Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория речевых актов: критический анализ



2015-12-13 539 Обсуждений (0)
Теория речевых актов: критический анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




Колегаева А. В. Тория коммуникации: прагматический подход : учебное пособие. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2005. – 70с.

Богданов В.В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения: Межвуз. сб. науч. тр. - Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1989. - С. 25-37.

Кравченко А.В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. - Иркутск: Иркутский гос. лингв. ун-т, 1996. - 160 с.

Теория речевых актов: критический анализ

К исследованию различных типов речевых актов (РА) обращались ученые - лингвисты, анализирующие речь в контексте жизни и жизнедеятельности человека, исследователи обиходной речи и таких форм речевого общения и поведения, как "диалогическая речь", "речевой этикет". Проблематику РА и речеобразования в своих лингвистических концепциях затрагивали В. фон Гумбольдт, Ш. Балли, Л. Якубинский, Э. Бенвенист, М.М. Бахтин. Однако целостная теория речевых актов (ТРА) сложилась лишь в рамках лингвистической философии под влиянием идей "языковых игр" Л. Витгенштейна. В работе "Философские исследования" Витгенштейн разработал теорию значения, которую назвал теорией "семейных сходств". Она звучит следующим образом: знание значения языкового выражения есть знание правил его употребления. Он считает необходимым учет внеязыковой ситуации, которую образует система человеческой деятельности, включающей в себя язык. Л. Витгенштейн называет употребление языка в нашей жизни языковыми играми.

Основы лингвистической концепции ТРА были заложены представителем Оксфордской школы лингвистической философии Джоном Лэнгшо Остином. Поскольку теория работает в сфере функционирования самих речевых единиц, изучает поведенческую функцию речевых единиц определенных типов, ее считают вариантом теории речевой деятельности (лингвопсихологии) или разделом в теории речевой этики.

Предметом анализа в данной теории выступает иллокутивная сила высказывания, поэтому ТРА очень часто называют "иллокутивной семантикой", или "коммуникативно-целевой семантикой", что подтверждает наличие тесной, иногда совсем неразличимой связи между семантикой и прагматикой. Объектом исследования служит "акт речи, состоящий в произнесении говорящим предложения в ситуации непосредственного общения со слушающим". По мнению И.М. Кобозевой, определение объекта исследования значительно ограничивает возможности ТРА, так как:

– анализу подвергается отдельное высказывание, взятое вне диалога (не учитывается все многообразие факторов реального общения);

– ТРА не предусматривает анализ речевого акта как действия, отражающего особенности той или иной культуры, этноса;

– социальный аспект субъекта в ТРА представлен слабо. В ТРА мы сталкиваемся с одним из главных "грехов" прагматики – исключительным вниманием к позиции говорящего и игнорированием позиции адресата.

В состав РА входит также тот фрагмент действительности, которого касается его содержание. "Подход к речевому акту как к способу достижения человеком определенной целии рассмотрение под этим углом зрения используемых им языковых средств – главная особенность теории речевых актов". Целенаправленность РА предопределила его рассмотрение как трехуровневого образования, включающего:

1) локуцию, т. е. произнесение ради самого произнесения;

2) иллокуцию - самого важного компонента РА, предполагающего осуществление коммуникативного намерения говорящего совершить, сделать что-то с помощью речи;

3) перлокуцию- компонент РА, включающего воздействие на сознание или поведение адресата, создание новой ситуации в рамках речевого акта.

Перлокутивный эффект распознается по той или иной действенной или эмоциональной реакции адресата.

Дж. Р. Серль продолжил развитие идей Остина. По его мнению, РА состоит из трех компонентов:

акта произнесения (англ. utterance act);

пропозиционального акта, осуществляющего референцию и предикацию, и

иллокутивного акта, реализующего целеустановку говорящего.

По Серлю, иллокутивный акт есть минимальная единица языкового общения; акт, совершаемый в соответствии с наборами конститутивных правил. В рамках теории иллокутивных (речевых) актов Дж. Серля и Д. Вандервекена "…большая часть элементарных иллокутивных актовсостоит из пропозиционального содержания, выражаемого некоторой иллокутивной силой". Пропозиция составляет содержание предложения, то, что сообщается в акте утверждения, и обладает следующими свойствами: каждая пропозиция репрезентирует некоторое положение дел и имеет истинностное значение. Она представляет собой содержание иллокутивных актов и пропозициональных установок. Важную роль в интерпретации РА играют пресуппозиции, определяемые как пропозиции, неявно подразумеваемые еще до начала передачи речевой информации. Другими словами, пресуппозиция – это некая пропозициональная установка, имеющаяся у человека.

При произнесении предложений с разной целью разные реализации отличаются друг от друга иллокутивной силой. Реализованное предложение достигает цели в виде перлокутивного эффекта РА с соблюдением необходимых условий. Тот или иной перлокутивный эффект не обязательно возникает как результат намерения произвести его.

 



2015-12-13 539 Обсуждений (0)
Теория речевых актов: критический анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория речевых актов: критический анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (539)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)