Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Сущность и понятие учения




Определение понятия «учения».

«Процесс передачи кому-нибудь знаний, навыков запоминания и обработки не унаследованных информаций, помогающий изменить поведение или приводящий к его изменению активное столкновение с конкретными жизненными ситуациями, помогающий приобрести и улучшить привычки поведения при решении проблем».

Обзор видов учения.

Процесс учения.

1. Профессиональная компетентность.

Это знания по профессии, навыки в работе и опыт.

Кроме того, имеются еще две сферы компетентности, включающие ключевые квалификации по всем профессиям.

2. Методическая компетентность.

Это охватывающая все профессии способность теоретически обдумывать решение учебного или рабочего задания и осуществлять шаги мысленно и практически в направлении цели. При этом требуются следующие личные качества: аналитическое мышление, способность решать проблемы, способность планировать, гибкость, способность учиться, способность принимать решения, мышление в контексте, применение методов и стратегий в учебе и работе.

3. Социальная компетентность.

Это охватывающая все профессии способность целенаправленно и коллегиально работать в группах с различной по возрасту, происхождению и квалификацией структурой. При этом требуются такие личные качества как: умение самостоятельно действовать, способность кооперировать, чуткость, готовность помочь, умение выражать свои мысли.

Поведение

Социальное поведение

Трудовое поведение

Знания

Технология обучения, производства, переработки

Материаловедение, машины и инструменты

Техника безопасности и др.

Навыки

Сноровка

Быстрота и др.

Способности

Мыслительные и умственные способности

Умение комбинировать, умение планировать

Контрольные вопросы

1. Цели обучения и образования.

2. Что влияет на развитие системы образования?

3. Отличительные черты «инновационного образования».

4. Дидактические принципы обучения.

5. Требования к распределению времени обучения.

6. Технология обучения.

7. Процесс учения.

Рекомендуемая литература

1. Ангеловски К. Учитель и инновации. – М.: Просвещение, 1991.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высш. шк., 1991.

3. Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. – М.: Издательство МНЭПУ, 2000.

4. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободной. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.

5. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001.

6. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001.Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. – Томск.: Издательство ТПУ, 2004.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика: 1000 экзаменационных ответов. – М.: ИКЦ «МарТ», Р-н-Д.: Издательский центр «МарТ», 2003.

8. Федеральный закон РФ «Об образовании» // Бюлл. Комитета по высш. шк. – №1. – 1993.

9. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. – Красноярск, 1998.

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Краткий курс. – Мн.: Выш. шк., 2004.

11. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. – Екатеринбург, 1996.

12. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романькова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. – М., 1996.


Тема ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

План

1. Процесс обучения

2. Принципы обучения

3. Формы обучения

4. Урок как основная форма работы в школе

 

Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция– усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция – формирование системы ценностно-эмоциональных отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция – развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Данные функции процесса обучения недопустимо рассматривать как изолированно реализуемые. Они находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия для эффективности обучения. А обучение в свою очередь способствует воспитанию этих качеств.

Принципы – это некоторые исходные положения, на которые надо опираться в какой-либо деятельности.

Принципы обучения – это основные положения, на которые нужно опираться при преподавании основ науки. Основной источник, приведший к формулированию принципов, – практика обучения, опыт и находки учителей, которые затем стали распространяться, осмысливаться, обобщаться. Основные принципы обучения – это:

наглядность обучения;

сознательность и активность учащихся в обучении;

научность обучения;

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

прочность усвоения знаний, связь теории с практикой.

Наглядность, как и созерцание, понимается широко и предполагает вовлечение в познание всех (или разных) органов чувств. К.Д. Ушинский писал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущением вообще…, – значит, нужен принцип наглядности. Используются различные виды наглядности.

Естественная наглядность – ознакомление с реальными предметами, объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы.

Экспериментальная наглядность – ознакомление учеников с процессами и явлениями в ходе опытов (химические реакции и т.п.).

Картинная или картинно-динамическая наглядность – дает отображение реального мира (фото, рисунки, картины, немые кинофильмы и т.п.).

Объемная наглядность – это макеты, модели, муляжи, панорамы, геометрические фигуры и т.п.

Звуковая наглядность – использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность – пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном, символическом виде (карты, планы и схемы, чертежи, диаграммы и т.п.).

Принцип сознательности и активности, учащихся в обучении – это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение. Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания.

Сущность принципа посильности и доступности обучения – изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения. Это необходимо, так как обучение учитывает уровень развития учащихся и одновременно содействует его повышению («развивающее обучение»).

Принцип научности – опора на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся во многом обусловливает действенность и результативность всех остальных. Основная цель: обучая всех, нужно научить каждого.

Принцип систематичности и последовательности: необходимо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от общего к частному. Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективнее, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Принцип прочности усвоения знаний – это такое усвоение знаний, когда они становятся достоянием учащихся, т.е. учащиеся всегда могут пользоваться ими как в учебных, так и в практических целях. Для реализации принципа прочности особое значение имеет отделение главного от второстепенного, от деталей.

Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью – это основной закон обучения: знания должны быть связаны с жизнью, применяемы.для решения практических задач, тогда они будут вызывать интерес у учащихся и стимулировать их познавательную деятельность.

Принцип воспитания в процессе обучения. Воспитательную роль, прежде всего играют методы обучения и структура урока.

Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Выделяются две основные формы организации обучения.

Индивидуально-групповая система обучения. Прием в школы с такой формой обучения осуществлялся в любое время года; с новыми учениками занимались индивидуально (кроме групповых занятий).

Классно-урочная система. Эта система предполагает постоянный состав группы, учащихся одного возраста и принятых к учению одновременно.

В условиях классно-урочной системы обучения важно помнить об индивидуализации обучения. Общая эффективность всего процесса обучения может быть достигнута лишь тогда, когда будет обеспечена максимальная эффективность в работе каждого отдельного ученика, чтобы каждый ученик мог успешно выполнить требования программы.

Основной формой индивидуализации обучения являются организация дополнительных занятий с отстающими или, наоборот, талантливыми детьми.

Урок – логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обученияt проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития. Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:

1. дидактические требования(или образовательные):

§ четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также место конкретного урока в общей системе уроков;

§ определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на отдельных его этапах;

§ выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся;

§ осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей;

2. воспитательные требования к уроку:

· постановка воспитательных задач урока;

· формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;

· формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;

· всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т.д.);

· соблюдение учителем педагогического такта;

3. организационные требования к уроку:

§ наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования;

§ организационная четкость проведения урока (своевременное начало, максимальное использование каждой его минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность);

§ подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и технических средств обслуживания.

В зависимости от того, какие признаки берутся за основу, предлагаются различные варианты типологии уроков.

Классификация по способу проведения урока: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки практических занятий и т.п.

Существует классификация уроковпо характеру познавательной деятельности учащихся: уроки первичного восприятия фактов; уроки образования понятий и т.д.

Следующая классификация: по степени самостоятельности работы учащихся(уроки самостоятельной работы школьников, уроки работы учителя с классом).

Наиболее распространена классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе.

Выделяются следующиетипы уроков:

§ уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдение, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;

§ уроки усвоения и формирования умений и навыков;

§ уроки обобщений и систематизации знаний;

§ уроки повторения, закрепления знаний, умений и навыков;

§ контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);

§ комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

Эта классификация считается недостаточной, поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики.

Контрольные вопросы

1. Функции обучения.

2. Принципы обучения.

3. Дидактические требования к занятиям.

4. Типы уроков.

Рекомендуемая литература

1. Введение в профессиональную педагогику. А. Шелтен, Екатеринбург,1996.

2. Педагогика. Невежина М.М., Пушкарева Н.В. М.,РИОР, 2005

3. Педагогика. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.,М.. Изд.центр «МарТ»,2003.

4. Педагогика Харламов И.Ф., Минск, В.Ш., 2003

5. Педагогические технологии/ Ред. Кукушина В.С./ М..ИКЦ «МарТ», 2004.

6. Общие основы педагогики. Гребенюк О.С., Рожков М.И., М., Владос пресс,2004




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)