Структура педагогического процесса
Рассматривая педагогический процесс важно, вычленить его основную единицу, развивающуюся во времени, по которой можно судить о течении рассматриваемого процесса. В.А. Сластенин и А.И. Мищенко при исследовании педагогического процесса такой единицей называют учебно-воспитательную ситуацию[4]. Эту мысль уточняют Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова, подчеркивающие, что совокупность педагогических ситуаций составляет весь педагогический процесс [1]. При наличии различий в определении и использовании понятия «ситуация» к наиболее общим ее характеристикам разные авторы относят следующие признаки: ü место и время; ü субъекты; ü содержание деятельности субъектов; ü социальный контекст; ü межличностные отношения; ü социально-психологический климат. Интегративным фактором ситуации является деятельность, поскольку ситуация – система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. При таком подходе ситуация как сегмент социальной жизни возникает в момент, когда осуществляется (протекает) социальная жизнь в лице конкретных людей, осуществляющих конкретную деятельность в конкретном месте, в конкретное время, в конкретных условиях, в определенных межличностных отношениях, в определенном социальном контексте, в условиях конкретного социально-психологического климата. Как только названные выше характеристики (одна характеристика) ситуации меняются, возникает новая ситуация [2]. На основе выявленных общих признаков ситуации можно выделить особенности педагогических ситуаций. Х. Грассел выделяет следующие признаки педагогической ситуации: - открытость, - информационная неструктурированность, - изменчивость, - многомерность и сложность, - динамичность [1]. Педагогический процесс (как совокупность учебно-воспитательных ситуаций) — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. К ним можно отнести: содержание деятельности педагога и учащихся, цель, формы, методы, средства, результат и т.д. На рисунке 9 графически представлены высказанные мысли относительно единицы педагогического процесса.
Рис. 9 Педагогический процесс как совокупность учебно-воспитательных ситуаций.
В учебно - воспитательной ситуации целесообразно выделить компоненты взаимодействия: цель, принципы, содержание, методы, формы, средства. Важно учитывать, чтопроцесс взаимодействия происходит в каких-либо условиях. Это специфические условия деятельности (в нашем случае – физкультурно-спортивная), социокультурная и природная среды. Это представлено на рисунке 10 и будет рассмотрено в дальнейшем изложении.
Рис. 10 Структура учебно-воспитательной ситуации. Практические задания 1. В чем заключается сущность педагогического процесса ? 2. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
3. Что такое целостность с точки зрения системного подхода? 4. Доказать или опровергнуть взаимосвязь процессов обучения. 5. Что такое целостность педагогического процесса? 6. Что является единицей педагогического процесса? 7. Восстановить текст в рисунке
Литература 1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с. 2. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Союз,2002. 334 с. 3. Лебедев О.Т.,Каньковская А.Р. Основы менеджмента: учеб.пособие; под ред. О.Т.Лебедева. СПб.: ИД «МиМ»,1998.192с. 4. Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. 200 с. 5. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат,1968.288с.
Целеполагание педагогического процесса
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |