Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные зарубежные психологические школы ХХв



2015-12-13 455 Обсуждений (0)
Основные зарубежные психологические школы ХХв 0.00 из 5.00 0 оценок




Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии. Вундт придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания (ощущение, простые чувствования – удовольствия-неудовольствия и тд.) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Его интересовала структура сознания (структурализм), его теория – теория элементов сознания. Эксперимент был вспомогательным методом.

Уильям Джеймс (1842-1910) – американский ученый – создатель теории потока сознания. Он полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т. д., не менее – возможно, и более – важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название «функционализм»). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных» элементов – дробно, раздельно, прерывисто), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее – каким он его себе выстраивает во внутреннем плане. Ни В. Вундт, ни У.Джеймс не оставили больших научных школ, теорий, которые «переворачивали» бы психологию.

Психоанализ.

Роль З.Фрейда в становлении современной психологии личности.

Психоанализ в первую очередь связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856 – 1939). Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии – в одно из важных направлений философии ХХ в. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только сознанием, сколько бессознательным, которому относятся те желания, влечения, переживания. Подавленные желания, конфликт влечения и запрета (внутренний конфликт) – причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит способы обойти цензуру (не соответствие правилам, запретам, аморальные проявления в искаженном виде). Сновидения, фантазии, оговорки и пр. – все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован. Задача психоаналитика – помочь страдающему понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (т. е. были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново – это по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, т. е. очищения и освобождения.

Где лежит природа переживания?

Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений – стремление к любви и к смерти, разрушению. Основное место в его концепции занимает эротическое влечение (либидо), (связанных с ротовой полостью)… Оно движет человеком. Вся жизнь пронизана эротичностью.

Органы выделения выступают как основные эрогенные зоны. Наступает важный этап, когда эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей (противоположного пола). Владеть родителем. Родитель своего пола выступает как бы соперником (бессознательно).

Эдипов комплекс, комплекс Электры (дочь героя Троянской войны, убитый женой и любовником). Сложившуюся картину Фрейд описывает следующим образом: В начале жизни ребенком руководит особая психическая инстанция, называемая «Оно» (это его желания и влечения). «Оно» руководствуется «принципом удовольствия» и не взаимодействует с реальностью. «Оно» целиком бессознательно. Однако желания должны найти себе реалистические формы удовлетворения; для этого из «Оно» выделяется структура, называемая «Я». По Фрейду, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реальности. Но в обсуждаемый период, начиная с 4 лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям «Оно»; формируется еще одна инстанция, называемая «Сверх-Я» как голос совести, подавляет влечения.

Одна из форм психологической защиты позволяет ребенку «справиться» с типовой (эдиповой) ситуацией (это происходит к 5 – 6 годам): ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола (форма защиты – идентификация). Не в силах изменить ситуацию и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию. По Фрейду отголоски переживаний можно увидеть на протяжении всей жизни человека (нереализованные сексуальные переживания). Идея бессознательной сексуальности, лежащий в основе человеческого поведения (и высшие – творчество, религия) – центральная идея Фрейда. От него отвернулись: проблематику через секс. Крайний атеист. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни. По Фрейду, все люди неизбежно внутренне конфликтны – нормальный невротик.

Помимо идентификации, существует еще множество форм психологической защиты: проекция – т. е. приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний; регрессия – временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, (например, детский плач у взрослого); рационализация – приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин и др. Большинство психологических защит, впрочем, не снимают проблемы. Адекватным способом защиты выступает, в сущности, лишь сублимация, т. е. перенесение нереализованной энергии в другие области – труд, творчество…

Далее, Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего – семейного опыта в развитии личности. Значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его проработку в процесс помощи тем, с кем работают.

Наконец, идея психологической защиты - одна из центральных в современной психотерапии. Его метод лег в основу большинства терапевтических систем. Психоаналитическая революция – термин.

Альфред Адлер (1870 – 1937) - «Индивидуальная психология». Его центральной идеей является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству и стремление компенсировать неполноценность.

Адлер считал важным порядок рождения детей и предлагал различные модели развития единственного ребенка, старшего ребенка и т.д. Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является решающим для развития детского характера. Каждый ребенок имеет цель. Вы – психологами, а родители – банкирами. Появляется возможность стать человеком (сперматазоидная сущность). 2 формы защитных механизмов: компенсация и гиперкомпенсация. Компенсация: хорошо развит, компенсируя недостаток, развивает недостаток (например, хилый ребенок – спортом). Исходным является чувство неполноценности. Компенсация должна идти по линии самоутверждения. 3 условия для появления чувства неполноценности: физический недостаток, изнеженность, жесткое воспитание.

Он позже стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути – конструктивный и деструктивный. Конструктивный путь означает самоутверждение в деятельности во благо другим и в кооперации с ними; деструктивный – за счет унижения других и эксплуатации. Выбор пути зависит от развития (человечность, сотрудничество). Оно врожденно, но слабо. В неблагоприятных условиях приглушается, извращается, избалованность.

Совершенно особую систему мировоззрения предложил швейцарский психолог и философ Карл – Густав Юнг (1875 – 1961). Фрейд его считал способным. Расхождения. Основы теории Юнга – учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием. Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека и представляет содержания, им вытесняемые, то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества. Каждый из нас – его носитель (культура, род…). Этот пласт бессознательного является глубинным, сокровенным, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования. Центральное место в «Аналитической психологии» занимает индивидуация – процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя. Душа – нефизическая реальность, бессмертна. Она исполнена противоположностей (сознательное – бессознательное, женское – мужское, интраверт – экстраверт). Проблема в том, что человек развивает только одну сторону этой пары, другой – скрытый остается. Человек должен открыть себя, принять. Это приводит к дизинтеграции, невозможности саморазвития, кризисным переживаниям. В каждом человеке есть мужское начало и женское.

Из наиболее ярких последователей 3. Фрейда центральное место сексуальной детерминации человеческого поведения отводил, пожалуй, только Вильгельм Райх(1897-1957) – сексуальную революцию. Его идеи суперсовременны: контроль рождаемости, свобода развода, борьба с венерическими заболеваниями, отказ от запретов на аборт, обучение врачей, учителей, лечение людей с сексуальными преступлениями. Подвергался яростным нападкам, его не понимали. Практическая работа: зажим в определенных участках тела. Защитный панцирь создал 2 ложные интеллектуальные традиции. 1) мистическая религия (вера в экстрасенсорику) и 2) механическую науку (склонность делать по «правилам», стремление к «совершенству», подгонять себя под «образец»).

В центре его концепции которого оказывается «оргонная энергия» (своего рода вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения; если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами и сдерживанием, то, по В. Райху, это приводит к ее извращенным проявлениям, в частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими (разумными, заслуженными) социальными масками. Подавление естественных инстинктов ведет к неприятностям. Был противником всякого подавления. Обвиняли в аморальности. Считал, что блокирование удовольствия ведет к гневу, ярости. Идеи Райха сегодня служат источником для многих современных методов воздействия на человека.

Карен Хорни (неофрейдист) (1885–1952), создатель теории, называемой «Культурно-философская психопатология», полагала исходным моментом в развитии личности так, называемую «основную тревогу», бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку. Чтение ее произведений оздоравливающе действую на человека.

Описала 3 противоречия в нашей культуре:

1) противоречие между соперничеством и успехом, братской любовью и человечностью; 2) между стимуляцией потребностей и препятствиями на пути их удовлетворения; 3) между свободой человека и ограничениями. Человек стоит перед выбором: уступит или пробиться, чувство безграничной власти по отношению к своей судьбе и полная беспомощность.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности: стремление к людям, против людей (направленность) и от людей. Все люди в различные моменты своей жизни могут стремиться к взаимодействию, бывают агрессивны или стремятся к одиночеству. Невротик попадает в ситуацию «невротического круга», т.к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. (Моделью может служить фрагмент из «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери: на вопрос, почему он пьет, Пьяница отвечает: «Потому что мне совестно», на вопрос, отчего ему совестно, следует ответ: «Совестно, что я пью»).

Невротическая личность напоминает человека, который хочет быть на вершине, но не хочет карабкаться в гору. Их фраза: «Стоит мне только захотеть», когда услышит об успехах других. Вместо того, чтобы делать что-то самому, критикует людей (Россия). Мысли, которые сидят в головах неудачников: чтобы сопутствовал успех; любили и восхищались; если не на вершине, то в яме; прекрасно быть популярным, ужасно – непопулярным; ошибку сделал – ничтожество; что думают люди обо мне; не может жить без любви; если не согласен, не любит и др.

Эрик Эриксон(1902 – 1990) главную роль в формировании личности отвел человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное – психическое здоровье личности (его теория часто называется Эго-психология или «психология Я»).

Для Эриха Фромма(1900 – 1980) главная проблема - обретение личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» (главная книга Фромма называется «Бегство от свободы», «Иметь или быть?»). Концепция Фромма называется «Гуманистический психоанализ». Большинство людей могло бы быть счастливыми, если общество было здоровым. В процессе воспитания он утрачивает способность любить и получает мучительное существование. Возникают псевдочувства: не хочу, но надо. Не может быть самим собой. Стадное чувство. Выход: рационализация – подчинение нормам выглядит не как рабство, а как проявление своей воли. Разные виды любви. Базовой любовью считал любовь к себе (как и Пушкин). Материнская любовь дают сладость, отцовская – практические навыки. К другу – жить в мире. Любовь в детстве – приспособленность, не может радоваться, не может ладить с людьми – эротическую любовь. К Богу нелюбовь приводит к человеконенавистничеству.

Эрик Берн – трансактный анализ. За свои нововведения исключен от психоанализа. Основное внимание уделял тем неприятностям, которые возникают у пациента. Психолог активен (у Роджерса - наоборот). Например, «Тебе еще рано пить», трансактный анализ показывает, как человеческое существо могут дурачить себя. «Ко мне нельзя, у меня мама дома». Последствия бывают трагическими. Трансактный анализ имеет 3 составные части: 1) структурный анализ (я, родитель, взрослый); 2) собственно трансактный анализ (между ними общее – один стимулирует другого. Такой стимул называется трансакцией: 6 форм общения: уход в себя, ритуал, деятельность, развлечение, игра, близость); 3) сценарный анализ – в первые 5-7 лет жизни родители формируют у ребенка сценарий.

Психоанализ весьма разнообразен. Больше различий, чем сходства. Вместе с тем, роль бессознательных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит – присутствуют практически в любой концепции.

В психоанализе разрабатываются проблемы бессознательной детерминации человеческого поведения (в психотерапии, воспитании)

Бихевиоризм.

Джон Уотсон – (1878–1958). Его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» не могут считаться научными. Все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны. Что же может быть предметом изучения? Стимул – реакция (S – R), т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R). С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться управлять поведением: достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение (распространялась на человека и на животных). По Уотсону, законы научения (т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны.

Описание научения, данное Д.Уотсоном, просто в основе и соотносимо с закономерностями формирования условного рефлекса по И.П. Павлову (бихевиористы ссылались на него). Например, формирование реакции у 11-месячного мальчика описывается таким образом: ребенку показывают белую крысу, реакции нет. В дальнейшем показ крысы сопровождается резким звуком (у детей отмечена негативная реакция на резкие дисгармоничные звуки), т.е. подкрепляется реакция, затем ассоциируется и ребенок начинает демонстрировать негативную реакцию на появление крысы без звукового сопровождения, т.е. сформировалась реакция на данный стимул. Ребенок демонстрирует не только на появление крысы, но и на сходных с ней объектов (меховой воротник…). Это явление бихевиористы называют генерализацией, т.е. обобщением.

Эта правомерность, однако, не универсальна. В ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции. Зависимость реакции от стимула не подвергалась сомнению.

Скиннер – самая влиятельная фигура, считал, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения: приятные последствия воспроизводятся, неприятные – избегает (схема подкрепления, вербальное поведение – звуки, слова – вербальное поведение). Не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом. Соответсвенно, можно управлять поведением, вознаграждая (идея программированного обучения). Выступает представление о том, что человек может овладеть поведением, наблюдая за опытом других. Т.о. поведение человека становится когнитивным, т.е. включает познавательный компонент. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом психолога этого направления канадца Альберта Бандуры (р. 1925) (теория социального научения). Испытуемым (три группы 4-летних детей) показывали фильм, герой которого избивал куклу; начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае «героя» хвалили, в другом – порицали, в третьем реагировали нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением. В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значимо меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». Равным образом наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизировать усвоенные, но до того не проявлявшиеся.

В связи с этим Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и запретов в воспитании.

Бихевиоризм существует до настоящего времени: многие исследователи и практики, в том числе в педагогике, психотерапии ориентированы на него.

Итак, бихевиоризм сделал предметом изучения поведение; его приложения (в отношении человека) – педагогика, психотерапия; в обоих случаях предполагается формирование нужных реакций и исправление ошибочных.

Гештальтпсихология

(психология формы), связанная в первую очередь с именами германских исследователей Маркса Вертгеймера (1880–1943); Курта Коффки (1886–1941) и Вольфганга Келера (1887-1967). В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в этом роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода). Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей. Гештальты – первичны. Воспринимается некое целое, а не просто сумма его частей.

Так, классическим является открытый Максом Вертгеймером так называемый фи-феномен – иллюзия перемещения с места на место двух включающихся источников светов. Используя тахистоскоп он пропускал луч света через две прорези (1 вертикально, 2-ое наклонено на 20-30 градусов). Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения. В опытах Вертгеймера мы видим три узких столбика (или три дорожки) или, при некотором усилии, два широких столбика и две линии по бокам. Однако в действительности здесь нарисованы шесть линий, и только; в восприятии же нашем пространство структурируется, элементы объединяются вфигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. В гештальтпсихологи понятия фигуры и фона – важнейшие. К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др.

Понятия фигуры и фона распространялись и за пределы психологии восприятия: оказались важными при обсуждении творческого мышления. Внезапного “открытия” нового способа решения задачи (озарение). В гештальтпсихологии это явление получило название “ага-решение” (теперь – “инсайт”). Характерно для высших животных (обезьяна – решение вдруг).

Идеи гештальтпсихологии оказались эвристичными: был открыт новый способ психологического мышления. Многие идеи гештальтпсихологов оказали влияние на развитие и возникновение направлений: идея проблемного обучения, идея целостности…

Курт Левин вслед за гештальтпсихологами полагал, что образ мира формируется сразу как целостность (создатель теории поля), это происходит в данный момент как инсайт (ага-решение). Ситуация, в которой поведение человека определяется объектами поля, называется “полевое поведение”. Бывает нормальный вариант “полевого поведения” и патология. Например, человек в зале ожидания начинает вести себя как в “поле”: листать, рассматривать, трогать и др. Это в норме. В патологии “полевое поведение” – один из симптомов нарушения ЭВС. Поведение пробуждается не мотивами и потребностями, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуация, т.е. ситуация, поле управляет поведением.

(Существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребность, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности) – (полуголая девушка).

Воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.

3. Согласно Курту Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности).

Немецко-американский психолог Фредерик Перлс (1893 – 1970) – создатель гештальттерапии. Помимо гештальтпсихологии наследовал ряд идей психоанализа. 1) Анализ частей не может помочь пониманию целого. Винегрет – это не капуста, не картошка..; 2) Организм приспосабливается к среде, нельзя изменить какую-то одну часть, не изменяя других (пример, из книги Литвак, стр.58-59).

Перлс считал, что любой аспект – есть проявление целого. Контакт со средой Перлс считает формированием гештальта, уход – завершением. Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т.е. «незаконченных» проблем, что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное – это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, боязнь пустоты, клише, т.е. когда мы лишаемся стеретипных способов взаимодействия.

4.Гуманистическая психология.

«Третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908–1970).

В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Индивидуальность рассматривается как интегративное целое. В отличие от психоанализа, гумпсихология утверждает, что человек изначально добр. Он - творческая натура с детским взглядом на мир. Считается, что, прежде всего, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (у Фрейда обратно).

«Сердце» концепции Маслоу – его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням (снизу вверх):

1. Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения):

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

Нижележащие потребности должны быть удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого он может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. Чем выше поднимается, тем больше здоровья, гуманности и индивидуальности. На вершине оказываются потребности, связанные с самоактуализацией (потребность в самосовершенствовании). Этот путь труден (неизвестность, ответственность), но он ведет к полноценной, внутренне богатой жизни.

1% людей достигают уровня самоактуализации, другие не знают о своих скрытых возможностях. Этому способствует общество: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности (вспомните аналогичные идеи «гуманистического психоанализа» Э. Фромма). Равным образом это относится к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. Если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

“Самоактуализирующая личность” становится человеком особым. У него нет зависти, дурного вкуса, цинизма, не склонен к депрессии, пессимизму, отличается высокой самооценкой, неконвенционален (независим от условностей), прост, демократичен, склонен к переживанию “пиковых чувств” типа вдохновения и т.д. Человек оказывается высшей ценностью.

Понятие самоактуализации - Карла Роджерса (1902–1987). Для него понятие самоактуализации означает развитие человека на самых различных уровнях, определяя его высшие творческие взлеты. По Роджерсу, человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества. Именно контроль заставляет человека поступать плохо. Жестокость, антисоциальность, незрелость … - результат страха и психологической защиты. Задача психолога – помочь человеку открыть себя.

2 понятия: конгруентность и неконгруентность. Конгруентность – мир внешний соответствует миру внутреннему. Ребенок до 5 лет – я хочу – получаю. Неконгруентность – говорит одно, думает другое, чувствуе 3-е, делае 4-ое. Скучно в гостях – продолжает сидеть. Этапы, методики. Одиночество. Клиентцентрированная терапия.

Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера – атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою терапию как «терапию, центрированную на клиенте»; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы, но и открытость самого терапевта, т. е. важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта. У личности есть всегда свобода выбора. В результате – одни свинями, другие – святыми.

Близка к гуманистической психологии (хотя во многом основывается и на психоанализе) позиция Виктора Франкла (д.р.1905г.), основателя 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название «логотерапия», т. е. терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия; свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Таким образом, Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом. Бихевиоризм по сути отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие. По Франклу, этот вопрос естествен для современного человека. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – к другому человеку или к смыслу. Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических. Психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть, помочь ему «выйти за свои пределы».

Осознание собственной ответственности – основа человеческого существования. Смысл жизни всегда волнует. Если человек добивается цели и увлекается средствами, то возникает «невроз выходного дня» - ощущение пустоты собственной жизни. Если человек не сможет придумать довод в пользу жизни, то рано или поздно у него возникает мысли о самоубийстве. Удовольствие, радость, счастье – не смысл жизни. Удовольствие – это следствие результата наших стремлений, радость направлена на какой-то объект. Счастье – это побочный продукт правильно организованной деятельности. Духовные ценности. Маленький человек в обществе, который делает свое дело больше счастлив, чем государственные деятели с аморальностью.

Ценности: 1) реализуемые в переживаниях: творчеством, искусством, в любви. Ради духовного экстаза надо жить! 2) Созидательные цели реализуются в продуктивных творческих действиях. 3) Ценностные отношения к судьбе, другу, другим. Франкл – противник самоубийства.

Есть ситуативные (на свидание, сожалеть…) и вечные. Смерть тоже имеет смысл. Если бессмертие, то может быть спокойно откладывать свои дела как Бессмертные Боги ведут себя. Страдание – есть смысл.

Для того чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл предлагает снять самоконтроль и размышление о собственных сложностях (“самокопание”). Современная молодежь в большей степени страдает от мыслей о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов. Терапевт должен вдохновлять клиента именно на то, чего тот старается избежать: при этом активно используются различные формы юмора. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

 



2015-12-13 455 Обсуждений (0)
Основные зарубежные психологические школы ХХв 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные зарубежные психологические школы ХХв

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)