Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура педагогического процесса



2015-12-13 1158 Обсуждений (0)
Структура педагогического процесса 2.50 из 5.00 2 оценки




Рассматривая педагогический процесс важно, вычленить его основную единицу, развивающуюся во времени, по которой можно судить о течении рассматриваемого процесса. В.А. Сластенин и А.И. Мищенко при исследовании педагогического процесса такой единицей называют учебно-воспитательную ситуацию[4]. Эту мысль уточняют Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова, подчеркивающие, что совокупность педагогических ситуаций составляет весь педагогический процесс [1].

При наличии различий в определении и использовании понятия «ситуация» к наиболее общим ее характеристикам разные авторы относят следующие признаки:

ü место и время;

ü субъекты;

ü содержание деятельности субъектов;

ü социальный контекст;

ü межличностные отношения;

ü социально-психологический климат.

Интегративным фактором ситуации является деятельность, поскольку ситуация – система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. При таком подходе ситуация как сегмент социальной жизни возникает в момент, когда осуществляется (протекает) социальная жизнь в лице конкретных людей, осуществляющих конкретную деятельность в конкретном месте, в конкретное время, в конкретных условиях, в определенных межличностных отношениях, в определенном социальном контексте, в условиях конкретного социально-психологического климата. Как только названные выше характеристики (одна характеристика) ситуации меняются, возникает новая ситуация [2].

На основе выявленных общих признаков ситуации можно выделить особенности педагогических ситуаций. Х. Грассел выделяет следующие признаки педагогической ситуации:

- открытость,

- информационная неструктурированность,

- изменчивость,

- многомерность и сложность,

- динамичность [1].

Педагогический процесс (как совокупность учебно-воспитательных ситуаций) — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. К ним можно отнести: содержание деятельности педагога и учащихся, цель, формы, методы, средства, результат и т.д.

На рисунке 9 графически представлены высказанные мысли относительно единицы педагогического процесса.

Учебно-воспитательная ситуация
Учебно-воспитательная ситуация  
Учебно-воспитательная ситуация  
Цель педагогического процесса - как желаемое или потребное будущее

 


Рис. 9 Педагогический процесс как совокупность учебно-воспитательных ситуаций.

 

В учебно - воспитательной ситуации целесообразно выделить компоненты взаимодействия: цель, принципы, содержание, методы, формы, средства. Важно учитывать, чтопроцесс взаимодействия происходит в каких-либо условиях. Это специфические условия деятельности (в нашем случае – физкультурно-спортивная), социокультурная и природная среды. Это представлено на рисунке 10 и будет рассмотрено в дальнейшем изложении.

 

 

Специфические условия физкультурно-спортивной деятельности
Цель педагогического процесса
Содержание
Методы
Формы
Средства
Взаимодействие
Педагог
Обучающиеся
Социокультурная среда
Природная среда
Принципы

 

Рис. 10 Структура учебно-воспитательной ситуации.

Практические задания

1. В чем заключается сущность педагогического процесса ?

2. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)

  Процесс развития     Приобретение системы знаний, формирование действий на уровне умений и навыков, а также определённой суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей;
Процесс обучения   Закономерные количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов.
  Процесс воспитания Целенаправленное формирование социокультурного опыта (нормы, правила, ценности, идеалы), которые определяет направленность поведения и деятельности человека (мотивационно-ценностной сферы личности человека).

 

3. Что такое целостность с точки зрения системного подхода?

4. Доказать или опровергнуть взаимосвязь процессов обучения.

5. Что такое целостность педагогического процесса?

6. Что является единицей педагогического процесса?

7. Восстановить текст в рисунке

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Литература

1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.

2. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Союз,2002. 334 с.

3. Лебедев О.Т.,Каньковская А.Р. Основы менеджмента: учеб.пособие; под ред. О.Т.Лебедева. СПб.: ИД «МиМ»,1998.192с.

4. Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. 200 с.

5. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат,1968.288с.

 

Целеполагание педагогического процесса

 



2015-12-13 1158 Обсуждений (0)
Структура педагогического процесса 2.50 из 5.00 2 оценки









Обсуждение в статье: Структура педагогического процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)