Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характерные черты государства



2015-12-13 4960 Обсуждений (0)
Характерные черты государства 0.00 из 5.00 0 оценок




ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Пензенский филиал)

 

Кафедра «Информатика, математика и общегуманитарные науки»

 

Направление 080100.62 «Экономика»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

____________ по дисциплине «Политология»

ТЕМА 1. Теория государства. Форма государственного правления.

 

 

Выполнил:

Студент Осинина Виктория Ильинична

Курс - 2

Группа - бухгалтерский учет, анализ и аудит

Зачетная книжка №100.21/140054

 

Преподаватель:

Кандидат исторических наук, доцент Воейков Е.В.

 

Пенза – 2015

 

Содержание

Теория государства. Форма государственного правления.

Введение

1. Основные теоретические подходы к определению природы государства.

1.1 Понятие и сущность государства.

1.2 Характерные черты государства.

1.3 Функции государства.

2. Формы государственного правления.

2.1 Монархическая форма правления.

2.1.1 Абсолютная монархия.

2.1.2. Дуалистическая монархия.

2.1.3 Парламентская монархия.

2.2 Республиканская форма правления.

2.2.1 Президентская республика.

2.2.2 Парламентская республика.

2.2.3 Смешанная (полупрезидентская) республика.

3. Республика в РФ по Конституции 1993 г.

Заключение

Список используемых источников

 

 

Введение

Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

Одновременно происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».

Почему государство является основным институтом политической системы общества? Это объясняется рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

 

 

Основные теоретические подходы к определению природы государства

Понятие и сущность государства

Рассматривая данную тему, прежде всего необходимо чётко определить понятие государства, выделить его характерные черты и атрибуты, определить место государства в политической системе общества.

В современном понимании, государство - это универсальная политическая форма организации общества, центральный элемент политической системы, создаваемый для организации и управления жизнью населения на определённой территории с помощью государственной власти.

Само понятие "государство" в смысле политически организованного общества сравнительно новое, восходящее к Н. Макиавелли. Древние греки использовали в данном значении термины "polis" и "politea", а римляне - термины "res publica") "civitates". Выражение "status rei publicae" и подобные ему, на пример "status rei romanae", которые были в хождении в античности, в конечном счете трансформировались в понятие "государство" (stato, staat, etat, state).[1]

Положение государства как центра политической системы общества обуславливается тем, что именно государство выступает официальным представителем всего общества, реализует право народа на самоопределение, обеспечивает права и свободы граждан, устанавливает обязательные для всех правила поведения - юридические нормы, обязывается удовлетворить общесоциальные потребности.

 

Характерные черты государства

Ключевыми составляющими элементами государства являются:

1) Территория, т.е. пространственная организация государства. Государство существует и функционирует в рамках определённой территории. Власть государства распространяется на всю его территорию.

2) Население - сообщество людей, проживающих на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

3) Государственная власть, т.е. наличие особой системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти, которую принято называть аппаратом государства.

Аппарат современного государства обычно включает следующие виды государственных органов:

1. Органы законодательной власти, основной функцией которых является разработка и принятие законов. Высший орган законодательной власти называют парламентом.

2. Органы исполнительной власти, выполняющие исполнительно-распорядительную функцию в государстве. К высшим органам исполнительной власти относится правительство.

3. Судебные органы власти, осуществляющие правосудие в государстве, а также другие юридические учреждения - прокуратура, адвокатура и пр.

4. Особое место в государственном механизме занимает глава государства - конституционный орган или высшее должностное лицо (монарх или президент), представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа.

Важнейшей характеристикой государства выступает суверенитет. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, определяющее её независимость и неделимость как внутри территории страны, так и за её пределами.

Различают два аспекта государственного суверенитета:

- внутренний суверенитет, означающий наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся общеобязательными для выполнения каждым членом общества.

- внешний суверенитет, выражающийся в том, что государство как субъект международного права выступает равноправным участником международного общения, заключает договоры, обменивается дипломатическими, консульскими и торговыми представительствами.

К основным признакам государства также относят:

• монополию на применение силы в рамках определенной территории;

• право на проведение внутренней и внешней политики;

• исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всех граждан;

• право на сбор налогов для содержания государственного аппарата и осуществления общенародных социально-экономических, политических, культурных и др. программ.

Каждое государство может иметь также свои государственные символы (флаг, герб, гимн, иногда - девиз), собственную денежную единицу, государственный язык и пр.[2]

 

Функции государства

Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях. Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции государства по сферам деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относят:

- охранительную (защита конституционного строя, законности и правопорядка),

- гуманистическую (обеспечение и охрана прав и свобод человека),

- экономическую (регулирование экономики, поддержка экономической стабильности),

- социальную (выполнение социальных программ, социальная защита населения, здравоохранение),

- экологическую (охрана природной среды),

- культурную (государственная поддержка и развитие культуры, образования, воспитания).

Среди внешних функций государства выделяют:

Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.[3]

Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

В России, например, была разработана специальная статья 11 Федерального закона от 31-05-96 61-ФЗ об обороне (2015), в которой говорится об общем составе Вооруженных Сил Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Функция сотрудничества с другими странами:

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.[4]

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

Государство обязано защищать своих граждан находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Ни одно государство не может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Яркий тому пример: российско-китайское экономическое сотрудничество. «Заместитель премьера Госсовета КНР Ван Ян, выступая перед журналистами на Восточном экономическом форуме, отметил, что санкции, введенные Западом против России, не имеют негативного влияния на ее сотрудничество с КНР.
«Сотрудничество между Китаем и Россией двустороннее и не имеет отношения к другим странам»,— цитирует Ван Яна ТАСС.
Ранее сообщалось, что китайские инвесторы вложат в развитие Дальнего Востока более 50 миллиардов рублей.»[5]

Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ или Международная организация уголовной полиции. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью.

Участие в охране окружающей среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве.[6]

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания. Так, в России в 2013 году за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты административный штраф был увеличен для должностных лиц с 1,5-2 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей, предприниматели в случае нарушения правил водопользования заплатят вместо 1,5-2 тыс. рублей - 20-30 тыс. рублей. Штрафы для юрлиц выросли в 5-8 раз - до 80-100 тыс. рублей.[7]

 



2015-12-13 4960 Обсуждений (0)
Характерные черты государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характерные черты государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4960)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)