Деятельность учащихся в процессе обучения
С позиции ученика обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность является составной частью других видов деятельности человека. Но только в процессе обучения познавательная деятельность становится целенаправленной и специально организованной, то есть приобретает черты учебно-познавательной деятельности, или учения. Учебная деятельность (учение) — целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на освоение системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. Как следует из этого определения,в учебной деятельности должны присутствовать элементы ценностно-ориентационной и практической деятельности. Результатом учебной деятельности должны быть не только усвоенные знания, умения и навыки, но и новые отношения подрастающего человека к окружающему миру, новые качества личности. Кроме того, должны развиваться, перестраиваться психические функции, познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), чувства, воля и характер. Методологическим основанием учебно-познавательной деятельности, как и процесса обучения в целом, выступает материалистическая теория познания. В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют компоненты, свойственные любой деятельности: потребности, цели, мотивы, действия (операции), средства и условия, а также самоконтроль, рефлексия и самооценка результатов. Общей целью учения является сбор, переработка и усвоение информации об окружающем мире. Результатами же выступают знания, умения, навыки, система отношений к себе и миру, общее развитие ученика. Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотив учения — это то, что внутренне побуждает человека к учебной деятельности, направляя эту деятельность на удовлетворение познавательной или какой-либо другой потребности. Все многообразие мотивов учебной деятельности представлено в педагогической литературе тремя взаимосвязанными группами (рис. 36).
Рис. 36. Мотивы учебной деятельности
Наиболее ценным мотивом учебной деятельности, также задачей и средством обучения является познавательный интерес. Познавательный интерес — избирательная направленность индивида на объекты и явления окружающей действительности (предметы познания), под влиянием которой учебно-познавательная деятельность становится увлекательной и продуктивной. Процесс усвоения учеником системы знаний и формирования соответствующих умений и навыков является и целью, и функцией, и содержанием обучения. Это очень сложный психический процесс, включающий следующие этапы: 1) восприятие учебного материала; 2) осмысление и понимание учебного материала; 3) обобщение учебного материала; 4) закрепление учебного материала; 5) применение знаний в различных ситуациях, выработка умений и навыков. Восприятие учебного материала начинается с ощущений. Ощущение есть отражение в сознании человека отдельных свойств изучаемых явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения, идущие от отдельных сторон, свойств изучаемых явлений и предметов, интегрируются в целостное восприятие. Восприятие — это отражение в сознании предмета (явления) в целом, в совокупности его свойств. При этом этот предмет или явление непосредственно воздействуют на органы чувств. На основе восприятий формируются представления, сохраняющиеся в сознании человека как образы воспринятых когда-то предметов и явлений. Представление — единичная чувственная форма знания. Вместе с тем цель ученика — познать сущность явлений или предметов, раскрыть их причины и закономерности. Это невозможно без переработки чувственных восприятий и представлений и формирования понятий. Понятие — это продукт деятельности мышления, форма мышления, выраженная словесно.Оно раскрывает в обобщенной форме наиболее существенные, закономерные признаки изучаемых явлений и предметов. Формами мышления, помимо понятий, являются суждения и умозаключения. Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями (утверждение или отрицание чего-либо). Умозаключение — такая форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии. В первом случае обобщенный вывод делается на основе единичных, частных утверждений, знание «движется» от единичного к общему. Во втором случае на основе обобщенного утверждения (вывода, закона и т. п.) делаются частные утверждения, знание «движется» от общего к частному. В третьем случае утверждение, вывод делается на основе сходства по какому-либо признаку между объектами. Использование аналогий является основанием для выдвижения догадок или гипотез. Мыслительная, интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, с помощью и в результате которых перерабатывается информация, закодированная в восприятиях, представлениях, понятиях и формулируются научные понятия, законы, выводы и т. д. В зависимости от уровня обобщения информации и характера используемых средств выделяют разные виды мышления (рис. 37).
Рис. 37. Виды мышления
По степени новизны и оригинальности выделяют также репродуктивное, воспроизводящее (шаблонное) мышление и продуктивное, творческое мышление. Этапы усвоения знаний реализуются в этапах учебного процесса. Назовем эти этапы. 1. Постановка учителем цели и задач обучения и осознание, принятие их учащимися. 2. Первичное ознакомление и изучение учащимися нового материала. Это этап восприятия и формирования представлений учащихся. Осуществляется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Уже на данном этапе важно вызвать интерес учащихся к материалу, стремление глубже его изучить. 3. Осмысление нового материала. Это этап формирования понятий, мышления в форме суждений и умозаключений. Включает все мыслительные операции (сравнение, анализ — синтез и другие). 4. Закрепление и повторение (совершенствование) учебного материала. На данном этапе важно, чтобы учащийся не просто запоминал и воспроизводил материал, но и делал собственные выводы. Используются разные способы запоминания и работы с материалом. 5. Применение теоретических знаний, в результате которого учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Прочное усвоение материала — не самоцель; важно сформировать умения оперировать учебным материалом, использовать его на практике. 6. Контроль степени усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Это этап установления обратной связи, выполняющий диагностическую функцию. 7. Коррекция как исправление отклонений в усвоении знаний, умений и навыковв соответствии с результатами предыдущего этапа. 8. Обобщение завершает все предыдущие этапы и предполагает систематизацию знаний по конкретному учебному предмету и установление внутрипредметных и межпредметных связей. Этапы учебного процесса необязательно следуют в указанном порядке и не всегда все одновременно присутствуют на уроке. Их характер и соотношение зависят как от возраста учащихся, так и от уровня развития учебной группы, каждого ученика. На практике эти этапы составляют единый процесс обучения, поэтому выделение их условно. В дидактике определены пять уровней усвоения учебного материала (рис. 38).
Рис. 38. Уровни усвоения учебного материала
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |