Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Воспитывающая деятельность, требования к ее организации



2015-12-13 2122 Обсуждений (0)
Воспитывающая деятельность, требования к ее организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Воспитание базовой культуры школьников происходит в процессе их совместной со взрослыми разнообразной по видам и формам ценностно-ориентационной, познавательной и практической деятельности. Отсутствие или преобладание какого-то одного вида деятельности делает процесс воспитания неэффективным. Кроме того, сама деятельность учащихся должна быть педагогически инструментована как воспитывающая (рис. 55).

 

Рис. 55. Требования к организации воспитывающей деятельности

 

Раскроем требования к организации такой деятельности.

Включение учащихся в ту или иную деятельность является необходимым, но не достаточным условием их эффективного воспитания. Само по себе вовлечение ребенка в трудовую деятельность не воспитывает положительное отношение к труду, просмотр спектакля не способствует эстетическому развитию ребенка, а чтение им книг не содействует будущей любви к чтению. В реальной педагогической практике деятельность учащихся нередко лишена личностно-значимых мотивов или, наоборот, наполнена иными мотивами, чем предполагает педагог.

Дети нередко выполняют действия, предписываемые педагогом, и при этом не осознают объект своей деятельности как ценность жизни. Воспитывающей является только мотивированная деятельность, так как в этом случае ребенок становится субъектом деятельности. Как справедливо утверждает Н.Е. Щуркова, недостаточно ответить на вопросы детей: «Что делать?», «Почему делать?», «Как делать?». Важно, чтобы ребенок ставил и отвечал на вопрос: «Зачем мне лично это делать?». Любые, даже социально-значимые действия, должны быть доведены до личностного смысла. Только осмысливая вместе с воспитанником личностный смысл происходящего, педагог проживает вместе с ребенком ценностные отношения к миру. Не менее важно так организовать деятельность, чтобы она способствовала формированию социальных мотивов.

Еще одна важная черта педагогически организованной деятельности детей — это ее созидательность. Предметный результат деятельности должен быть в наивысшей мере качественным относительно возраста и уровня развития детей. Педагог описывает предварительно продукт предстоящей деятельности, осмысливает его значение для жизни человека вообще и для жизни каждого участника деятельности.

Для того чтобы учащиеся были субъектами деятельности, им необходимо осознать свою роль в достижении результата. Педагог ставит вопрос, предлагает высказать мнение, ведет диалог, но не дает готового решения. Он создает условия для свободного проявления «Я» каждого участника и свободного выбора поведенческих решений.

Деятельность детей должна быть разнообразной, в ней должны быть обозначены разные роли участников. Поэтому им предлагается инструкция, описывается объем работы, обозначается время и участки работы, отбираются лучшие средства. В ходе деятельности соблюдаются все культурные социальные нормы (поведенческие, гигиенические, этические, эстетические, правовые и т. д.). Организация каждого вида деятельности должна подчиняться правилам, касающимся объема, места, времени (дозирования) и т. п.

Важно, чтобы предметная деятельность учащихся сочеталась с их духовной деятельностью по осмыслению жизни. Это требование может быть обеспечено только при условии организации любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения учащихся к окружающему миру. Ни один вид воспитывающей деятельности не может обойтись без элементов ценностно-ориентационной деятельности. Последняя в свою очередь невозможна без обязательного переживания воспитанниками положительных эмоций, в том числе чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности.

Как показывает практика, воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она организуется как коллективная и творческая, направлена на удовлетворение потребностей общества и самих воспитанников, учитывает интересы всех ее участников. При условии соблюдения всех вышеперечисленных требований будет получен не только предметный результат деятельности, но и воспитательный в виде идеальных изменений личности, то есть ее интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, а также поведения и деятельности.

 



2015-12-13 2122 Обсуждений (0)
Воспитывающая деятельность, требования к ее организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Воспитывающая деятельность, требования к ее организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2122)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)