Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы анализа литературного произведения в школе



2015-12-13 2922 Обсуждений (0)
Приемы анализа литературного произведения в школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Чтение и анализ литературных произведений в школе

Чтение и анализ художественного произведения представляют собой последовательные ступени восприятия словесного искусства, связь которых неоднократно подчеркивалась в методической науке (Н.И.Кудряшов, Е.В.Квятковский, Т.Г.Браже, Т.В.Чирковская).

Анализ осознает результаты чтения, чтение включает в себя элементы анализа, но в свернутом, редуцированном виде, что и ведет к отличию первоначального и осознанного в целом отношения к тексту. Анализ как вид деятельности возможен

лишь на основе предшествующей деятельности чтения, при сохранении непосредственно-эмоциональной и образной стороны восприятия.

 

Виды чтения литературных произведений

Для ребенка чтение начинается с родительского голоса, который озвучивает книгу, придает чтению живое дыхание человеческих чувств и интонаций. Переход школьника, а теперь часто дошкольника (родителям некогда, они часто спешат научить ребенка самостоятельно читать) к чтению про себя почти революция сознания. Ведь здесь все нужно делать самому, без подсказки голоса читающего, без ариадниной нити его мысли, соединяющей текст в целое. Нередко и в V классе этот процесс чтения про себя учениками не освоен, и ребята любят больше слушать, чем читать сами.

Художественное слово в письменном тексте обладает множеством значений, которые, как сеть, окружают его и часто скрывают от читателя авторское чувство. Слово звучащее, произнесенное активно, подчеркивает эмоциональную направленность речи. Голос, как живая вода, превращает написанное слово в поступок, действие. В принципе здесь совершается тот же переход, как от нот к музыке. Личностность прочтения оказывается при выразительном чтении непременным результатом того выбора из множества значений, которые таятся в письменной речи, наиболее близкого исполнителю. Однако, часто пользуясь в школе выразительным чтением как приемом, способным оживить текст в сознании учеников, мы озабочены тем, чтобы эта деятельность была не только средством самовыражения школьников, но и способом приближения к авторской позиции. В связи с этой задачей исполнительский анализ, который в той или иной форме мы проводим со школьниками, с нашей точки зрения, должен проходить несколько этапов.

1. Пробуждение чувств

Произведение искусства, предъявленное классу, не должно оставлять ученика в рамках привычных представлений и служить лишь для воспоминаний читателя. Некая неожиданность, открытая в произведении, именно непривычностью своей должна заинтересовать читателя, пробуждать стремление проникнуть в загадки текста. Пробуждение чувств на первой стадии исполнительского анализа, таким образом, приводит к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения.

 

2. Выявление авторской позиции

Чтецу же важно выявить логику движения текста ≪на глазах≫ публики. Поэтому, не отбросив, а как бы преодолев влияние внетекстовых источников информации, исполнитель черпает свои доводы из самого текста, и в этом совпадает со школьником, которому внетекстовая информация часто недоступна. Школьный анализ литературного произведения в этом своем свойстве, как и во многих других, сходен с художественными интерпретациями литературного

текста.

 

3. Вживание в ситуацию произведения

Лирика, действительно, рассчитана на извлечение из памяти чтеца, читателя вообще впечатлений, родственных мотивам стихотворения, но излишняя конкретизация образов лирики обытовляет поэтический текст и грозит подменой автора читателем.

4. План чтения и техника произнесения

По тому, как ученик прочел текст, можно судить о характерепервоначального восприятия. Задача подготовки выразительного чтения может стать, в сущности, приемом анализа произведения.

 

Приемы анализа литературного произведения в школе

В основе школьного анализа всегда лежит литературоведческая концепция. Однако движение к ней, способ ее постижения, уровень мысли в школьном анализе во многом иной, чем в научном исследовании. При трансформации литературоведческого анализа в школьный нельзя переводить произведение

в чуждый авторской мысли план. Неизбежна неполнота школьного анализа в сравнении с литературоведческим. Но открытия школьного изучения произведения обязательно должны продвигать ученика в направлении к авторской тенденции.

Методика должна учитывать достижения литературоведения не на уровне только комментария, а на уровне концепции художественного произведения.

 

1. Композиция

Изучение композиции произведения помогает ученикам более глубоко, многогранно, отчетливо увидеть авторскую позицию. Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - таковы основные приемы изучения композиции.

2. Анализ стиля

Авторское отношение к изображенному сказывается не только в общем настроении произведения, но и в выборе слова-образа. Поэтому изучение стиля оказывается необходимым средством уяснения позиции автора. Приемы изучения стиля весьма разнообразны. Наблюдения над стилем писателя начинается

с элементарных упражнений. Нахождение и оправдание эпитетов или глаголов действия учениками V класса, сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление и сравнение образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста - таковы основные

приемы изучения композиции.

Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде - героя с прототипом, всегда обнаруживает авторские намерения, показывает, как ≪заострил≫ писатель жизненный материал.

Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения. Изучение творческой истории романа помогает ученикам приблизиться к глубинной мысли автора. Но существуют и другие приемы, способствующие концепционному восприятию произведения.

4. Сопоставление данного произведения с другими

произведениями писателя

Этот прием может быть применен в различных целях. Иногда сопоставление произведений одного писателя способно открыть общие основы его миросозерцания и художественного метода.

 

5. Сравнение произведений разных писателей или отдельных

элементов художественных текстов

Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.) в средних классах обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев произведения и их различия.

 

Вывод

Арсенал школьных приемов работы над литературным произведением разнообразен, почти необозрим, так как каждое значительное художественное явление часто ведет к новому способу его постижения (Д.С.Лихачев). Учителю из всего многообразия приемов анализа требуется выбрать способы рассмотрения текста, родственные художественной природе произведения и необходимые для развития тех учеников, работой которых он руководит. Необходимость выбора, сочетания реализации приемов анализа текста для учителя - процесс творческий. И в этой творческой деятельности его никто не может заменить, хотя литературоведение, психология, педагогика и методика преподавания литературы постоянно оказываются его помощниками.

 



2015-12-13 2922 Обсуждений (0)
Приемы анализа литературного произведения в школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы анализа литературного произведения в школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2922)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)