Понятие права
В современном мире термин «право» может пониматься и трактоваться по-разному. Причиной тому служит неоднозначность и сложность данного понятия. Во-первых, под правом понимается государственный институт охраны высших благ общества, таких как государственный строй, права и свободы личности и т.д. Во-вторых, право является социальным инструментом, который проповедует нравственность и другие общественные идеалы (моральное право воспитывать ребенка и т.д.). В-третьих, право можно рассматривать как систему неотъемлемых прав человека и гражданина (на свободу, на образование, на труд и т.п.). Обществознание рассматривает право с точки зрения его общих свойств, подобно юридическим наукам. Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых от нарушения его силой.
Признаки права:
- Право исходит от государства — т.е. государство обладает монополистическим правом устанавливать общеобязательные законы.
- Право является системой общеобязательных правил поведения — право обязательно для всех, кому оно адресуется. Эта общеобязательность гарантирована публичной властью государства.
- Право охраняется от нарушений силой государства — каждый субъект, совершая противоправное действие, знает о неотвратимости ответственности за него.
- Формальная определенность права — нормы права обязательно облекаются в письменную форму и отличаются четким, лаконичным изложением, не допускающим различных трактовок.
Может сложиться ощущение, что право — это насаждаемая силой воля государства. Но подобная оценка в корне неверна. В настоящее время главной целью права является поддержание в обществе порядка и обеспечение гражданам достойной жизни. Данные положения находят отражение в принципах права. Среди основных принципов современного права можно выделить:
- Справедливость.
- Гуманизм.
- Всеобщее равенство перед законом и судом.
- Законность.
На протяжении всей истории человечества право играет определенную роль в жизни общества, выполняя соответствующие функции. Содержание функций права охватывает как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Можно сказать, что функции права — это прежде всего реализация его социального назначения. Соответственно, выделяют следующие функции права:
- Регулятивная — право является регулятором отношений между людьми через четкое установление правил поведения и возложение юридических обязанностей на субъектов права (физические лица, юридические лица, государство).
- Охранительная — защищая государственный строй, организацию экономической жизни, идеологические основы, свободу, собственность членов общества, право является необходимым условием существования государства.
- Идеологическая (культурная) — право водит в общественное сознание набор представлений о необходимых правилах поведения, духовных и моральных ценностях.
Говоря об источниках права, прежде всего, подразумевают факторы, порождающие появление и действие права. Источник права — это способ существования норм права, внешняя форма их закрепления. В мире существовало и существует большое количество источников права. К основным источникам права относятся:
- Правовой обычай — правило поведения, которое сложилось исторически и признано государством в качестве общеобязательного. Это один из наиболее древних источников права. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Сборниками правовых обычаев являются дошедшие до нас памятники прошлого (законы Хаммурапи, Русская Правда). В настоящее время правовые обычаи широко применяются при регулировании некоторых общественных отношений (земельных, наследственных, семейно-брачных). Сохраняет свое значение обычай и в международном праве.
- Юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. Прецедент создается при отсутствии соответствующего нормативного правового акта. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и это решение впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.
- Правовая доктрина — также является одним из древнейших источников права. Правовую доктрину могут составлять высказывания представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время правовая доктрина продолжает выступать в качестве источника права в мусульманских странах.
- Нормативный договор — это юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей. Нормативный договор имеет широкое распространение в таких отраслях права как конституционное, гражданское, трудовое и международное.
- Нормативно-правовой акт.
Норма права. Нормативный правовой акт
Норма права — это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.Виды правовых норм:
- Регулятивные — устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака).
- Охранительные — устанавливают условия применения мер государственно-принудительного воздействия (моральный ущерб).
- Обязывающие — обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд).
- Управомочивающие — предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд).
- Запрещающие.
Нормативный правовой акт — официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:
- содержит нормы права;
- исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;
- принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
- имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
- обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.
Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой. Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения. Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства. Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов:
- Законы — нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой:
- Конституция РФ — основной закон;
- федеральные конституционные законы — регулируют вопросы, связанные с избранием, полномочиями и деятельностью высших органов власти РФ;
- федеральные законы (текущие и кодифицированные — Кодексы);
- региональные законы.
- Подзаконные акты — указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, министерств и ведомств, местных органов власти:
- общие — распространяются на всю территорию государства;
- ведомственные — директивы министерств и ведомств;
- местные — постановления и распоряжения региональных и местных органов власти.
Поскольку закон — это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс. Он включает в себя несколько последовательных этапов:
- Законодательная инициатива — официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
- Обсуждение законопроекта — осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
- Принятие закона — происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
- Опубликование (промульгация) закона — т.е. доведение до сведения населения его содержания. Опубликование закона, как правило, состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования.