Материал по теме занятия
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ . Практикум Домашнее задание: 1. Подобрать высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуре речи, силе слова. 2. Подготовить мини выступление для общего обсуждения «Чем отличается речь педагога в общении с детьми, родителями и педагогами», опираясь на материалы к занятию (см. ниже) 3. Продолжить список правил речевой культуры педагога: Правила речевой культуры педагога: 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. 7. ……………………………………………….
4.Выучить стихотворение: Семь компонентов нашей речи Запомнить просто и легко! Лишь вспомни радугу на небе, И станет на душе светло! Ведь радуга, как речь, игрива, Спонтанна, звучна и проста, И удивительна красива Во все былые времена! В ней правильность, логичность, точность, Богатство красок, чистота, А выразительность какая? Ведь от неё поёт душа! Мой стих приобретёт известность, И в этом есть свой толк, уместность! Спасибо всем за нашу встречу, За семинар «Культура речи!» 5.Перевести текст на литературный язык:
«…В кадре обыкновенный лифт. Лифт поднимается вверх. В кабине - пожилой обитатель дома и юный гражданин. Старший задает вопрос младшему: - Как дела? - У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывает к Шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул, да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да? 6. Тренировка интонации и выразительности речи.Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику. Произнесите фразу «Иди сюда» громко, возмущенно, радостно таинственно. Скажите «Умница» тихо, громко, ласково, удивленно, радостно.
Материал по теме занятия Теоретическая часть. 1.Понятие культуры речи и ее элементы. 2.Этикетные нормы общения. Речевой этикет. 3. Нарушения этики ведения диалога с учащимися. 4.Речевая этика в профессиональной деятельности учителя. Пути совершенствования речевого мастерства учителя. 5.Формирование культуры речевого общения в классном коллективе.
1.Понятие культуры речи и ее элементы.
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой,как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это…», пятый без конца крутит прядь волос на затылке или позванивает ключами в кармане… Все это мешает понять детям «нашу душу и наши мысли », и они обсуждают, смеясь и удивляясь такому поведению учителя. Наша речь- это отражение индивидуального рисунка нашего профессионального поведения: « - Я вообще не понимаю, зачем вы тут нужны на моем уроке, - кричит учи- тельница обзевавшемуся шестому классу» (вопрос, конечно, интересный, действительно - зачем?), «- Им же ничего не надо! Я так интересно рассказывала, а они не слушают..» (И как только учитель догадался, что рассказывал интересно, а?), « –Я тебя спрашиваю, где твое воспитание?- Вопит на всю столовую гренадерского вида учительница, подняв за шиворот на метр от пола юркого второклассника». (У нее-то с воспитанием все в порядке!), « –Идиоты! Я же вас культуре учу! – Заявляет на уроке математики учительница, ковыряя в ухе дужкой очков». (А как у самого учителя с культурой?).
К числу часто употребляемых учителями несоответствующих этическим нормам выражений, относятся: уроды, дебилы, дауны, дубье, бестолочи, твари, коровы, кобылицы, извращенцы, Чего рожи помазали?, Девочки, взяли тряпочки и пошли на панель (это призыв помыть стены в родной школе), Что смотрите, козлиные глаза!, Лапти стоптанные!, Сидят: болото, трясина!, Имбецилы ходячие!, Вы – стопроцентная тупость! Простите, только 99-процентная, я тут один умный (учитель ОБЖ), Пеньки с глазами!, Уличные женщины!, Здравствуйте, пискухи!, Курицы, клуши! (Комсомольская правда. 2003.) Культура речи - часть общей культуры человека. Культура речи учителя - предмет гуманитарного общения культурного плана, который включает в себя ряд взаимосвязанных понятий: культура, культурный человек, культура речи, культура профессионального (педагогического) общения. Выдающиеся педагоги прошлого – Я.Корчак, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци и другие, а также педагоги-практики современной школы в своих работах утверждают, что важнейшей предпосылкой педагогического успеха является культура речевого общения, отточенное искусство человеческих контактов самого учителя. Культура речевого поведения может рассматриваться с этической, речевой и этико – речевой позиций.
Культура речи: § это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н.Ширяев); § это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, то есть соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения (М.Р.Львов). Понятие «культура речи» многозначно и состоит из двух ступеней освоения литературного языка: · правильность речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления….), Оценивая речь с позиции «правильности» мы чаще всего прибегаем к характеристикам «верно - неверно», «норма – нарушение нормы». · речевое мастерство – не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции (Педагогическое речеведенье). Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т.п. Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи – умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр), и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса. В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств: · выбирать соответственно личностно - ориентированной модели обучения тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный, · использовать, зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи, · подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса, · использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузы, логическое ударение, · следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами. Речевая (коммуникативная) культура также предполагает: ü - умение выслушивать ученика, не перебивая воспитанника, ü - проявлять внимательно - доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника, ü - тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке, ü - оперативно - деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи, ü - правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное словоупотребление, в том числе и терминов.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |