Глава 5. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
Смена сенситивных периодов связана с развитием биологических и психических процессов созревания систем организма. Ввиду того, что отдельные функции и системы созревают в разное время, т. е. процессы созревания носят неравномерный, гетерохронный характер, возрастное развитие включает в себя как относительно стабильные периоды, так и периоды кризисов. Стабильные (литические) возрастные периоды: · младенчество (до 1 года), · раннее детство (от 1 до 3 лет), · дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет), · младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет), · отрочество (от 11-12 лет до 15-17 лет), · юность (от 15-17 лет до 19-21 года), · молодость (от 19-21 года до 25-30 лет), · зрелость (от 25-30 лет до 55-60 лет), · старость (от 55-60 лет и выше). 1. Ранние периоды развития - период дошкольного возраста. Основное содержание интеллектуальной деятельности ребенка - игровая деятельность. Воспитательные цели - развитие у ребенка различных ролевых функций. Педагогическое воздействие - поддерживаются желания и намерения ребенка участвовать в семейной трудовой деятельности. Ролевая игра в данном возрасте при правильном воспитании помогает ребенку в освоении основ трудовой и общественно полезной деятельности: · развитие положительных мотиваций к трудовой деятельности, · получение положительных эмоций не только от результата, но и от самого процесса ее осуществления. С педагогической точки зрения - используется особый сенситивный период развития ребенка, связанный с потребностью в имитационном повторении трудового (и не только!) поведения взрослых. Поощрение имеет большой воспитательный смысл. Освоение ролевых функций в процессе игровой деятельности ребенка проявляется и в реализации себя как личности, которая пользуется уважением окружающего игрушечного мира, востребована в этом мире, играет важную роль в этом одновременно игрушечном и настоящем мире, способна строить планы, принимать решения, от которой зависит судьба той или иной игрушки. Важность процедур такого рода очевидна - это помогает ребенку хотя бы в игре и хотя бы частично почувствовать себя взрослым, войти в роль взрослого человека, «примерить на себя» этот тип поведения. Факт неосознанности такого поведения ни в коей мере не мешает его продуктивности. В процессе правильно построенной игры педагог может помогать ребенку развивать в себе такие чувства, как самоуважение, справедливость, доброта. Анализ индивидуальных, характерных черт игровой деятельности, выявление наиболее часто проявляющихся игровых ролей, может многое сказать заинтересованному, вдумчивому и опытному педагогу или родителю как о склонностях, так и о провалах, недоработках и упущениях в воспитании и развитии ребенка. В процессе игровой деятельности ребенок формирует: · различные стороны мотивационной сферы, · различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы. В конце этого периода определяется готовность ребенка к школьному обучению. Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению связаны с рядом биологических и психологических факторов. Выделяют следующие факторы: · общее физическое развитие, т.е. наличие нормальных анатомических характеристик, таких, как пропорции тела, рост, вес, мышечная масса, объем груди и т.д.; · наличие нормальных физиологических характеристик, · степень развития эмоциональных и волевых качеств, уровень психологической готовности. Методически степень готовности ребенка к школе определяется путем сравнения его индивидуальных показателей со статистической возрастной нормой. Причем ввиду существования большой вариативности региональных стандартов более правильным является сравнение индивидуальных показателей с групповыми стандартами, адаптированными специально для детей данного региона с учетом его социальных, культурных и бытовых особенностей. Показатели готовности - как правило, представляют собой тестовые задания, например: · счет в пределах десяти, · навыки чтения, рисования, · владения бытовыми навыками самообслуживания, · навыками культуры поведения, общения, · выраженность мотиваций к учению, интерес к знаниям и т.д. Типичный тест предшкольной зрелости - тест Керна - Йерасека, который содержит три субтеста: · субтест на качество рисунка человека, результаты которого истолковываются в терминах уровня общего психического развития, · субтест срисовывания пространственной схемы расположения точек, результаты которого интерпретируются как развитость образного мышления и конструктивной деятельности преимущественно невербального (правого для правшей) полушария мозга, · субтест копирования текста, что оценивается как уровень развития логической, знаковой сферы мышления. По сумме субтестовых показателей определяется общий балл, который сравнивается со статистической нормой. Читайте также: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |