Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование актуальности темы исследования, анализ состояния разработанности темы и определение научной проблемы



2015-12-13 4152 Обсуждений (0)
Обоснование актуальности темы исследования, анализ состояния разработанности темы и определение научной проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Обоснование актуальности выбранной темы – обязательный этап любого исследования. Актуальность темы определяется степенью ее своевременности и социальной значимости для решения данной проблемы. Актуальность темы может быть обусловлена и соответствующими потребностями региона, муниципального образования в разрешении определенных научно-практических проблем правового характера. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Актуальность темы включает в себя следующее: аргументируется необходимости изучения данной темы с позиции теории и (или) практики; раскрывается степень изученности проблемы и ее отражение в специальной литературе; обосновывается тема и раскрывается потребность в ее специальном исследовании и прочее.

Вполне достаточным для обоснования актуальности выбранной темы выпускной квалификационной работы является раскрытие реальной потребности практиков в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Здесь же раскрывается состояние разработанности выбранной темы, то есть дается краткий обзор литературы по теме. Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

В процессе анализа состояния исследованности темы студент приходит к формулированию основного противоречия. Противоречие есть характер сложившегося взаимодействия противоположных сторон и тенденций того или иного явления, которые в то же время находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником развития. Например,противоречие может заключаться в несоответствии задач, стоящих перед каким-либо органом государственной власти и законодательно закрепляемым за этим органном объемом полномочий. Противоречие, в частности, может иметь место в соотношении теории права и правоприменительной практики.

На основании осмысления выявленного противоречия формулируется проблема. Слово проблема используется в двух смыслах. В широком, общеупотребительном языке – как синоним слов задача, препятствие и т. п. Сформулированная, например, «проблема повышения электоральной активности и правовой культуры молодежи» – это лишь крупная практическая задача, но не проблема исследования.

В научном, более узком смысле, проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием появления новых запросов юридической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым знаниям.

Таким образом, проблема – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая логически вытекает из установленного противоречия. Существует несколько способов формулировки проблемы:

1. Номинальное определение, то есть простая констатация проблемы. Этот способ вполне употребим в качестве краткого варианта в тексте работы, вместе с тем, следует понимать его недостаточность: он не снимает многозначности истолкования проблемы и не задает ясных ориентиров в определении объекта и предмета исследования.

Пример. «Проблема защиты прав российских граждан, проживающих на территориях бывших союзных республик».

2. Определение проблемы в форме вопроса. Известно, что вопрос и проблема – однопорядковые понятия. Вопрос – это форма мышления, содержащая некоторую исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность. То есть, форма вопроса пригодна для фиксации сторон объективного противоречия.

Пример. «Каким образом обеспечить правовую защиту российским гражданам в условиях их проживания на территориях бывших союзных республик?».

3. Определение в форме указания на недостаточность или полное отсутствие чего-либо, как правило, одного из условий деятельности.

Пример. «Проблема состоит в том, что отсутствуют (или являются несовершенными) адекватные средства правовой защиты российских граждан, проживающих на территориях бывших союзных республик».

4. Развернутая форма, фиксирующая обе стороны объективно существующего противоречия.

Пример. «С одной стороны, существует потребность в эффективных правовых средствах защиты российских граждан, с другой стороны, имеющиеся нормативные акты не предполагают конкретных механизмов реализации такой защиты». Или: «… с другой стороны, данные средства защиты не обеспечены соответствующими финансовыми ресурсами федерального бюджета». Или: «… с другой стороны, имеющиеся механизмы не согласованы с правовыми нормами государств, существующих на бывшем постсоветском пространстве».

Правильная постановка и ясная формулировка проблемы имеет не меньшее значение, чем ее решение. Не случайно принято считать, что сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что неизвестно о предмете исследования.



2015-12-13 4152 Обсуждений (0)
Обоснование актуальности темы исследования, анализ состояния разработанности темы и определение научной проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование актуальности темы исследования, анализ состояния разработанности темы и определение научной проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)