. – 134 с.

 

 

Тема «Система образования в РБ: состояние и пути развития ».

(Научно-теоретический семинар)

1. Современное состояние образования в мире.

2. Национальная система образования в Республике Беларусь и перспективы ее развития.

3. Реформирование системы образования.

 

Вопросы для обсуждения

Темы рефератов

Позитивные и негативные тенденции системы образования в стране. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике.

Образование как важнейшее средство решения глобальных проблем в социально-экономических преобразованиях.

Образование как механизм развития личности в современном обществе.

Деятельностный подход в образовании.

Современные тенденции развития образования в Бела­руси и за рубежом.

Двухступенчатая подготовка специалистов в современ­ном вузе.

Кредитные технологии в высшем образовании.

«Дистанционное обучение», «интернет-образование», «виртуальное образование» и их место в образовании личности 21 века.

Концепции образования для 21 века в ведущих странах мира.

Национальная идея в образовании.

Многоступенчатая система подготовки специалистов в современных условиях.

Рейтинговая система контроля и оценка знаний, уме­ний и навыков студентов: плюсы и минусы.

Сравнительный анализ обучения студентов в отечест­венных и зарубежных вузах.

Инновационные технологии обучения студентов в вузе.

Студенческое самоуправление в условиях реформиро­вания системы образования.

Совершенствование работы вузов РБ с одаренной молодежью.

 

Литература

13. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / М.И. Чеховских, Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков. – М.: Инфра-М., 2011.

14. Бороздина, Г.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. вузов по непед. спец. / Г. В. Бороздина. – 2-е изд., стер. – Минск: Изд-во Гревцова, 2011. – 336 с.

15. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск: Аверсэв, 2003 – 349 с.

16. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П.И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714 с.

17. Бобкова, Т. Г.Основы психологии и педагогики: конспект лекц. для студ. всех спец. днев. и заоч. формы обуч. / Т. Г. Бобкова, Е. Н. Савицкая, Е. Н. Воронова; М-во образования РБ, УО "Могилев. гос. ун-т. Продовольствия." – Могилёв: МГУП, 2011. – 115 с.

18. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики / Г. Ф. Вечорко. – 5-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2011. – 191 с.

19. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях: учеб.-метод. пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: МГЛУ, 2004.– 122 с.

20. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2008.– 136с.

21. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учеб. пособие для вузов / П.И. Пидкасистый – М.: Юрайт, 2011. – 714 с.

22. Пономарева, М.А. Общая психология и педагогика / М. А. Пономарева, М. В. Сидорова. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2011

23. Рапацевич, Е.С. Педагогика: совр. энциклопедия / Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 719 с.

24. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика. Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко – М.: Юрайт, 2011. – 134 с.

 

Пресс-конференция «Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути ее совершенствования ».

Участники: «министр образования», 2-3 его заместителя, ректоры вузов, директора общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, высших технических училищ, корреспонденты различных газет.

Подготовительный этап.

1.Все студенты делятся на 2 группы: 1)- «министр образования», 2-3 его заместителя, ректоры вузов, директора общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей, высших технических училищ. Стратегия их поведения состоит в анализе вопросов представителей прессы, конструировании ответов-высказываний, отражающих установки правительства, ориентированные на обеспечение престижности и качество образования в обществе, материальные инвестиции в сферу образования, приоритеты образования для государства. 2)- корреспонденты различных газет, журналов. Стратегия их поведения – «подталкивать» государство, правительство к реализации его деклараций в сфере образования, «лоббировать» образовательные приоритеты в высших государственных инстанциях, создавать представитьельные общественные организации, ориентированные на решение неотложных для общества проблем, разрабатывать адаптивные технологии обучения и воспитания, обеспечивающие каждому обучающемуся возможности достойной самореализации.

2. Задание всем студентам: 1) изучить Закон об образовании Республики Беларусь. При этом «корреспонденты» отслеживают содержание Закона с позиций интересов читателей представляемого ими органа печати.

«Министр», «замы», «ректоры», «директора» изучают Закон с позиции интересов представляемого ими учреждения образования, министерства.

2) всем участникам продумать оформление своего внешнего образа в соответствии с образом и статусом исполняемой роли. Все имеют бейдж, а кореспонденты – логотипы газет и журналов.

Ход пресс-конференции:

1. Определение регламента.

Каждый кореспондент имеет право не более, чем на 2 вопроса.

Ответы конструируются с установкой на время (не более 1 минуты). Номинации «Самый продуктивный вопрос», «Самый прогностический ответ».

2. Правила поведения на конференции:

- Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

– Хочу, чтобы в пресс-конференции участвовали все и сознательно усваивали информацию.

– Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ними не согласен.

–Я переспрашиваю то, что мне не совсем ясно.

–Я сначала анализирую все идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаюсь обобщить их, чтобы получить новое понимание проблемы.

– Я изменяю свою точку зрения, когда анализ фактов дает для этого основания.

 

Проблемное поле конференции

Реальные права учащихся городских и сельских школ

Многоступенчатая система высшего образования

Репетиторство как механизм подготовки к поступлению в вуз

Платное образование де-факто и де-юре.

Свободный диплом и обязательное распределение.

Возможности получения образования и стажировки за рубежом.

 

Литература: Конституция Республики Беларусь, Закон об образовании Республики Беларусь, Закон о правах ребенка Республики Беларусь.

Практ. Развитие, воспитание и социализация личности. Воспитание: сущность, содержание, организация.

1. Объективные и субъективные факторы развития личности. Условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности.

2. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Организация развивающей образовательной среды. Учебная деятельность как деятельность, направленная на самоизменение и саморазвитие субъекта. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

3. Закономерности процесса воспитания, принципы, формы и методы воспитания.

4. Условия и предпосылки эффективного самовоспитания, его этапы, методы и приемы.

5. Общение как ведущий фактор развития личности. Функции, средства, виды и основные характеристики эффективного общения. Техники продуктивного общения.

 

Доклады и рефераты.

1.Воспитание как социальное явление, реализующее функцию подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в современном обществе.

2.Воспитанность и воспитуемость.

3.Потребность в самовоспитании и способность к его осуществлению как показатели эффективности воспитания личности.

4.Игра как средство развития личности.

5.Деструктивное общение личности. Факторы, дезорганизующие общение.

Литература:

 

1. Брынзарей, Ю.Г. Педагогика игры / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко; М-во образования РБ, УО "Моз. гос. пед. ун-т им. И. П. Шамякина". – Мозырь: МГПУ, 2011. – 119 с.

2. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.

3. Сурженко, Л.А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик / Л.А. Сурженко [и др.]. – СПб: Питер, 2011. – 235 с.

4. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. –366 с.

 

Вопросы для обсуждения

Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного явле­ния. Выделите составляющие целостного акта воспитания. Перечислите и дайте общую характеристику основным элементам структуры воспитательного процесса. Сформулируйте главную цель воспитания. Перечислите основные задачи и направления воспитания человека и уточни­те назначение каждого из них в современной социокультурной ситуации. Что является результатом воспитания? Что понимают под методами воспитания? Как содержательно проявляются методы воспитания на практике? Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их вы­бор? Есть ли универсальные методы и средства воспитания? Приведите примеры воспитательных методов и приемов и проанализируйте их отличительные признаки. Выделите важнейшие особенности исторических типов воспитания человека. Каковы педагогические традиции, сложившиеся в период великих древних цивилизаций? Дайте характеристику восточному и западному типам воспитания человека. В чем специфика педагогических традиций в России и Беларуси? Назовите три основные парадигмы воспитания человека. По каким основаниям выделяют разные виды воспитания? Дайте характеристику известным в мировой практике видам воспитания. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания? Какая из моделей воспитания вам больше всего понравилась, какую из них вы бы выбрали для воспитания своих детей? Возможно ли появление новых направлений и моделей воспитания в миро­вой и отечественной практике? От чего это зависит? Что вы вкладываете в понимание поликультурного воспитания и воспитания на протяжении жизни? В чем особенность «системы воспитания»? По каким критериям оценивается та или иная воспитательная система? В чем специфика воспитательных систем, наиболее известных в мировой прак­тике? Какие идеалы человека просматриваются в этих системах как эталон воспи­тания?

 

Тема: Семья в социальном пространстве. Основы семейного воспитания.

1.Воспитание, его сущность, содержание, основные направления

2.Методы и средства воспитания, приемы педагоги­ческого воздействия.

3. Семья: ее функции и типы.

4.Стили семейного воспитания.

5.Принципы взаимоотношений детей и родителей.

Основные понятия

Воспитание— целенаправленная деятельность по фор­мированию у человека системы социально одобряемых ка­честв личности, моральных норм и убеждений.

Содержание воспитания— система знаний, взглядов, убеждений, ценностных ориентации, умений, навыков, ус­тойчивых привычек поведения, качеств, которыми лич­ность овладевает в соответствии с поставленными целями и задачами.

Методы воспитания— наиболее общие способы осущест­вления воспитательных целей (убеждение, пример, поощре­ние, принуждение, соревнование, упражнение); «инстру­менты прикосновения к личности» (А.С. Макаренко).

Методы педагогического воздействия— конкретные способы решения воспитательных задач (убеждение, внуше­ние, заражение, подражание).

Убеждение — логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников в про­цессе воспитания.

Внушение— механизм воздействия воспитателя на соз­нание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого со­держания, отсутствием его целенаправленного активного понимания.

Заражение— общественно-психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность воспитанников (особенно в составе группы) эмоциональному воздействию воспитателя в условиях непосредственного кон­такта с ним.

Подражание— способ усвоения социальных норм, меха­низм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта воспитателей, в частности, их движений, манер, мимики, действий и т.д.

Самовоспитание— сознательная, целенаправленная са­мостоятельная деятельность человека, ведущая к реализа­ции, развитию и совершенствованию его личности.

Семья— основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ­ными отношениями и обязанностями друг перед другом.

Родительский авторитет— признание достоинств и спо­собности родителей осуществлять воспитательные функции в семье.

Семейные традиции— сложившиеся на основе опыта совместной деятельности членов семьи и прочно укоренив­шиеся в их жизни нормы, правила, стереотипы поведения и повседневного общения, соблюдение которых стало потреб­ностью каждого члена семьи.

Доклады и рефераты

1. Социальная среда и ее воспитательные функции.

2. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности.

3. Типы и виды семей, особенности их влияния на воспитание детей.

4. Концептуальные основы семейного воспитания в различные периоды развития общества.

5. Пути, средства и условия успешного воспитания в современной семье.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте факторы социализации (мега-, макро-, мезо-, мини-факторы), обусловливающие формирование определенного типа поведения и активности личности.

2. Раскройте сущность факторов и этапов социализации, оцените себя и других с позиции социальной зрелости.

3. Укажите причины и факторы неэффективной социализации личности, реальные, потенциальные и латентные виды "жертв социализации".

4. Охарактеризуйте основные функции семьи, типы и виды современных семей.

5. Проанализируйте социальные и психолого-педагогические условия, благоприятствующие совершенствованию взаимоотношений в семье, семейному воспитанию и развитию детей.

Литература:

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – СПб.: Питер, 2011. – 400 с.

2. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики / М.И. Чеховских, Н.А. Березовин, В.Т. Чепиков. – М.: Инфра-М., 2011. – 336 с.

3. Сурженко, Л.А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик / Л.А. Сурженко [и др.]. – СПб: Питер, 2011. – 235 с.

4. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. –366 с.

 

Вопросы для обсуждения

Каковы пути социализации личности в семье? Как влияет стиль родительского поведения на социальное развитие ребенка? Какие модели родительского поведения вы знаете? Что такое структурная и психологическая деформация семьи? Каково влияние структурной и психологической деформации семьи на раз­витие личности? Как изменяется роль и значение семьи по мере взросления ребенка?

Задания и упражнения

1. Выделите высказывания, которые отражают вашу точ­ку зрения, и обоснуйте ее.

A. От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех па­русах (Вольтер).

Б. Воспитание может все (К.А. Гельвеций).

B. Воспитание может сделать многое, но оно небезгранично (В.Г. Белинский).

Г. Воспитание делает нас тем, чем мы являемся (К.А. Гель­веций).

Д. Изменить свою сущность нельзя, можно лишь напра­вить ко благу различные особенности характера, даже недос­татки, — в этом заключается великая тайна и великая зада­ча воспитания (Ж. Санд).

Е. Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаем­ся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полез­ными или бесполезными — благодаря воспитанию (Д. Локк).

Ж. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.-Ж. Руссо).

2. Каковы основные различия процессов обучения и вос­питания личности? Какой из них вам представляется более сложным и почему?

3. Перечислите наиболее массовые общественные моло­дежные объединения в Республике Беларусь. Какова их роль в воспитании студентов?

4. Педагог вспоминает: «Однажды я выставил из класса самого себя — и выставил за дело. В одном классе изо дня в день дежурные не готовили кабинет к уроку. То тряпки нет, то мела. Что ж, плохому учителю, который не может решить такой вопрос, не место на уроке. Я так и сказал своим учени­кам и пошел в учительскую. Через три минуты явилась деле­гация. С тех пор мы не разлучались на уроках — не было ос­нований».

Проанализируйте ситуацию. Правильно ли поступил пе­дагог? Насколько эффективны такие методы воспитания со­знательной дисциплины воспитанников и как часто можно прибегать к подобным приемам?

5. Чем объясняется существенная роль семейного воспи­тания в развитии и формировании личности?

6. Что включает в себя педагогическая культура родите­лей? Как вы думаете, от чего она зависит? Как она форми­руется?

7. Прочитайте русские пословицы, которые отражают два подхода к воспитанию детей в семье: авторитарный и де­мократический. Насколько вы согласны с ними?

A. Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
Б. Понуканье — не воспитанье.

B. Верная указка не кулак, а ласка.

Г. Люби сына как душу, но колоти, как грушу. Д. Доверяй, но проверяй.



2015-12-13 543 Обсуждений (0)
Тема: Семья в социальном пространстве. Основы семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема: Семья в социальном пространстве. Основы семейного воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)