Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организационная структура социальных систем




Виды социальных систем

 

Система, в набор элементов которой входит человек или пред­назначенная для человека, называется социальной (например, кол­лектив отдела кадров, автомобиль (однако луноход не является социальной системой)).

В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь определенную направленность:

– политическую;

– образовательную;

– эко­номическую;

– медицинскую;

– технологическую.

На­иболее распространены социально-экономические системы. В ре­альной жизни социальные системы реализуются в виде организа­ций, компаний, фирм и т. д. Продукция таких организаций – это товары, услуги, информация или знания.

Таким образом, в ТО выделяют следующие виды организаций, имеющих свои приоритетные цели:

– социально-политические, социально-культурные, основной целью которых является до­стижение эстетических целей, а получение максимальной при­были является вторичной целью;

– социально-об­разовательные, где первичной целью является удовлетворение потребностей клиентов в инфор­мации и знаниях, а получение прибыли — вторичная цель;

– социально-экономические, главной целью которых является получение максимальной прибыли в интересах учредите­лей.

Социально-экономическая организация характеризуется нали­чием социальных и экономических связей между работниками.

К социальнымсвязям относятся: межличностные, бытовые отно­шения; отношения по уровням управления; отношения к человеку общественных организаций.

К экономическимсвязям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния органи­зации.

При организации или реорганизации компании пользуются таблицей влияния уровней вышеназванных связей на состояние организации (табл. 1).

Таблица 1

Влияние уровня связей на состояние организаций

Пример работы с данными табл. 1.

Таблица разработана применительно к социально-экономическим организациям, но ее можно использо­вать и применительно к социально-культурным или социально-образовательным организациям, только вместо слов «экономичес­кие связи» следует поставить «культурные связи» или «образова­тельные связи».

Директор одной из компаний обра­тился в консультационную фирму с просьбой помочь ему улуч­шить положение дел в компании. Консультанты определили, что в компании социальные связи — слабые, а экономические — сред­ние. Этот набор связей характеризует организацию как слабую. Для перевода ее в разряд средних необходимо усилить социальные связи между персоналом. Для этого можно реанимировать или создать заново профсоюзную организацию, усилить социальную направленность в деятельности компании.

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает ус­ловия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

В организации происходят различные процессы:

– объективные (естественные — по экономическим, управленческим и организационным законам). Относятся процессы спада и подъема в деятельности организации, баланс спроса и предложения, процес­сы, связанные с законами организации, например, синергии, са­мосохранения, композиции и пропорциональности, информиро­ванности;

– субъективные (искусственные — по воле человека или общества). Процессы, связанные с реа­лизацией технологических, экономических, управленческих и дру­гих решений субъектов управления.

 

Организационная структура социальных систем

 

Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде схем: (базовых, производных, смешанных)

– базовых, к которым относятся: (линейная и кольцевая)

ü линейная (рис.1)

Рис. 1. Линейная схема (в схеме нет обратной связи)

Линейная схема рекомендуется для небольших организаций при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в ее успешной работе. В схеме делегируются линейные и функциональные связи.

ü кольцевая (рис. 2)

Рис. 2. Кольцевая схема (□ – персонал) (функциональные связи)

Кольцевая схема представляет собой замкнутую на руководите­ля линейную схему. Она эффективна в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продук­цией и стабильным рынком. Для кольцевой схемы характерно разделение функциональных обязанностей среди профессиональ­ных работников, а административные остаются у руководителя.

– производных, к числу которых относятся: (колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная, матричная)

ü колесообразная(рис. 3)

Рис. 3.Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены также в виде различного сочетания базо­вых схем, представленных как «колесо» и «звезда».

Схема «колесо» эффективна в небольших организациях или подразделениях, в которых тре­буется постоянная корректиров­ка производства продукции. Это обычно обусловлено неустойчи­вой номенклатурой выпуска, из­менениями спроса на продукцию. Схема сочетает самостоятель­ность действий работников и профессионализм руководителя.

ü звездообразная (рис. 4)

Рис. 4. Схема «звезда» (линейная связь)

Схема «звезда» представляет собой разветвленную систему ли­нейных отношений. Она рекомендуется при филиальной структу­ре организации и при необходимости соблюдения конфиденци­альности в деятельности каждого составляющего подразделения. Между объектами управления нет внутренних связей. С каждым объектом только руководитель реализует линейные и функцио­нальные связи.

ü ие­рархическая схема используется для больших организаций с явно выраженным разделением труда (рис. 5).

Рис. 5. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

ü штабная схема используется при консультационном характере работы основных специалистов.

Штабная схема предусматривает создание групп специалистов ( функциональных штабов) при ру­ководителе в форме отделов или групп (рис. 6).

Рис. 6. Штабная схема (линейная связь)

Эти подразделения в пределах своей компетенции разрабатыва­ют проекты решений и передают их руководителю. Руководитель по представленным проектам решений принимает окончательные решения и доводит их до соответствующих подразделений. Штаб­ная схема позволяет при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по важнейшим задачам подразделений организации.

ü матричная схема рекомендуется для такого производства, в котором нет невозможности реализовать разделение труда, а также для сложного, наукоемкого производства товаров, информации, услуг и знаний (рис. 7).

Схема предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредст­венного общего руководителя проекта и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении у того же руководителя (это могут быть специалисты консультаци­онной фирмы или организации, лучшей в данной отрасли).

Рис. 7. Матричная схема (линейные и функциональные связи)

– смешан­ных, образующихся из наборов базовых и производных схем.

 

В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.

Типовая схема отношений в компании представлена на рис. 8.

Рис.8. Типовая (смешанная) схема отношений в компании

 

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)