Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические, методологические основы истории социологии



2015-12-13 516 Обсуждений (0)
Теоретические, методологические основы истории социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Юридический институт

Кафедра социологии и социально-культурной деятельности

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

ФГОС ВПО

 

Направление подготовки 39.03.01 «Социология»

 

Курс: 3

Семестр: 6

Форма обучения: очная / заочная

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Красноярск, 2015

 

УМКД составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 39.03.01 «Социология»*

 

Составители: канд. филос. наук Кожина О.П.

 

История социологии: Учебно-методический комплекс дисциплины / Красноярск гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2015. – 66 с.

 

 

Утвержден на заседании:

Кафедры социологии социально-культурной деятельности

Протокол №__ от «___» _____ 2015 г.

 

 

Рекомендован к изданию методическим советом ЮИ

Протокол №___ от «___» ________2015 г.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ФГБОУ ВПО Красноярского государственного аграрного университет

 

Аннотация

Дисциплина Б3.Б.2 «История социологии» является частью базовых дисциплин профессионального цикла, подготовки бакалавров по направлению 39.03.01 «Социология». Дисциплина реализуется в Юридическом институте кафедрой социологии и социально-культурной деятельности.

Дисциплина нацелена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:

- способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально- экономических наук при решении профессиональных задач (ОК- 9);

- способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально – профильные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК -1);

- способность и умение использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин) (ПК- 12).

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучением студентами закономерностей эволюции социологии как науки.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: чтение лекций, проведение семинарских занятий, организация самостоятельной работы студентов.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий и промежуточный. Текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских занятиях. Промежуточный контроль по дисциплине проводится в форме зачета и экзамена.

Общая трудоемкость дисциплины «История социологии» составляет 10 зачетных единиц, 360 часов: в третьем семестре обучения на лекции - 36 часов, на семинарские занятия - 36 часов, на самостоятельную работу студентов - 72 часа, в четвертом семестре на лекции- 40 , на семинарские занятия – 60, на самостоятельную работу - 80 часов.

Модуль 1. История зарубежной социологии

Лекция 1. Становление социологии как науки

1.1.Теоретические, методологические основы истории социологии.

1.2. Предпосылки становления социологии как науки.

1.3. Институциализация зарубежной социологии.

1.4.Становления социологии как науки в России.

Теоретические, методологические основы истории социологии.

Объектом изучения истории социологии является эволюция, возникновение, становление и развитие социологии как науки. Предметом истории социологии является изучение категории, характеризующих концепции, школы, направления социологии, на основе различия метафизического и диалектического типов теоретизирования.

Содержание истории социологии состоит из двух частей: зарубежная история социологии и отечественная история социологии, которые в своем развитии охватывают два исторических этапа: первый этап- середина XIX – начало ХХ вв. - , второй этап начало XX - начало ХХI вв.

История социологии является частью базовых дисциплин профессионального цикла, подготовки бакалавров по направлению социология, её изучение базируется на знании философии. Философия выступает в качестве теоретической и методологической основы научного познания истории социологии, позволяет раскрыть философские и методологические основы концепций зарубежной и отечественной социологии на основе различия диалектической и метафизической форм теоретизирования.

Метафизика как форма теоретизирования: принципы и методы. Термин «метафизика» греческий термин, который буквально означает то, что после, физики. Термин появился в I в. до н.э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды по философской проблематике и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика».

Так термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX в. (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Р. Декарт, И.Кант).

Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизикой называют: 1)тип философии, изучающий недоступные для опытного познания принципы бытия; 2)метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга.

Метафизическая методология, берет начало от софистики, как способа существования науки. Методы софистики:1)односторонний подход к явлениям; 2)выхватывание какого-либо случайного признака и по нему определение явления; 3)не умение выделять главное; 4)убеждение в том, что истинно то, что полезно; 5)софист говорит быстро , чтобы смысл сказанного был непонятен; 6)софист, говорит медленно, чтобы смысл сказанного был непонятен; 7)софист, чтобы подавить собеседника, осмеивает его, а затем переходит на серьёзный тон.

Основные принципы метафизической методологии:

1)принцип антропоцентризма: утверждение свободной воли познающего субъекта, т.е. человек сам волен самопроизвольно определять, что является истиной, а что таковой не является (человек «мера всех вещей»); описание предмета осуществляют произвольно избранными средствами, понятиями, с помощью произвольно принятого языка; использование формальной логики для доказательства своих положений.

2)принцип дуализма: удвоение действительности в теории, так как математические таблицы лишь произвольное описание действительности.

3) теория познания как теория репрезентаций. Латинское понятие repraesentatio означает «представление» как вторичный образ, воспроизведенный памятью. Вторичный образ, может быть воспроизведен как угодно, независимо от того, насколько это соответствует действительности. С репрезентацией происходит удвоение действительности, поскольку эта репрезентация задается самостоятельно (статистические таблицы). Модель презентирует некий реальный, внешний и все же представленный в мышлении объект иначе, чем он существует в действительности. Поэтому возникает необходимость в доказательстве её, для чего применяется формальная логика.

Формальные логики имеют многочисленное количество вариаций доказательства, но существенны две основные группы формальных логик, индуктивные и дедуктивные. При построении формально-логических систем абстрагируются от их отношения к объективному миру, к связям его явлений, а также от происхождения и развития логических форм и понятий. Теории индуктивного типа, реализовываются как логика наблюдения и описания, репрезентации действительности, а репрезентация всегда вероятностное знание, догадка. На основе индуктивной формальной логики (индукция – лат. выведение, от частного к общему), строятся неономиналистические представления.

Метафизические представления неореализма. Модель строится на априорных идеях.

Неореалисты превращают общие понятия, абстрактные конструкции в самостоятельно существующие презентации. Признается первичность идеального (общее понятие) и вторичность материального, описание, интерпретация. Теории неореалистов относятся к теориям дедуктивного типа: дедуктивный тип теории ‒ формирование планов, программ, общих идей, планов, схем, которые не реализуются; знания формируются как общие положения, из которых выводятся частные положения; общие положения выступают как абстракция, а в качестве системы доказательств выступают формальные логики дедуктивного типа; одна из основных слабостей неореализма – это то, что в нем не учитывается исторический процесс развития объекта исследования.

Неономинализм напротив, строит свои умозаключения на основе индукции, от частного к общему. Берет случайный набор фактов, на основе которых делает общие умозаключения. Номинализм и реализм являются средневековыми традициями теоретизирования, которые трансформировались в неономинализм и неореализм.

Итак, в качестве философско-методологической основы метафизических представлений выступают: принцип дуализма, принцип антропоцентризма. В качестве логико-методологических стандартов выступают формальные логики, которые являются основой построения теории, вскрывают неполноту умозрительных индуктивных и дедуктивных теорий, устраняют их противоречивость, неполноту, придают им строгость. Неономинализм и неореализм – это методологические традиции, образующие диаметрально противоположные версии метафизических представлений ни одна из которых по принципу плюрализма не может быть отвергнута другой, и важно не смешивать указанные версии с диалектикой.

Диалектика как форма теоретизирования: принципы и методы. Диалектика (от греч. искусство спорить, вести рассуждение), учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания. Истоки диалектики: «все течет, все изменяется во времени», «в одну речку, нельзя войти дважды во времени» (Гераклит). Введение термина «понятие» как формы мышления, понятия «майевтика», диалог учителя и ученика, в котором рождается истина, метод наводящих вопросов (Сократ). Диалог как форма философского текста, первая схема категорий (Платон). Принципы, законы, категории диалектического мышления (Г.В. Ф Гегель). Переосмысление диалектической логики Г.В.Ф. Гегеля, утверждения диалектики как теории и метода развития природы, общества и мышления (К. Маркс). Теория диалектического познания (отражения) (В.Ульянов).

Диалектическая методология строится на основе теории познания как теории отражения. Согласно теории отражения образ является существованием сущности (прообраз) и опосредуется некоторой определенностью всеобщей связи. Тем самым диалектическое мышление в соответствии с теорией познания как теорией отражения раскрывается категориями диалектики, которые отражают действительность.

Содержательная диалектическая логика отражает явления так, как они существуют не зависимо от сознания человека. В связи с этим, диалектическая логика всегда адекватна объективным условиям и субъективным факторам, которые выступают в качестве ее детерминантов, в качестве понятийного аппарата выступают категории диалектики, в качестве системы доказательств, критерия истины – практика.

Содержание принципов, законов и категорий диалектики. К принципам диалектики относятся:

1)принцип всеобщей взаимосвязи (детерминизма), утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи;

2)принцип развития, провозглашающий необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства;

3)принцип единства мира, представление единства вещей, представленного действием диалектического противоречия. В этом отношении все вещи неразличимы, поскольку они все есть диалектические противоречия. Источник движения и развития мира, предметов и явлений находится в них самих.

К законам диалектики относятся:

1)закон единства и борьбы противоположностей, указывает на то, что диалектическое противоречие выступает источником движения и развития мира.

2)закон перехода количественных изменений в качественные, о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения;

3)закон отрицание отрицания, при развитии явления или предмета происходит изменение внешней формы, но при этом сущность предмета сохраняется.

Категории диалектики ‒ общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности: сущность и явление, содержание и форма, единичное и общее, причина и следствие, возможное и действительное, необходимое и случайное, историческое и логическое, абстрактное и конкретное.

Категории «абстрактное» и «конкретное» являются логическими категориями диалектики. Конкретное в словаре диалектики определяется как «единство многообразия». Проблема абстрактного и конкретного рассматривает моменты осмысления целого. Конкретное означает не визуальную вещь, а определение, систему понятий. Абстрактное в диалектике не этимологическое отвлечение, а односторонне понятое. В диалектике логическое есть понятое, выраженное в категориях историческое.

Диалектическая логика, в отличие от формальной логики, характеризуется двумя моментами. Во-первых, сознательным установлением неразрывной связи субъективного (законы диалектики) с объективным (законами объективной диалектики), диалектическая логика есть учение о достижении объективной истины .Во-вторых, диалектическая логика, в отличие от формальной, раскрывает внутреннюю связь, диалектическое единство всех форм и категорий мышления. Причем соответствие субъективной диалектики (логики) с объективной диалектикой требует всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости всех логических категорий.



2015-12-13 516 Обсуждений (0)
Теоретические, методологические основы истории социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические, методологические основы истории социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)