Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проверка изученного материала (тест)



2015-12-13 399 Обсуждений (0)
Проверка изученного материала (тест) 0.00 из 5.00 0 оценок




Организационный момент

Приветствие учащихся и гостей урока

Вступительное слово учителя:Время правления Александра II является переломной эпохой в истории России. В это время в стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.

Далее учитель объявляет тему, её актуальность, цели урока и методы её достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся и указывает на основные качественные характеристики изучаемой темы (запись на доске)

Ход урока.

1. 19 февраля 1855 года на престол вступил старший сын Николая I - Александр II Николаевич (1855 - 1881 гг.). В воспитатели цесаревичу был выбран поэт В.А. Жуковского, человек умный, образованный, благородный. Шесть месяцев В.А. Жуковский готовил план воспитания наследника. Целью воспитания и образования В.А. Жуковский провозгласил "образование для благодетели". Для преподавания наук Александру Николаевичу были выбраны лучшие учителя того времени. Наследник овладел французским, английским, немецким, польским языками. В день коронации 26 августа 1856 года была дарована амнистия декабристам, 9000 человек получили освобождение от полицейского надзора, был закрыт цензурный комитет, было отменено ограничение числа студентов университетах, был разрешён выезд российских подданных за границу, многих николаевских сановников Александр II отправил в отставку. По сравнению с жестким николаевским правлением это была новая политика. Александр II был намерен искоренить недостатки русской жизни. Главным недостатком он считал крепостное право. К этому времени идея отмены крепостного права получила широкое распространение в "верхах": правительстве, среди чиновничества, дворянства, интеллигенции. Александр II крепостное право также считал величайшим злом и решил его уничтожить. Нужно было решить сложнейшую задачу: с землёй или без земли освобождать крестьянина; за чей счёт наделять его землёй - у государства такого количества земли не было. В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учреждён Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество о своих намерениях, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет. Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. Во всех комитетах развернулась настоящая борьба по вопросу: с землёй или без земли освобождать крестьян. В Западной Европе крестьяне были освобождены без земли, по выражению Ф.М. Достоевского, " в чём мать родила". Царь склонился к мысли, что крестьян нужно всё-таки освободить с землёй.

 

В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии во главе с Я.И. Ростовцевым. Комиссии стали готовить проект крестьянской реформы. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсуждён депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом.19 февраля 1861 г. Александр II подписал два документа: Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей"; "Положение" о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник - Прощённое воскресенье - 5 марта 1861 г., в других городах - в ближайшую неделю. Власть словно бы просила прощения у русского крестьянства за все те обиды, которые она ему нанесла. Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов

Наделение крестьян землёй регламентировали "Положения". Размеры наделов зависели от плодородия почвы. Территория России условно разделялась на три полосы: чернозёмную, нечернозёмную, степную. В каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В разных районах крестьяне получили от 2 до 4 десятин земли на ревизскую душу. Для ведения товарного хозяйства крестьянину нужно было от 5 до 8 десятин земли. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Получая землю, крестьяне должны были выплатить её стоимость. У крестьян не было денег, необходимых для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы одновременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% стоимости наделов. В течение 49 лет крестьяне должны были возвратить государству ссуду с начислением 6% годовых. Выкупные платежи были отменены правительством в 1906 г. Остальные 20% должна была платить помещику крестьянская община. Пока крестьяне не выплатят эти 20%, они должны были по- прежнему платить помещику оброк и выполнять некоторые повинности. Выкупная операция не ущемляла прав помещиков, не ухудшала финансового положения государства. Все издержки на проведение реформы оплачивали крестьяне.

2. Продолжением отмены крепостного права в России были либеральные реформы 60-70-х годов. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу.

Земская реформа была проведена в 1864 году. По "Положению о губернских и уездных земских учреждениях" вводились бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Земства избирались на три года и состояли из распорядительных органов (губернских и уездных земских собраний) и исполнительных (губернских и уездных земских управ). Из-за высокого имущественного ценза в них преобладали помещики. Сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ, больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания.

Городская реформа. В 1870 году было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Все сословия в городе выбирали представителей в городскую думу на 4 года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу. Дума и управа занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, медицине и образования.

Судебная реформа была проведена в 1864 году. Это была самая радикальная из всех реформ, так как отражала самые последние тенденции в мировой судебной практике. Прежний суд - сословный, закрытый, был отменён. Вводились всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность судебного процесса. Судебный процесс стал устным, состязательным. Судебные заседания стали открытыми для публики. Обвинял подсудимого прокурор, защищал - присяжный поверенный. Вопрос о виновности подсудимого решался присяжными заседателями - представителями общества. Присяжные заседатели - 12 человек - назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт: "виновен", "невиновен", "виновен, но заслуживает снисхождения". На основании вердикта присяжных заседателей суд выносил приговор.

Военная реформа. В 1861 г. военным министром стал Д.А. Милютин. Он стал творцом новой русской армии. Цель реформ - создать боеспособную армию, обладающим обученным личным составом, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. В 1874 г. был издан указ о всеобщей воинской повинности. Он отменял рекрутский набор и вводил всесословную воинскую повинность мужчин, достигших 21 года. Правительство каждый год определяло количество новобранцев, и из числа призывников по жребию брало только это число. Обычно на службу призывалось не более 20 - 25% призывников. Взятые на службу числились на ней: в сухопутных войсках 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе; на флоте - 7 лет на действительной службе и 3 года в запасе. Срок действительной службы в значительной степени сокращался в зависимости от образовательного ценза. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращался до 4 лет, окончивших городскую школу - до 3 лет; гимназию - до полутора лет. Лица, имевшие высшее образование, служили полгода. В результате военной реформы значительно была повышена боеспособность русской армии, значительно сокращалась её численность в мирное время. При этом хорошо подготовленный резерв на случай войны позволял при необходимости быстро создать сильную армию.

3. Восточный кризис и русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.

Россия оказывала поддержку славянским христианским народам Балканского полуострова в их борьбе против турецкого владычества. К 70-м гг. XIX века турецкий гнёт стал невыносим для христианских народов Османской империи. Рост национально-освободительного движения и вмешательство европейских держав в события на Балканах в середине 70-х гг. привели к возникновению "балканского кризиса". В 1875 году вспыхнуло восстание против турок в Герцоговине, затем в Боснии. Оно было жестоко подавлено турецкими властями. В 1876 году это восстание перекинулось на территории Болгарии, Сербии, Черногории и Македонии. Турки самым беспощадным образом расправлялись с восставшими. Только в Болгарии турки вырезали до 30 тысяч человек. Летом 1876 года маленькая Черногория, а затем и Сербия объявили Турции войну. Борьба балканских христиан встретила особое сочувствие в России. Русские традиционно защищали братьев по вере. Отставной русский генерал М.Г. Черняев без разрешения правительства выехал в Белград, принял сербское подданство и возглавил войско сербов. На помощь восставшим отправились около 5 тысяч человек из России - солдаты, офицеры, медсёстры. Среди них врачи Н.В. Склифосовский, С.П. Боткин, писатель Г.И. Успенский, художники В.Д. Поленов, К.Е. Маковский.

Тем не менее силы были неравны. Сербия была на грани краха и обратилась за помощью к российскому правительству. В апреле 1877 года Александр II прибыл в Кишинёв и в ставке главного командования подписал манифест об объявлении войны Турции. Сражения проходили на трёх фронтах: Балканском, Закавказском, Черноморском. Решающим фронтом был Балканский. В мае 1877 года русские войска вступили на территорию Румынии. 10 июня началась демонстративная переправа русских войск у Галаца, в то время как основные силы русской армии готовились к переправе у Зимницы. Турки так и не узнали, где русские войска будут форсировать Дунай. Переправа Дуная была проведена блестяще. Русские войска вошли в Северную Болгарию. Русских поддержали болгарские ополченцы под командованием русского генерала Н.Г. Столетова и регулярные румынские части. В Южной Болгарии в июне отряд генерала И.В. Гурко с боем взял важнейший пункт - Шипкинский перевал: он связывал Северную и Южную Болгарию, оттуда открывался путь на второй по значению город Турции Адрианополь . 7 июля 1877 года 4800 русских и болгар под руководством Н.Г. Столетова укрепились на перевале. Началось долгое с июля по декабрь 1877 года - "сидение на Шипке". Турецкое командование решило основной удар обрушить на Шипку. 11 августа 1877 года 37 - тысячная армия Сулейман-паши подошла к Шипке и начала наступление со всех сторон. Отряд Н.Г. Столетова держался трое суток. В условиях недостатка воды, боеприпасов, невыносимой жары днём и жестокого холода ночью русские и болгары проявили большую стойкость. На помощь защитникам Шипки пришёл 14-тысячный отряд генерала Ф.Ф. Радецкого. Подоспевшие силы тут же ринулись в бой. Сулейман-паша вынужден был отойти. Потери русских составили 4000 чел, турок - 6000 чел. Турки в Северную Болгарию не прорвались. Между тем в Северной Болгарии 17 - тысячное турецкий отряд под командованием талантливого полководца Осман-паши укрепился в тылу русских войск - у крепости Плевна и не позволял войскам генерала Н.П. Криденера двигаться вперёд. Основные силы русских войск сосредоточились у Плевны. Три штурма Плевны были неудачными. В трёх штурмах Плевны погибло 33 тысяч человек. 15 сентября под Плевну был вызван талантливый военный инженер Э.И. Тотлебен. Осмотрев местоположение крепости, он заявил: "Четвёртой Плевны не будет". Под руководством Э.И. Тотлебена русские войска окопались вокруг Плевны, заняли все близлежащие военные пункты, блокировали дорогу к Плевне. Началась 5-месячная осада Плевны. 28 октября после многочисленных попыток турок вырваться из города, русские войска вошли в Плевну. Осман-паша вместе со своей 40 - тысячной армией сдался в плен.

23 декабря войска генерала И.В. Гурко взяли столицу Болгарии Софию. 8 января 1878 года генерал М.Д. Скобелев без единого выстрела занял Адрианополь - вторую столицу Турции. 17 января 1878 года русские войска находились в 80 километрах от Стамбула. Европа была ошеломлена переходом русской армии через Балканы зимой. События начали развиваться стремительно. Англия и Австро-Венгрия изменили свою позицию. Английская эскадра срочно прибыла к Дарданеллам и встала вблизи Константинополя. Австро-Венгрия заговорила о мобилизации. О штурме турецкой столицы русской армией уже не было речи.

В феврале 1878 года в Сан-Стефано - дачном пригороде турецкой столицы был подписан предварительный договор. Провозглашалось создание Болгарии в границах, где болгарское население составляло большинство. Болгария стала автономным княжеством с правом избирать князя. Зависимость Болгарии от Турции заключалась в чисто символической дани. Русские войска могли находиться в Болгарии ещё два года. За это время предполагалось воссоздать болгарскую государственность, утерянную около 500 лет назад. Черногория, Сербия, Румыния, ранее имевшие автономии, стали независимыми. Босния и Герцоговина получили автономию. Россия получала часть Бессарабии, Карс, Ардаган, Батум, Баязет. Турция выплачивала России огромную контрибуцию. В июне 1878 года в Берлине открылся конгресс, в котором приняли участие Россия, Турция, Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия. Председательствовал на конгрессе германский канцлер О. Бисмарк. Он говорил, что будет действовать "как честный маклер" и сделал многое для того, чтобы ослабить позиции России. Европейские государства действовали единым фронтом. Русскую делегацию возглавлял А.М. Горчаков. Русские дипломаты оказались в полной изоляции. А.М. Горчаков вынужден был отступить от условий Сан-Стефанского договора. 1 июля 1878 г. был подписан Берлинский трактат, по которому:

· Болгария по Балканскому хребту была расчленена на две части - северную и южную. Северная Болгария имела своё правительство и свою армию.

· Южная Болгария под названием Восточная Румелия становилась автономной турецкой провинцией, которой управлял губернатор из христиан, назначаемый турецким султаном.

· Подтверждалась независимость Сербии, Румынии, Черногории, но их территории были сильно урезаны.

· Австро-Венгрия оккупировала Боснию, Герцоговину.

· Англия получала остров Кипр.

· Началось расчленение Османской империи.

Задания для учащихся.

А) Участники групп заполняют таблицы по той реформе, которую они рассматривают.

Б) Учитель обходит класс, следит за работой в группах, помогает учащимся при затруднениях, напоминает о регламенте. На заключительном этапе работы проводится презентация в виде выступлений представителей от каждой группы строго по пунктам таблицы.

В) Учитель на этом этапе слушает, корректирует ответы, оценивает работу групп учащихся. Предлагает заполнять по ходу прослушивания таблицу.

Г) Учащиеся класса заполняют в своих тетрадях таблицу «Реформы Александра II».

Название реформы Даты проведения Цель Мероприятия Итоги
Судебная Ноябрь 1864 .   Введение всесословного судопроизводства Введение независимости суда перед администрацией (несменяемость судей); введение гласности судопроизводства; введение состязательности в суде (обвинение-защита); введение суда присяжных; создание системы мировых судов Воплотила все прогрессивные тенденции в мировой практике судопроизводства (гласность, состязательно сть, независимость)
Военная   1 января 1874 Преодоление технико-военной отсталости; создание обученных военных резервов Реформа военно-учебных заведений; Введение всесословной воинской повинности; Техническое перевооружение армии; Строительство парового флота Создание крепкой боеспособной армии современного типа
Образования Июнь 1864 г Совершенствование народного образования Введение равенства в среднем образовании для всех сословий; Введение классических и реальных гимназий; Введение автономии универститетов; Положено начало женскому высшему образованию Демократизация образования

 

Закрепление

Период 60–70-х годов XIX века либеральные деятели назвали эпохой «великих реформ». Выскажите свою точку зрения по этому утверждению.

Учащиеся отвечают на вопрос

Проверка изученного материала (тест)

1. Чем вызвана необходимость либеральных реформ в 60-70е годы 19 века:

А. укреплением монархии.

Б. снятием с крестьян помещичьей опеки.

В. террористической деятельностью народников.

Г. давлением иностранных государств.

 

1. Реформа образования предусматривала:

А. запрет женского образования

Б. введение автономии университетов

В. введение ограничений в приеме в гимназии детей крестьян

Г. открытие научно-исследовательских институтов

 

3. Военная реформа 1874 г. организованная Д.А .Милютиным предполагала:

А. переход от всеобщей воинской повинности к профессиональной армии.

Б. переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности.

В. увеличение численности вооруженных сил.

Г. ужесточение дисциплины.

 

4. Судебная реформа НЕ предусматривала:

А. создание мирового суда.

Б. суд присяжных.

В. сохранение волостного суда.

Г. применение телесных наказаний.

 

5.Распределите в 2 столбика термины, относящиеся к истории России

до 1861 г.( I ) и после 1861 г.( II ):

А). оброк
Б). выкуп
В). рекрутские наборы
Г). отрезки
Д). сословный суд
Е). временнообязанные
Ж). суд присяжных
З). всеобщая воинская повинность
И). барщина
К). чересполосица
Л). земства



2015-12-13 399 Обсуждений (0)
Проверка изученного материала (тест) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проверка изученного материала (тест)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)