Дидактика как педагогическая теория обучения
Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Существует множество определений понятия «дидактика»: - это теория обучения и образования - это искусство обучения - это теория деятельности обучения
Объект дидактики - процесс обучения.
Предметом дидактики выступают: - обучение как средство образования и воспитания - закономерности, принципы обучения, методы, формы, средства обучения - процесс взаимодействия преподавания и учения - процесс преподавания и условия, необходимые для его протекания
Дидактика выполняет следующие функции: · Объяснительная - изучение закономерных связей между различными сторонами процесса обучения, раскрытия сущностных характеристик структурных и содержательных элементов процесса обучения. · Преобразовательная – практическая функция · Нормативно-прикладная - определение содержания, возможных методов и средств обучения, конструирование новых образовательных технологий.
Дидактика решает следующие задачи: 1. Отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо учить 2. Описывает и объясняет процесс и условия обучения 3. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и развитием личности 4. Определяет педагогические основы содержания образования 5. Разрабатывает новые системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения 6. Конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов 7. Предсказывает и прогнозирует результаты на основе разных концепций образования
Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основные понятия дидактики: Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Закон – необходимое, существенное, устойчивое отношение между явлениями; один из компонентов логической структуры педагогической науки, который отражает объективные, внутренние, существенные и относительно стойкие связи педагогических явлений.
Закономерности – объективные, существенные, повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.
Принципы – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Содержание – (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений, навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения. Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п. Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д. Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Контроль – выявление, измерение и оценивание ЗУН учащихся. Проверка – определение уровня и качества обученности учащихся, объема их учебного труда, внутренних приращений. Оценка – устные или письменные характеристики, систематизированные по определенным параметрам. Отметка – условное обозначение оценки в виде буквы, числа, кодовых сигналов.
По ширине охвата изучаемой действительности, дидактика бывает: · Общая дидактика (отрасль педагогики) – исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями, в которых он протекает, результатами, к которым он приводит. · Частная дидактика (теория обучения отдельным учебным предметам) – методики преподавания; изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания учебных предметов, каждый из которых имеет свою методику.
Под дидактической системой понимают: характеристику смысла образования и системы общедидактических понятий и компонентов. Элементы ДС: · Цель · Содержание · Форма · Методы · Средства · Система контроля результатов. Ученые выделяют три дидактические концепции:традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Такое подразделение объясняется тем, что в каждой группе по-разному понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения (17-19вв) главенствующей ролью является роль учителя, преподавание. Основу данной системы являются работы таких педагогов: в отечественной дидактике: 18в. Система обучения М.В. Ломоносова, 19в. Свободная школа ЛН. Толстого, 19в. Дидактика П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова; в зарубежной дидактике: 12в. Я. Коменский, 18-19в И. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег.Например, дидактику И. Гербарта характеризуют такие слова, как «деятельность учителя», «управление», «руководство учителя», «регламентация», «правила», «предписания» и т. д. Структура традиционного обучения включает в себя четыре ступени: – изложение; – понимание; – обобщение; – применение. Логический смысл процесса обучения состоит в том, что движение происходит от предоставления материала учащимся через его объяснение к пониманию, обобщению, применению знаний. И. Гербарт стремился систематизировать и организовать деятельность преподавателя, что было достаточно важным для дидактики. Но уже к началу XX в. традиционная система подверглась критике. Причиной этого была ее авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов учащихся, от жизни, так как такая система обучения лишь передает учащемуся готовые знания, не способствуя при этом развитию его мышления, активности, творчества, следовательно, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в XX в. появляются новые технологии. К новым технологиям относится педоцентрическая концепция(1-пол.20в)дидактика прогрессивистов.Главная роль в данной концепции отводится учению – деятельности ребенка. Основой педоцентрической технологии стала система американского педагога Д. Дьюи – создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта; С. Френе – в основе лежит самовыражение и саморазвитие ребенка; О. Декроли – самообучение и моральное самосоовершенствование ребенка; Р. Штейнер – «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки,а также трудовая школа Г. Кершенштейнаи В. Лая.Свое название система получила из-за того, что Дьюи говорил о том, что данную концепцию нужно строить, основываясь на потребностях, интересах учащихся, их способностях, при этом стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения учащихся, когда процесс обучения носит спонтанный, самостоятельный, естественный характер, а получение умений и навыков происходит через непосредственную деятельность, т. е. обучение через выполнение действий. Однако такой вид обучения стал приводить к снижению уровня обучения, случайному отбору материала, утрате систематичности в обучении, переоценке спонтанной деятельности детей. Современная дидактическая система строится на том, что обе стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. В основе современной дидактической концепции лежат такие направления, как программированное, проблемное, развивающее обучение, гуманистическая психология, когнитивная психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества. Цель современных дидактических систем заключается не только в формировании знаний, но и в общем развитии учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умениях, удовлетворении познавательных и духовных потребностей учеников. Структура обучения: -ощущение трудности - формулировка проблемы - выдвижение и апробация гипотезы - обобщение - применение Современная (20в)происходит переход от рецептивно-отражательного к конструкторско-деятельностному построению обучения. Отечественная дидактика: · Шацкий С.Т. – реализация принципа связи обучения с жизнью и окружающей средой · Бригадно-лабораторный метод обучения · Программированное обучение (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько) · Щедровицкий Г.П. – мыследеятельностная педагогика , ОДИ · Проблемное обучение – М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин · Развивающее обучение – Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов · Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, Ю.К. Бабанский, В.К. Дьяченко, Т.И. Шамова - авторы отдельных дидактических и методических направлений Зарубежная дидактика: · Программированное обучение Б.Ф. Скинер, Н.А. Кроудер · Проблемное обучение В. Оконь, Ч. Куписевич · Продуктивное обучение И. Бом, Дж. Шнайдер · Модель обучения как «развертывающаяся история» К.Иган · Модель обучения как естественно-научного исследования Дж.Шваб · Учебный процесс на основе рефлексирующего жизненного опыта учащегося Д. Клоб, Д. Броуд, Р. Кеор.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |