Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Становление российской прокуратуры



2015-12-13 536 Обсуждений (0)
Становление российской прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 9

(магистратура)

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний об образовании и развитии органов прокуратуры в России;

— получение представления о деятельности органов прокуратуры и России, в том числе и органов военной прокуратуры;

— усвоение правовой сущности необходимости образования органов прокуратуры в России.

В результате изучения этой темы обучающиеся должны:

Знать

— нормативные правовые акты, свидетельствующие об образовании и развитии органов прокуратуры в России;

— основные этапы становления и развития органов прокуратуры России;

— основные положения судебной реформы 60-х гг. XIX в.;

— основные этапы становления и развития органов военной прокуратуры в России;

— органы прокуратуры и их полномочия в России в период с IX по конец XX в.;

Уметь

— анализировать причины и условия образования тех или иных органов прокуратуры в России;

— толковать нормативные правовые акты, свидетельствующие об образовании и развитии органов прокуратуры в России;

— давать квалифицированные юридические заключения по вопро­сам образования и развития органов прокуратуры в России, в том числе и по органам военной прокуратуры;

Владеть

— юридической терминологией, раскрывающей историю развития органов прокуратуры в России;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, свидетель­ствующими об образовании и развитии органов прокуратуры в России.

Ключевые слова: прокурор; Генерал-прокурор; прокурорский корпус; реформы Петра I; граф П. Ягужинский; надзор; Сенат; декрет; Наркомюст РСФСР[1].

 

Становление российской прокуратуры

 

Само слово «прокуратура»[2] имеет ряд значений. Так, «прокуратура» произошла от латинского слова прокуратор — procurator, Прокуратор в Риме — управляющий хозяйством; чиновник по сбору налогов; поверенный в делах, осуществляющий поручения доверителя по ведению судебных дел и управления имуществом. В последующем функция прокуратора разделяется на дне категории:

1) прокурист — procurare (лат.) — управляющий, ведающий чем-либо; доверенное лицо торгового предприятия, имеющее полномочия на совершение сделок;

2) прокурор:

— procurare (лат.) — заботящийся, наблюдающий за соблюдением и применением законов или надзирающий за исполнением законов;

— procurerur (фр.) — заботящийся, государственный обвинитель в судебных прениях (прокурор по французскому образцу);

— должностное лицо в парламенте (в настоящее время - в Швеции).

Основателем прокуратуры принято считать французскою короля Филиппа IV. Согласно Ордонансу от 25 марта 1302 г, во Франции была учреждена прокуратура. Зарождению прокуратуры в этой стране способствовал ряд обстоятельств. Функции прокуратуры того времени были многогранны. Они выходили за пределы юридической сферы. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции в XI—XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотно допускал поверенных.

Для короля же было сделано исключение, и он мог действовать через своих поверенных — прокуроров. Такие поверенные выбирались из среды адвокатов и не отличались по своим права и обязанностям от поверенных других лиц, которые имели на это право[3]. В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах[4].

Постоянный институт прокуратора учреждается при Филиппе IV Красивом. Ордонанс 23 марта 1302 г. приказывал королевским прокурорам приносить ту же присягу, какую приносят бальи, сенешали и прево, а также при выступлениях в судах от имени короля — специальную, процессуальную присягу, обязательную для всех поверенных. С этого момента прокуроры стали королевскими чиновниками. Основная их деятельность сводилась к охране фискальных и гражданско-правовых интересов короля, в частности путем выступления в суде в качестве одной из сторон. В других странах Европы учреждение прокуратуры в механизме государственности происходит в XIV-XIX вв. (Пруссия, Австрия, Италия и др.).

Истоки становления российской прокуратуры относятся к периоду первой четверти XVIII в., когда государственные реформы, проводимые Петром I, актуализировали вопрос о необходимости создания органа, предназначенного для надзора за соблюдением законности. Таким органом первоначально стал фискалат, который затем был преобразован в прокуратуру. И 1722 г. Петром I была введена должность генерал-прокурора, которым стал граф П. Ягужинский[5]. Параллельно в 1722 г. для надзора над Синодом была создана должность обер-прокурора. Гак в Указе Петра Великого от 11 мая 1722 г. отмечалось: «В Синод выбрать из офицеров доброго человека, ктоб имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором и дать ему инструкцию, применительно к инструкции генерал-прокурора Сената» (такая инструкция была выработана13 июня 1722 г. Первыми обер-прокурорами были — полковник И. В. Болтин (1722—1725), лейб-гвардии капитан А. П. Баскаков (1725—1726). В его обязанности входил надзор за деятельностью Сената и других государственных органов. При обнаружении нарушения закона генерал-прокурор обязан был потребовать устранения выявленных нарушений, а в случае неподчинении приносить протест и приостанавливать действие незаконного решения или прекращать незаконное действие.

Постепенно прокуроры стали занимать важное место в структуре государственных органов, стал складываться прокурорский корпус. Прокуроров по предложению генерал-губернаторов избирал Сенат. Они осуществляли надзор за деятельностью центральных и местных учреждений и докладывали о выявленных нарушениях генерал-губернаторам. Прокурор, в случае обнаружений незаконных актов и решений устно предлагал устранить его, а при неподчинении приносил письменный протест в орган, нарушивший закон, а затем в соответствующую коллегию или в Сенат. Принесение протеста на незаконный акт приостанавливало его действие.

Несколько позже наряду с центральной стала формироваться и губернская прокуратура, основой которой стали прокуроры надворных судов. В начале XIX в. с созданием Министерства юстиции губернская прокуратура трансформировалась в органы юстиции на местах, а должность министра юстиции стал занимать генерал-прокурор.

Судебная реформа 1864 г. наряду с коренным изменением судебной системы затронула и прокуратуру: она получила полномочия по надзору в судах. В это же время формируются и основные принципы деятельности прокуратуры: независимость, единоначалие и другие. В непосредственном подчинении у генерал-прокурора находились обер-прокурор Сената и прокуроры судебных палат. При этом у каждого из прокуроров судебных палат имелись несколько товарищей (помощников). Прокурорам судебных палат были подчинены прокуроры окружных судов, входящих в округ данной палаты. Прокуроры (товарищи), которые были в подчинении у окружного суда, распределялись по уездным городам, входящим в округ данного суда. Данные категории прокуроров (товарищей) осуществляли деятельность, связанную с надзором за предварительным следствием и обязательным участием в заседаниях съездов мировых судей. Младшие чины прокуратуры назначались и увольнялись министром юстиции, а остальные члены прокуратуры — царем по представлению министра юстиции.

В этот период прокуроры приобретают права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в предварительном следствии, суде, где они выступают в качестве государственных обвинителей.

Целый ряд полномочий приобретает прокурор и в гражданском судопроизводстве. Однако «общенадзорная» деятельность прокурора в это время отступает на второй план.

Основные полномочия прокурора осуществлялись в рамках уголовного и гражданского судопроизводства и конкретизировались уставами уголовного и гражданского судопроизводства. Судебные же уставы регулировали вопросы деятельности прокурора в суде.

За период после 1864 г. по 1917 г. коренных изменений российская прокуратура не претерпела, хотя вопросы о необходимости усиления надзорной деятельности прокурора поднимались неоднократно.

В 1917 г. Декретом «О суде» № 1 дореволюционная российская прокуратура была упразднена. Однако практика первых лет Советской власти показала насущную необходимость создания прокуратуры как единого органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. Учреждению новой советской прокуратуры предшествовала бурная дискуссия по вопросу ее построения по принципу единоначалия либо двойного подчинения — центральной прокурорской власти и губисполкомам. Победила точка зрения сторонников единоначалия, и 28 мая 1922 г. постановлением ВЦИК было утверждено Положение о прокурорском надзоре и создана прокуратура, вошедшая в состав Наркомюста РСФСР, а затем — Верховного Суда СССР. Функции по надзору за законностью прокуратура осуществляла в тесном взаимодействии с судами и органами юстиции.

Самостоятельность советская прокуратура приобрела только в 1933 г., когда постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, одновременно была упразднена Прокуратура Верховного Суда РФ. Тогда же были определены основные задачи и направления деятельности прокуратуры, выделены основные отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью действий Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор за правильным и единообразным применением закона судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

Важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие Положения о прокурорском надзоре в СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 май 1955 г. В этом Положении были закреплены общие положения, касающиеся организации и деятельности прокуратуры СССР, а также структура ее органов, порядок назначения и прохождения службы работниками прокуратуры, порядок осуществлении надзора за исполнением законов учреждениями, организациями должностными лицами и гражданами СССР, органами дознания и предварительного следствия, за законностью и обоснованностью приговоров и решений судов и др.

14 декабря 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о военной прокуратуре, в котором были определены система и структура органов военном прокуратуры, полномочия военных прокуроров, разграничена их компетенции с компетенцией территориальных прокуроров.

30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором были закреплены принципы и основные направления деятельности прокуратуры, система органов прокуратуры и их организация, компетенции в осуществлении надзора за исполнением законов на территории СССР всеми органами, организациями и гражданами и др.

В 70—80-х гг. прошлого века на органы прокуратуры было возложено множество не свойственных ей функций, которые оттеснили на второй план ее главную задачу — осуществление надзора за законностью.

Принятый в 1992 г. новый Закон о прокуратуре деполитизировал органы прокуратуры и ограничил полномочия прокурора по сравнению с ранее действующим законодательством. После принятия Конституции РФ 1993 г. Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ Закон о прокуратуре был принят в новой редакции. С учетом последующих изменений и дополнений этот Закон действует и в настоящее время.

 



2015-12-13 536 Обсуждений (0)
Становление российской прокуратуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Становление российской прокуратуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (536)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)